Студенческий билет
Фото: Балашов Антон, PrimaMedia

Пирожки с китовым мясом, выезды в колхоз и "Халява, приди!" - от бывших студентов Приморья

В День студента известные люди нашего края вспомнили студенческие годы специально для РИА PrimaMedia

Общество

25.01.2017

В России День студента традиционно отмечают 25 января. Именно в этот день в университетах и кампусах, в библиотеках и общежитиях студенты радуются тому, что они студенты. И пока молодежь выкраивает время, чтобы повеселиться, забыв об учебниках, курсовых и все еще не сданных "хвостах", старшие поколения вспоминают свои "альма-матер" и, самое главное, себя молодых. О том, что особенно врезалось в память из студенческих лет, у известных людей Приморья выяснил корр. РИА PrimaMedia.

Лариса Белоброва, Фото с места события собственное

Лариса Белоброва, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

Лариса Белоброва, Заслуженная артистка РФ:

— Ребята в академии искусств у нас замечательные учились. Был такой Коля Бульботко, он умел мяукать как мартовский кот – к нему все кошки сбегались. Много чего происходило. Нас как-то в студенческие годы привезли в колхоз, поставили перед полем с сорняками в полный рост. Сказали, все выдрать с корнем. Только уже вечером мы узнали, что это была конопля, когда к нам в коровник прямо на мотоциклах заехала местная деревенская мафия. Устроили нам разборки за то, что мы им целую плантацию уничтожили. Защищать вызвался самый маленький парнишка в нашей группе, слава богу, все обошлось.

Владимир Беспалов , Фото с места события собственное

Владимир Беспалов , Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

Владимир Беспалов, депутат Законодательного собрания Приморского края (КПРФ):

— Запомнился мне как-то Новый год в студенчестве. 31 декабря, а я с огромным флюсом на полщеки. Ничего толком съесть не могу, разве что шампанского выпить. 1 и 2 января ни одна стоматология не работает, только 3-го числа попал к врачу. После всех экзекуций пришел домой, упал и проспал полтора дня. А вот что касается учебы, в институте не списывал, но шпоры готовил. Это был такой стратегический резерв – на узких полосках бумаги микроскопическим почерком, чтобы вытащить в случае, если переволновался или что-то забыл. Пользовался ими редко, больше писал для того, чтобы лучше запоминалось.

Сергей Матлин

Сергей Матлин. Фото: РИА PrimaMedia

Сергей Матлин, начальник департамента культуры Приморья:

— Я учился во Владивостокском мединституте, но мое отношение ко дню студента исчерпывалось ролью Гиппократа. Несколько лет подряд я был Гиппократом на торжественном посвящении: меня выносили на носилках в белом в венке, я брызгал людей водой из клизмы, произносил клятву и делал прочие ритуальные студенческие штуки. Собственно, пять лет я был бессменным Гиппократом института.

Ефим Звеняцкий , Фото с места события собственное

Ефим Звеняцкий , Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

Ефим Звеняцкий, художественный руководитель Приморского академического театра им. Горького:

— У меня с институтом связаны только позитивные воспоминания. Мастерство актера и речь были самыми желанными предметами, тяжелее было с экзаменами по философии и истории коммунизма. Мое студенчество в академии искусств – это самые красивые елки, шары, чтобы подзаработать Дедом Морозом на утренниках в дворцах культуры. Заработанное тратили на еду, кушать в те годы было нечего. Покупал пирожки с китовым мясом по 5 копеек за штуку. Это и завтрак, и обед. Помню, как стоял в очереди за водой в общежитии, когда кран вывели на улицу. Тогда же произошло нападение китайцев на остров Даманский, думали, что будет война. Ну и на картошку ездили само собой… 1965 год, Михайловский район. Девчонки к нам тогда впервые приставали…

Аврора Римская , Фото с места события собственное

Аврора Римская , Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

Аврора Римская, старший помощник руководителя следственного управления СК РФ по Приморскому краю:

— За полтора месяца до сдачи диплома папа решил усовершенствовать что-то на компьютере, и все, что я собирала, сидя в библиотеках за книгами, переписывая, набирая в ручную текст, было удалено. Пришлось потом в сжатые сроки начинать все заново, поднимать записи. Кстати, на экзаменах мне всегда выпадал билет №13. Даже когда сдавала на права, вытащила этот же номер.

Анна Алеко

Анна Алеко. Фото: из личного архива

Анна Алеко, директор приморской краевой филармонии:

— В ночь перед сессией мы, как и положено, открывали окно и, высунув зачетку, кричали "Халява приди!". В один из таких случаев пришел старший по службе безопасности, а мне влепили выговор за шумное поведение. Хэллоуин в мои студенческие годы еще не праздновался, мы только слышали, что есть такой американский праздник, но мальчишки развешивали ночью стулья, обматывали двери, завязывали ручки веревками. Однажды мы с девочками в общаге зашли в отсек, закуток такой, где мусорка, а там лежит человек с топором в спине. Сразу шум, крики, перепуганные помчались вызывать старшего по общежитию. Ребята просто пошутили над нами — под свитер положили дощечку, воткнули топор и для правдоподобности залили все кетчупом.

Анатолий Ильюхов

Анатолий Ильюхов. Фото: РИА PrimaMedia

Анатолий Ильюхов, мэтр приморской журналистики, журналист-международник:

— Первое знакомство со студентами для меня состоялась в армии, когда они пришли в нашу "учебку" на летнюю военную практику. Мы с ними заключали пари на масло, о том, кто лучше стреляет. Оставили их без масла. Потом такие же пари заключали на кросс в 3 км, на матчи по волейболу, баскетболу и футболу. И снова оставили их без масла. Потом об этом узнал наш комбат, сделал всем нагоняй и запретил играть на масло, пригрозив нарядами вне очереди. Поэтому первый вывод: студенты хорошие ребята, но слабые защитники страны!

А во время заочной учебы в университете запомнились зимние и летние сессии. Это был — своего рода отпуск. На летних сессиях, когда я уже был уже корреспондентом "Советского спорта", подвязывался на гонорар на популярной тогда радиостанции "Тихий океан". Гонорары были хорошие, платили на третий день. Это позволяло мне снимать одноместный номер в гостинице "Приморье", завтракать и ужинать в буфете, обедать в ресторане. Зарплату отдавал перед сессией жене, поскольку было уже двое детей.

Сам День студента на зимней сессии отмечали традиционно: сбрасывались и шли гурьбой однокурсников-заочников в ресторан. Тогда зарплаты и цены это позволяли.

Елена Телегина , Фото с места события из других источников

Елена Телегина , Фото с места события из других источников. Автор фото: Из личного архива

Елена Телегина, старший помощник прокурора Приморского края:

— Наверняка у каждого студента в памяти остался преподаватель, который отличался от других особой строгостью. В моем студенчестве это был преподаватель криминалистики. Профессионал с большой буквы, трепетно и с любовью относившийся к своему предмету, многому научил не одно поколение юристов. Но был очень строг к опаздывающим на его пары. В самом начале учебного процесса "криминалист" предупредил нас о том, что единственная причина, по которой он прощает опоздание – это справка о смерти. И вот, к концу года я сильно заболела, поэтому пришлось идти на больничный.

В первый же день выхода с больничного у нас криминалистика. Задержавшись в больнице, пока оформляли все бумаги, бегу на пару. Справку на всякий случай держу в руках. Стучусь и захожу в аудиторию. Преподаватель недоуменно смотрит на "смелую опоздавшую". Я героически говорю: "У меня справка". И в подтверждении этого протягиваю больничный… После этих слов на меня смотрели уже все в аудитории. Я передала ему больничный и направилась на свое место в аудитории. Через несколько секунд слышу его голос: "Но в этой же справке написано, что вы жива и здорова". И тут я понимаю, какую именно справку он от меня ждал. С серьезным лицом пришлось заявить, что справку о смерти предоставлю в следующий раз своего опоздания. Выгонять с пары он не меня не стал, но я уже потом никогда не опаздывала на криминалистику.

Алексей Козицкий

Алексей Козицкий. Фото: РИА PrimaMedia

Алексей Козицкий, генеральный директор КГБУ "Общественное телевидение Приморья, депутат Законодательного собрания Приморского края:

— Я был не совсем студентом, я был курсантом, поскольку учился в МГУ имени Невельского (тогда он назывался ДВВИМУ). Но, тем не менее, традиции студенчества мы чтили. Я не могу сказать, что мы как-то особо праздновали Татьянин день, потому что он приходился на зимнюю сессию. И это было жаркое время сдачи зачетов и экзаменов. Если про студентов говорят: "От сессии до сессии живут студенты весело", то курсанты, наверное, жили еще веселее.

Соответственно, у курсантов сессия проходит еще более экстремально. Каждый выходил из этой ситуации как мог. Тут я хочу поделиться своим секретом. В ночь перед экзаменом, ровно в 12 часов, надо отрыть зачетку на той странице, где на следующий день будет ставиться оценка, и три раза прокричать: "Шара, приди!" И этот способ действует, проверено. Только если кричать не в 12 часов, то ничего не получится.

А если серьезно, то я рекомендую и студентам, и курсантам при подготовке к экзаменам обязательно писать шпаргалки. Пользоваться ими, разумеется, не надо во избежание разоблачения и изгнания с экзамена. Однако повторное прописывание материала в шпаргалках благотворно влияет на его запоминание.

Василий Авченко , Фото с места события собственное

Василий Авченко , Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

Василий Авченко, журналист и писатель:

— Учиться мне, если честно, не особенно нравилось. Даже не знаю, почему мне в итоге дали красный диплом. Хотя школьный аттестат, кстати, был с тройками… Поступил я на журфак ДВГУ в 1997-м. Тогда многие преподаватели — начиная с декана Валерия Бакшина — были практиками, работающими в СМИ (это сейчас с журфака ДВФУ — или с того, что от него осталось — практиков "попросили"). Они достаточно спокойно относились, например, к прогулам, если человек уже работал где-то в газете, на радио или на телевидении…

Большинство преподавателей были хорошими людьми и педагогами. Но сказать так, как говорят некоторые, — "ах, N научил меня смотреть на жизнь, ах, профессор N столько мне дал…" — я все-таки не могу, это было бы фальшиво. Вообще, я и в школе внутренне никогда не признавал главенство учителя надо мной или его мнения над моим, а в универе – тем более. Природный нонконформизм.

Ездил я на учебу с улицы Кирова — садился в автобус №23 и засыпал. К остановке "Комарова" обычно просыпался. Вообще учиться было довольно легко. Только на военной кафедре приходилось учиться по-настоящему — заучивать уставы, ТТХ эсминца 956 проекта, подлодки 667 проекта… Преподаватели-офицеры были строги, но с юмором. Один из них, назовем его С., как-то сказал опоздавшим студентам: "У офицера могут быть две уважительные причины для опоздания — трупные пятна и выпадение матки. У вас какая?".

Диплом я, кстати, писал с удовольствием и даже как-то весело. Тема — политические манипуляции, госдумские и президентские выборные кампании 90-х. Сейчас, в эпоху "вертикализации" и "борьбы с экстремизмом", тот диплом, думаю, даже к защите бы не допустили. [...] Или список использованной литературы, где рядом с "Моей войной" Трошева фигурировала (автор комментария упоминает книгу, признанную в РФ экстремистской — ред.)… А тогда ничего, прокатило.