Пьесы известного советского и российского автора выбрал художественный руководитель Приморского краевого академического театра имени М. Горького Ефим Звеняцкий для участия в проекте "Книга моей жизни", сообщает РИА PrimaMedia.
Те, кто знаком с репертуаром горьковского театра, вряд ли удивятся, узнав, какая проза стала "книгой жизни" его художественного руководителя. Сам Ефим Звеняцкий говорит, что вопрос выбора писателя для него даже не стоял, а вот выделить одно любимое творение режиссер наотрез отказался.
– Я скажу так: моя любимая книга – все пьесы этого автора, — отвечает Ефим Звеняцкий.
По словам народного артиста России, участие в проекте – это возможность отдать дань уважения великому комедиографу, так рано ушедшему из жизни. Сам Ефим Звеняцкий впервые увидел спектакль, поставленный по пьесе драматурга, в конце 60-х годов и сразу понял, что знакомство с творчеством писателя не будет, что называется, мимолетным увлечением.
– Я могу смело сказать, что он – единственный, на мой взгляд, из советских, а потом российских драматургов-комедиографов, кто не боялся явить настоящее,
— делится мнением режиссер, отмечая, что творчество выбранного им автора было высоко оценено многими деятелями искусства, в том числе и известным кино— и театральным режиссером Марком Захаровым.

Ефим Звеняцкий на съемках проекта "Книга моей жизни". Фото: Александр Ратников, РИА PrimаMedia
Разумеется, личность автора, талант и известность накладывают особые обязательства на любого, кто принимается за постановку его пьес.
– Если ставить такие произведения, то они должны быть услышанными со сцены, а иначе не стоит и пытаться, – уверен Ефим Звеняцкий, который был лично знаком с драматургом.
– Когда ты знаешь, что однажды откроется дверь в зрительный зал и войдет автор, это во много раз усиливает чувство ответственности.
Нельзя разочаровать ни автора, ни зрителей. Как никогда важно, чтобы то, что происходит на сцене, соответствовало написанному в пьесе. Хотя обычно к нам авторы не заходят, — с улыбкой говорит Ефим Звеняцкий, намекая на то, что большинство спектаклей театра поставлены по произведениям классиков прошлых веков.

Ефим Звеняцкий на съемках проекта "Книга моей жизни". Фото: Александр Ратников, РИА PrimаMedia
Говоря о режиссерском видении творчества писателя, руководитель театра отмечает, что всегда следует за автором и его интерпретацией.
– Мне кажется, режиссер не должен быть единоличным создателем спектакля. Конечно, театр говорит со зрителем не так, как литература с читателем. И свою задачу я вижу в том, чтобы перевести язык литературы на театральный язык. Но никогда при этом нельзя забывать о тактичности по отношению к автору. Впрочем, за талантливым драматургом, а мы именно о таком мы говорим сегодня, режиссер и сам захочет следовать, — полагает участник проекта.
Критики и литературоведы отмечают, как мастерски автор, выбранный героем, умеет преподносить исторические сюжеты, которые в реалиях современности смотрятся невероятно уместно. В своих комедиях писатель сочетает искрометный юмор, грустную иронию, а порой и жесткую сатиру, поднимая вечные нравственные вопросы и темы, которые никого не могут оставить равнодушными. По мнению Звеняцкого, сыграть в пьесе такого драматурга могут только актеры высочайшего класса.
– Мы уже говорили о режиссерской концепции, но кроме моего понимания, очень важно и актерское пребывание. Артист – главный человек на сцене. Я поставил несколько пьес этого автора, спектакли шли на протяжении многих лет, их посмотрели тысячи человек. И я смог это воплотить только благодаря прекрасному созвездию актеров, которые служат в нашем театре, – уверен герой проекта РИА PrimaMedia.

Бэкстейдж съемки для проекта "Книга моей жизни" . Фото: Александр Ратников, РИА PrimаMedia
Хотя Ефим Звеняцкий и не выделяет одно любимое произведение, он признается, что у автора есть пьеса, с которой он вновь выходит на сцену, через 10 лет после премьеры.
– Это решение кажется мне последовательным: я повзрослел, мое понимание жизни изменилось, я теперь несколько иначе вижу события и героев этой истории. И мне хочется, чтобы новая версия спектакля отражала видение меня сегодняшнего, – делится мнением Ефим Звеняцкий.
Отвечая на вопрос о том, кто из героев пьес наиболее близок ему, режиссер говорит о любви ко многим персонажам.
– Я каждый раз влюбляюсь в героев, когда ставлю спектакль! Это совершенно естественно. Я сочувствую, переживаю, страдаю из-за них и вместе с ними. А как же иначе? Будучи режиссером, ты создаешь героя вместе с актером, который его играет. И подобно тому, как родители любят своего ребенка, так и ты любишь свое творение всем сердцем, – признается известный театральный постановщик.
По окончании беседы Ефим Звеняцкий отмечает, что профессия театрального режиссера накладывает отпечаток на его восприятие художественной прозы.
– Я читаю такое невероятное количество пьес за короткое время, что перестаю к ним относиться как к творениям литературы.
Не буду скрывать, я преследую корыстную цель: в первую очередь, ищу встречи с произведением, которое будет полезно театру.
В этом смысле, я немножко эгоист. Нынче хорошая пьеса – невероятная редкость! Особенно если речь идет о комедии. Для меня это – дар свыше. Никак не меньше, – считает режиссер.
Год Литературы ознаменовался для приморской столицы проектом "Книга моей жизни", призванным популяризовать в обществе культ чтения. Участие в нем принимают представители власти, культуры, общественности и бизнеса Приморского края. Каждый из них выбирает любимого автора и его произведение, о котором рассказывает журналистам РИА PrimaMedia. Кроме того, каждый герой проекта принимает участие в фотосессии в необычном образе.
Итогом проекта станет выставка фотографий, которая торжественно откроется в зале Приморской государственной картинной галереи 12 мая текущего года. После презентации фотовыставка расположится на территории кампуса ДВФУ на острове Русском, где ее смогут посетить жители и гости Владивостока, а затем в течение 2016 года она будет презентоваться в других учебных заведениях Приморья.
Подробнее о проекте — на сайте primamedia.events.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Игорь Шауфлер: Книга моей жизни учит бороться до последнего, как бы тяжело ни было
Феликс Ажимов: Книга моей жизни – очень русская проза, и не потому, что герои много пьют
Юнна Резаева: Книга моей жизни приоткрывает завесу тайны загадочной русской души