Приморскому женскому автоклубу "Правый руль" в декабре этого года исполнится 12 лет. Его бессменный председатель Елена Журавлева рассказала в интервью РИА PrimaMedia LIVE о дорогом удовольствии участвовать в профессиональных ралли, о женской силе за рулем и о том, как женщине преодолеть боязнь управлять автомобилем даже в час пик.
От "Королевы автострады" до ралли с фотоаппаратом
- Елена Юрьевна, как появилась общественная организация, лидером которой вы являетесь?
- Наш автоклуб был образован 15 декабря 2001 года. Идея его создания возникла в ту пору, когда я работала в ДОСААФ, то есть больше 20 лет. На моих глазах мужчины занимались автоспортом, женщинам же это было недоступно. Подумалось, почему бы не организовать женский автоклуб и не попробовать себя в ряде дисциплин автоспорта. В первом составе клуба, сформированном после публикации журналистки Елены Маниной в газете "Владивосток", было восемь девушек. Сейчас нас, активно участвующих в соревнованиях, около 20-ти.
- Для такого автомобилизированного города, как Владивосток, не очень-то много.
- Мы всегда рады новичкам. К нам приходят женщины разного возраста. Наблюдается и преемственность поколений: мамы приводят дочек, кто-то приобщает к автоспорту сестер.
- В каких же дисциплинах выступают представительницы автоклуба "Правый руль"?
- Автомобильный спорт - очень дорогое занятие.
Оснастить всем необходимым и подготовить машину для профессионального ралли стоит безумных денег, поэтому существуют менее затратные дисциплины автоспорта: скоростное маневрирование, маневрирование на льду, ралли третьей любительской категории.
- Как часто проходят спортивные мероприятия под эгидой вашего клуба?
- Традиционное соревнование - зимние ледовые гонки, организуемые совместно с Федерацией автоспорта Приморского края. Есть несколько этапов скоростного маневрирования на твердом покрытии и маневрирования на льду. Также мы проводим три любительских ралли: "Королева автострады", имеющее уже 10-летнюю историю, "Оранжевое лето", сопутствующее летнему отдыху где-нибудь в регионе, и "Приморская осень", участники которого соревнуются не только в вождении, но и умении фотографировать достопримечательности Владивостока.
- Экипажи участников ралли состоят исключительно из женщин?
- "Королева автострады" собирает только женщин, выступающих в ролях водителя и штурмана. А в ралли "Оранжевое лето", которое связано с выездом на отдых, могут участвовать кто угодно, например, муж, друг, мама, соседка. На ралли "Приморская осень" многие берут в качестве штурмана ребенка, чтобы он фотографировал, познавая таким образом историю Владивостока.
- Насколько высок профессиональный уровень девушек из вашего клуба?
- Те из них, кто в клубе давно, активно участвуют в судействе всех автоспортивных соревнований во Владивостоке.
Профессиональных гонщиц среди нас нет, зато немало кандидатов в мастера спорта. Уровень ралли "Королева автострады" позволяет победителю присвоить это звание.
- Есть ли у клуба "Правый руль" единомышленники в других городах Дальнего Востока? Не хотелось ли вам блеснуть на западе страны?
- Мы всегда проводим открытые соревнования. К нам приезжают девушки из Комсомольска-на-Амуре, где организован клуб под названием "Автобестия". Также у нас бывали девушки из Якутии, с которыми мы на своих машинах выезжали в Китай. Поднимались вместе на гору в Корейском автономном округе, поездка была очень интересной. В Хабаровске есть клуб "Автоледи", в Иркутске - "Байкальские амазонки". В Москве ДОСААФ ежегодно проводит конкурс "Автоледи", нас приглашают, но пока мы ни разу не откликнулись, потому что это достаточно затратное мероприятие.
Это заблуждение – считать, что женщина плохо водит машину
- Как мужья относятся к увлечению жен автоспортом?
- Оказывают спонсорскую помощь, болеют в группе поддержки.
- А вот у мужчин на дороге женщина за рулем нечасто вызывает положительные эмоции. Что вы думаете по этому поводу?
- На дороге нет мужчин и женщин, есть водители, которые должны вести себя воспитанно, соблюдать правила дорожного движения, быть взаимовежливыми.
Это заблуждение - считать, что женщина плохо водит машину. Все зависит от человека.
- Как мужчины относятся к женщинам в среде автоспорта?
- Мужчины, которые нас окружают, относятся к нам хорошо. По крайней мере, я не замечала никакой предвзятости.
- Может ли в ваш клуб обратиться за помощью, советом женщина-автолюбитель? К примеру, она недавно села за руль и ей хотелось бы получить ценные практические навыки.
- Пожалуйста, для этого мы проводим соревнования по скоростному маневрированию на закрытой площадке. Женщины выполняют скоростные маневры, "восьмерочку", что очень развивает чувство габаритов автомобиля, уверенность в себе.
Приняв участие в двух-трех таких соревнованиях, женщина будет ездить спокойно, не боясь, даже в час пик.
- А может ли ваш клуб оказать правовую консультацию по нестандартной ситуации на дороге?
- Я думаю, да. Члены нашего клуба - люди разных специальностей, есть адвокаты, бухгалтеры, психологи.
- Почему о мероприятиях клуба "Правый руль" так мало известно широкой публике?
- Все упирается в материальную часть. Чтобы провести соревнование с большим количеством участников, нужно пропорционально больше понести затрат: физических, моральных и финансовых. Многие приходят к нам благодаря "сарафанному радио", и мы никому не отказываем. Когда в соревнованиях участвует новичок, по традиции дарим ему подарок.
- Каково ваше мнение о развитии автомобильного спорта в Приморье?
- Автоспорт в нашем крае развивается неплохо. Летом этого года в Приморье состоялось открытие нового спортивно-технического комплекса "Приморское Кольцо", который построен для проведения различных спортивных мероприятий по автомобильному, мотоциклетному и другим техническим видам спорта.
Но пока не хватает неравнодушных людей, энтузиастов, поэтому организация профессиональных и любительских соревнований не приносит доходов. Безусловно, в приморский автоспорт нужно вкладывать средства.
- Вам довелось приобщиться к профессиональному спорту?
- В 2004 году я была штурманом у Инны Жидковой, наш экипаж участвовал в профессиональном ралли "Золотой Рог" и занял девятое место в своем классе. Тогда друзья подготовили нашу машину, и мы смогли выйти на старт. Но, опять же, все упирается в деньги - подготовка к профессиональному ралли требует больших расходов, далеко не всем это доступно.
- Случается ли, что команда ищет пилота или штурмана для участия в соревнованиях?
- Пилот и штурман составляют слаженный экипаж. Немыслимо просто так взять кого-нибудь на гонку к себе в штурманы или в пилоты. Это опасный вид спорта, от напарника зависит твоя жизнь. Экипажи складываются годами, пилот и штурман должны полностью доверять друг другу.
На Дальнем Востоке нет столько денег для развития автоспорта
- Вы упомянули о главной проблеме в нашем автоспорте – спонсорстве. Энтузиасты в один голос говорят, что нет финансирования. Как можно изменить эту ситуацию?
- Сложный вопрос. Чтобы содержать профессиональную команду, вывозить ее на чемпионаты России, Европы и мира, нужны колоссальные затраты.
В Приморском крае такие деньги не концентрируются.
Есть большие команды по мотоспорту и автоспорту в Тольятти, Москве, Питере.
- У нас же тоже есть свои дарования, звезды автоспорта.
- Согласна, но вы представляете, сколько денег вложили в них родители. Например, отец Алексея Украинца хороший гонщик, бросил ездить, теперь все вкладывает в сына. Так же и в семье Шульжицких. Родители вкладывают деньги в развитие детей, постороннему человеку нет никакого дела до этого.
- Вы занимаетесь отечественным автоспортом 20 лет. Изменилось ли что-нибудь за это время?
- Еще как!
Технический уровень и материальные затраты выросли до таких высот, что страшно становится.
В советский период были спортивные машины – "Москвичи", "Жигули", которые приходили к нам по линии ДОСААФ специально подготовленными. В 90-е годы все остановилось. Спустя десятилетие автоспорт начал возрождаться, энтузиасты стали покупать автомобили и оснащать их для ралли кустарным способом. Затем автоспорт привели в относительный порядок. Сейчас предусмотрен технический регламент, определяющий, в каком классе и какая машина должна быть, как она должна выглядеть, и т.д.
- На ваш взгляд, нужен ли обширный регламент? Многие спортсмены жалуются, что очень сложно "под него" подготовить технику и подготовиться самому.
- Конечно, тяжело подготовить машину к спорту, соблюсти все так, как записано в регламенте, к тому же ощутимо потратиться. Но ничего не попишешь - если таков регламент, значит нужно его выполнять.
ДОСААФ всемогущий
- Какую роль сейчас играет ДОСААФ в мире автоспорта?
- Сегодня в стране за проведение соревнований по каждому виду спорта отвечают профильные федерации, а ДОСААФ является корректирующей, направляющей организацией, осуществляет помощь при составлении регламента, проведении соревнований и в подготовке судей.
- В прошлом году под эгидой ДОСААФ в Приморье прошел чемпионат по автомногоборью на автомобиле "Жигули Лада 2109". Можно ли ожидать повторения этого мероприятия?
- Действительно, в 2012 году, по линии ДОСААФ, нам поручили провести чемпионат Дальневосточного федерального округа по автомногоборью, причем обязательно на отечественном автомобиле. Чемпионат вызвал большой интерес, девушки из нашего клуба также в нем участвовали.
"Ладу 2109" мы достали с трудом. А чтобы ее подготовить, пришлось потратить немало сил на поиск нужных запчастей. В общем, было весело. Я думаю, если вышестоящая организация даст нам указание провести такое мероприятие еще раз, мы, конечно, повторим.
- Изюминка тех соревнований была в том, что проводились они на отечественной машине с механической коробкой передач (МКП), и требовалось найти девушек, которые могли бы на ней ездить. Представительницы вашего клуба легко справляются с МКП?
- У нас есть такие девушки, которые ездят принципиально на машинах с "коробкой".
Одна из них рассуждает так: "Почему какая-то железка должна решать, с какой скоростью и как я должна ехать, я буду решать это сама".
- А на ралли чаще всего ездят на машинах с автоматической коробкой передач?
- На скоростных участках нужна машина все-таки с МКП.
- Среди членов вашего клуба есть уникальные женщины, способные самостоятельно починить автомобиль, подобрать необходимые детали?
- Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом, и сейчас не обязательно, будь ты женщина или мужчина, уметь ремонтировать машину. Раньше, в советские времена, ремонт своими руками был обычным делом. Сегодня же хорошая японская машина почти и не ломается, а в случае поломки всегда можно найти автосервис по карману.
Женщинам подвластно все
- Ваш клуб существует более 10 лет. Какие планы на ближайшие годы?
- Пока хватает сил, я буду придумывать спортивные мероприятия и проводить их.
- У вас есть преемники, так же болеющие душой за автомобильный спорт в Приморье?
- Очень хочется, чтобы были. Будем их находить и воспитывать. Должна быть смена поколений.
- Что для вас автоспорт?
- Судьба. Когда я пришла работать инструктором в ДОСААФ, в те голы практиковались различные технические виды спорта. Я выбрала автомобильный и впервые во Владивостоке проводила соревнования по этому виду спорта. Меня затянуло, возник большой интерес, работаю до сих пор.
- Никогда не хотелось бросить эту работу?
- Много раз, но удержала, возможно, привычка. На соревнованиях всякий раз испытываешь эмоциональный накал. При этом неважно, организатор ты или участник. Равнодушной быть не удается.
- С какими трудностями приходится сталкиваться женщине в этой сфере деятельности?
- Женщинам все подвластно. Особых трудностей нет, все-таки наработан опыт. Хотя, конечно, трудности материального характера есть всегда.
- Какое ближайшее мероприятие будет проводиться вашим клубом?
- Традиционно в конце октября в честь Дня автомобилиста, мы проводим ралли "Приморская осень. Будем ездить по Владивостоку, фотографировать красивые места, финишировать в каком-нибудь живописном месте, оценивать фотографии и награждать победителей. Ралли очень интересное, можно ездить семьями, приглашаю автолюбителей к участию в этих соревнованиях.
- Очевидный плюс такого ралли в том, что не нужно перекрывать городские дороги.
- Совершенно верно, участники ралли будут ездить в режиме дорожного движения. Главное в любом регламенте по автомобильному спорту - не нарушать правила дорожного движения. За этим смотрят судьи, да и сами участники следят друг за другом - всегда приятно "убрать" конкурента, если он нарушил правила (улыбается).