С точки зрения развития городской среды Владивосток занимает одно из первых мест в России. То, что делается в этом отношении в столице Приморья, намного интереснее и выше по уровню, чем, например, в Хабаровске, Омске, Тольятти. Такое мнение в интервью РИА PrimaMediaLIVE высказал генеральный директор владивостокского центра монументального искусства и городского дизайна Александр Бойко.
- Александр, что входит в понятие "монументальное искусство и городской дизайн"?
- Создание и установка памятников, росписи фасадов, подборных стен, мозаики, большие интерьерные работы, а также планировка частных территорий, колористика городского пространства. Занимаемся мы и упорядочением наружной рекламы.
- Вы работаете в тандеме с администрацией Владивостока?
- В сфере нашей деятельности основным заказчиком во всех городах страны является муниципалитет, поэтому создается впечатление, что мы работаем исключительно с мэрией. Это не так. Мы самостоятельная компания.
- Как сложилась судьба известной творческой мастерской "33+1"?
- Она благополучно существует. По сути, мы выросли из этой мастерской. Сегодня это сообщество художников, скульпторов, дизайнеров, которые занимаются общественными проектами. А мы коммерческая организация, ориентированная на выполнение заказов.
- Какие заказы на сегодняшний день наиболее примечательные?
- Мы завершили роспись на фасаде дома №33 на улице Фокина. Площадь фасада большая, около 800 кв. метров. Роспись называется "Утраченные здания Владивостока".
Мы сотрудничали с историками, собрали материал по утраченным зданиям, и нарисовали те из них, которые в свое время были интересными по своей истории или архитектуре.
- Правда ли, что на Фокина, 33 установят телевизионный экран?
- Нет. Там на месте старого металлического щита установили рамку художественной формы для социальной рекламы. Она намного легче щита, с узнаваемыми символами города.
Кроме того, мы разрабатываем концепцию связи рекреационных зон Владивостокского городского округа. Собираем, анализируем всю информацию о пляжах, скверах, парках, крепости и других объектах. Мы пытаемся создать единую зону отдыха, чтобы горожанам и гостям Владивостока было понятно, как из одной территории выйти и войти в другую, как составить маршрут.

Стены домов на улице Фокина , Тематическая иллюстрация. Автор фото: Пресс-служба администрации Владивостока
- Своего рода туристическая тропа?
- Да, только в масштабе всего городского округа.
В разработке еще один проект - концептуальное решение по переносу празднования Нового года с центральной площади на Спортивную набережную.
- Когда этот проект будет реализован?
- Возможно, уже в этом году. Идея переноса новогоднего праздника на Спортивную набережную не нова. Ей много лет, разными авторами предлагались разные проекты.
- В чем резон переноса празднования Нового года с главной площади на Спортивную набережную?
- Во-первых, там удобнее проводить новогодний праздник. Во-вторых, на набережной больше возможностей установить для горожан различные объекты. Никто не говорит о том, что на площади не должно быть ничего, но основное празднование возле моря, на территории, которая больше и лучше благоустроена, проводить интереснее.
- Набережная и предназначена для отдыха.
- Вот именно. Там благоприятный микроклимат, есть возможность установить ледяные скульптуры, соорудить городки, катки разного размера для детей и взрослых. И все это в масштабах, удобных для города. Там лучше, чем на площади, развита инфраструктура: кафе, туалеты и т.д. К тому же набережная зимой не загружена, ее можно сделать ареной для многих мероприятий.
- Что вы думаете о состоянии городского дизайна во Владивостоке? Недавно на заседании круглого стола в галерее "Арка" художник из Нью-Йорка отметил: "Даже нам (иностранцам. – Ред.) интересно. Как много всего разного в вашем городе! Интернационально!".
- Этого американца зовут Генри Кендал, и я с ним согласен. "Много разного" - это один из этапов, когда количество постепенно перерастает в качество. Всем уже понятно, что росписи подпорных стен – временное решение. Средства на них может выделить владелец этих объектов, то есть город, для того чтобы как-то и на время привести в порядок унылые стены. В дальнейшем они должны стать архитектурными объектами с элементами монументального искусства. Подпорная стена должна быть архитектурным элементом, визуально создавать крепость. В советские времена на Заре, Океанском проспекте в районе сквера Почетных граждан были бетонные рельефы с изображением чаек, волн, якорей. Так и должны выглядеть подпорные стены. Но это стоит несравнимо дороже росписи. Хватит ли у города средств?
Плюс рисунков в том, что они дают возможность развиваться художникам, которые решили связать свою жизнь с искусством городской среды. Сначала граффити, потом, с пониманием, что хорошо и плохо для городской среды, происходит переход на другие плоскости, создаются инсталляции и т.д. Мы видим, к примеру, арт-группу "Муравьед", которая делает хорошие вещи. Или такой творческий дуэт, как "Захар и Вася", расписавший в абсолютно разном стиле две подпорные стены у цирка. Очень интересен работающий в абстрактной манере Кирилл Крючков, который расписал уже шесть стен в нашем городе. Кстати, на следующем этапе Кирилл намерен работать только с городской средой, переходит на более долговечные материалы: цветной бетон, стекло. Как растет человек, так растут и город и его культура.
- Судя по отношению многих горожан к тому, что происходит во Владивостоке, кажется, что город стал хуже воспринимать новации.
- Я так не считаю. Во-первых, дело вкуса. Во-вторых, отношение горожан в последние годы только улучшалось. Если посмотреть в Интернете отзывы трехлетней давности, то бросаются в глаза бессмысленные негативные высказывания. Полтора года назад уже была заметна борьба тех, кто высказывался позитивно, с негативистами. В этом году 90% комментариев положительные и даже содержат конструктивные идеи. По-моему, отношение горожан ко всему новому очень хорошее.
Людям трудно судить, так как они не специалисты.
Надо доверять специалистам, а не тем "неравнодушным" горожанам, которые сегодня говорят, что все сделано плохо, ненадолго, не идеально с точки зрения вкуса и стиля. А если мы покрасим стены обратно в серый цвет, они возмутятся: "Как же у вас рука поднялась?".
- Чего не хватает Владивостоку - малых или больших архитектурных форм?
- На мой взгляд, в нашем городе не хватает мозаик и монументальных решений подпорных стен. К этому все идет. Будут создаваться различные рельефные изображения, мозаики. Поскольку их создают на многие десятилетия, в работе используют металл, камень, высококачественные марки бетона.
- Вопрос от наших читателей о подпорной стене на фуникулере "Безмолвная регата и деревянные лодочки": "Неужели жители Владивостока созрели до таких проектов? Там хрупкие лодочки, которые легко украсть, испортить, поджечь".
- Конечно, владивостокцы для подобных форм созрели. Уже два месяца радует глаз этот наш совместный проект с компанией Concrete Jungle. Дерево пропитано специальным средством, поэтому его еще надо суметь поджечь.
Но прошу не пробовать. В "Безмолвную регату и деревянные лодочки" вложено очень много труда и усилий. Если горожане заметили, на фуникулере не только появились лодочки, но и произведен полный ремонт стены.

Безмолвная регата , Тематическая иллюстрация. Автор фото: Пресс-служба администрации Владивостока
- Кстати, о ремонте. Украшать подпорные стены хорошо, но ведь многие из них в аварийном состоянии. Не разумнее ли сначала отремонтировать?
- Согласен, но этот вопрос не ко мне. Мы занимаемся исключительно готовой поверхностью. Наша единственная проблемная стена, с которой постоянно что-то происходит, находится на кольце инструментального завода. Мы делали на ней роспись уже трижды, но она разрушается из-за конструктивных особенностей. Мы обращались в администрацию города с просьбой сначала ее отремонтировать. Нам ответили: "Сейчас нет такой возможности, надо рисовать".
- Творческая молодежь, состоявшиеся художники хотят сотрудничать с вашей компанией?
- Все хотят сотрудничать. Другое дело, далеко не все умеют. К нам приходят молодые люди: "Хотим рисовать". – "Хорошо. Нарисуйте эскиз. К примеру, переход на Суханова. Там две стены, такие-то площадь, размеры". После этого диалога ребята пропадают.
Хочется сказать таким людям: художник – это тот, кому есть, что сказать, и он выражает это визуально. Ты не обязательно должен уметь рисовать, в классическом смысле этого слова, но выразить свою мысль визуальными средствами надо уметь. Причем эта мысль по-разному и периодически должна у тебя возникать.
Если тебе есть, что сказать, и ты понимаешь, как это выразить, то нарисуешь эскиз без проблем.
У художников старшего поколения другая особенность. Как правило, это титулованные профессионалы, за плечами которых много выставок. Кто-то творит в своем стиле, кто-то рисует то, что больше продается. Если художник обращается к нам с интересным предложением, то руководствуется сформированным еще в советские времена перечнем расценок на художественные работы. Расценки эти очень высоки, просто колоссальны. Не знаю ни одного случая, чтобы по ним работали в сфере городского дизайна.
- На чем же они основаны?
- Видимо, на том, сколько хочет художник получить. В советское время можно было нарисовать эскиз мозаики или монументальной работы за несколько тысяч рублей. Художник даже не воплощал это. Со скульптурой то же самое. Мы приходим к скульптору: "Хотим с вами работать. У нас такой-то заказ. Сейчас этап эскизирования. Сколько стоит нарисованный эскиз у вас? Сколько бы стоил эскиз, вылепленный в глине или сделанный в гипсе?". В ответ слышим о таких ценах, что стоимость эскиза может быть выше, чем цена готового изделия от заказчика.
Нас это, конечно, не устраивает, а художники считают, что такие компании, как наша, "зажимают деньги".
Не получается диалога. Мы не раз ходили в местное отделение Союза художников. Пробовали разными методами сделать систему по созданию эскизов. Ведь в Союзе художников богатейшая база по скульптурам, эскизам, рисункам, очень много талантливых людей. Но это все сходит на нет.
Дают о себе знать советские пережитки. В общении с молодыми художниками такого нет совсем. У них совершенно иное мировосприятие.
- И все же вы сотрудничаете с мастерами искусств…
- Конечно, особенно в скульптуре. Например, морячок на Океанском проспекте. Некоторые приписывают авторство Георгию Шароглазову, но это не так. Моряка лепил скульптор, заслуженный художник России, просивший не называть своего имени. Или бюст Анны Щетининой. Его мы делали с Тимуром Нестеровичем. Очень интересный, качественно работающий автор. Интересен он, в первую очередь, своей скрупулезностью к деталям, всем скульптурным элементам.
- Кстати, бюст капитана дальнего плавания Анны Щетининой вызвал много споров в социальных сетях. Некоторые пользователи Facebook высказали негатив по поводу того, что авторы передали образ монструозной женщины, которая в реальной жизни была не совсем такой. Мол, получилась "советская железная леди".
- Она такой и была. Эта работа сделана с фотографии. Причем мы использовали личные снимки Щетининой, которых нет в широком доступе. Общались с людьми, которые хорошо ее знали. Именно по этому образу Тимур Нестерович сделал бюст.

Бюст Анны Щетининой , Тематическая иллюстрация. Автор фото: Пресс-служба администрации Владивостока
- А нельзя было добавить скульптуре что-нибудь морское или очень женское?
- Это тоже обсуждалось, но требования заказчика – администрации города - были таковы: сделать бюст Анны Щетининой таким, какой она была. Женщина-капитан, тем более первая женщина-капитан, не может быть женственной. Женственная у нас Катюша.
- К слову о Катюше. Что вы думаете о народных голосованиях по выбору достойных воздвижения памятников? По результатам такого голосования победителем был признан весьма своеобразный памятник Катюше, но установили другую конкурсную работу.
- В условиях того конкурса было указано, что выбирает лучшую работу профессиональное жюри. Вынести вопрос на народное обсуждение решили для того, чтобы потом никто не сказал "а горожан-то не спросили".

Памятник Катюше , Тематическая иллюстрация. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia
- Имеет ли шансы быть установленной скульптура, которая получила народные симпатии?
- На то воля ее автора. Может быть, он и не захочет ее поставить.
- Какое место занимает Владивосток среди других российских городов с точки зрения развития городской среды?
- Я думаю, одно из первых. Я не бывал в Казани, Екатеринбурге, Уфе, Перми. Москва и Санкт-Петербург как пиковые точки тоже должны выйти из этого сравнения – это история в первую очередь. В ряду городов, где я был, - к примеру, Тольятти, Омск, Хабаровск – Владивосток на голову выше всех. То, что делается у нас в отношении городской среды, намного интереснее и выше по уровню. Конечно, я не считаю, что проливающаяся плитка – это хорошо, или могут радовать другие строительные изъяны. Но в целом то, как развивается Владивосток, мне очень нравится. Как минимум то, что уже сделано.
Например, из центра города убирают провода, пытаются бороться с наружной рекламой. Это освобождает виды. Есть интересные решения с ночной подсветкой, что подчеркивает особую красоту Владивостока вечером и ночью. Кроме того, вводят колористику, гармонизируют пространства. Если на сегодняшний день ничего нельзя сделать с архитектурой, то ее можно изменить цветом. Это удобно и для навигации, и для людей, и вообще для настроения. Во Владивостоке ведется колоссальная работа. Где еще в таком объеме, как у нас? Разве что в Москве.
Активное преобразование городского пространства во Владивостоке продолжится. Настанет время расставания с панельными многоэтажками. Их заменят монолитные строения. Будет повышаться этажность. Мне очень интересно, когда начнется ликвидация советских панельных зданий и как это будет происходить. Здесь вопросы не дизайна, а инфраструктуры. Как их будут сносить? Массово или по одному? Как будут застраиваться районы нынешних "хрущевок" и панельных домов? Может, их разрушат полностью, а жители переселятся в малоэтажные дома за городскую черту? Сократится ли центр Владивостока? Как перестроят дороги? Вопросов много. Посмотрим, какие ответы даст на них время. Мне очень интересно, как это будет и к чему приведет. В том, что это произойдет, я не сомневаюсь.
- Значит, Владивосток будет развиваться в лучшую сторону?
- Конечно. Если считать, что город будет развиваться в худшую сторону, то надо быстрее паковать чемоданы и уезжать.
- Многие так и делают.
- Не так уж и многие. На мой взгляд, многие уже возвращаются.