Цирк – это не только увлекательные представления и смешные шутки, но и серьезное производство, от которого зависят судьбы и даже жизнь людей. О том, весело ли сегодня за кулисами цирка и когда он будет восстановлен, в интервью агентству рассказал заместитель директора владивостокского цирка Сергей Маминов, который на днях стал гостем студии онлайн-вещания РИА PrimaMedia.
- Сергей Михайлович, что вы можете сказать о художественном уровне цирковых представлений, которые сегодня "привозят" во Владивосток? Стал ли они интереснее, чем 10 или 20 лет тому назад?
- Сложно сравнивать, потому что в цирке я работаю только полтора года. Но могу сказать о том, что зрители Владивостока, безусловно, более искушены, потому что в наш город всегда приезжали лучшие цирковые представления – часто проездом в Японию. И сегодня посещаемость цирка является одной из самых больших даже по сравнению с театром. Цирк регулярно собирает аншлаги: на представления приходят и молодежь, и дети, и пожилые люди.
Уровень художественных программ, которые привозят сегодня, разный. Понятно, что есть коммерческие процессы, которые заставляют на чем-то экономить. Но мне и зрителям, безусловно, хочется, чтобы артисты во Владивостоке использовали те же костюмы, что и на московских аренах. Это зрелищнее и красивее!
- С чем вы столкнулись, придя в цирк полтора года тому назад? Есть ли надежда, что владивостокский цирк будет восстановлен?
- Жителям города, наверное, примелькалось большое серое пятно на Светланской, которым снаружи кажется цирк. Но внутри это живой организм со сложной структурой и техникой. При всей невзрачности здания все функциональные возможности цирка сохранены благодаря его коллективу.
Могу поставить себе в плюс то, что удалось "раскачать" тему восстановления цирка, привлечь внимание. В прошлом году на наши проблемы обратил внимание губернатор, который побывал у нас в гостях. После этого была череда официальных встреч, приходили вице-губернаторы.
Хочется верить, что дело сдвинулось с мертвой точки, тем более что губернатор заявил о том, что найдены источники финансирования для реконструкции здания. Но к обещанному 1 млрд рублей надо подойти. Сейчас в цирке уже ведутся работы по исследованию фундамента, на основании их результата будет подготовлено заключение об инженерно-техническом состоянии здания. Оно станет основой для дальнейшей работы. Владивостокский цирк должен быть восстановлен!
А ведь был период, когда здание цирка с точки зрения нахождения в госсобственности "висело на волоске". Когда зашла нынешняя команда под руководством Алексея Туркалова, цирк был де-факто выведен в частные руки. Раньше то же самое произошло с гостиницей, и теперь приезжающим артистам приходится жить в гримерке. Слава богу, удалось путем юридических "баталий" удалось все аннулировать и сохранить его для государства.
- К слову, о гостинице. Планируется ли ее восстановить в ходе реконструкции?
- Этот вопрос обязательно нужно будет решить. Либо построить новую, либо выделить помещение из краевого фонда. И это не наша прихоть, а комфорт приезжающих артистов. Думаю, что вопрос с гостиницей возможно решить.
- Несмотря на достаточно низкие зарплаты и непростые условия, владивостокскому цирку удалось сохранить свой коллектив. Что удерживает людей от ухода?
- Я бы назвал всех людей, которые сегодня работают в цирке, подвижниками. Оплата труда оставляет желать лучшего. Но, тем не менее, у нас есть люди, которые работают в цирке по 20 лет и "прикипели" к нему.
Добавлю, что цирковое искусство отличается тем, что созданный номер не "уходит" через сезон или два, а наоборот, отшлифовывается и усложняется. Можно сказать, что артист в нем живет. Именно поэтому, например, для дрессировщика смерть животного становится настоящей трагедией. Но вовсе не потому, что в номере надо что-то переделывать. Бывает, что животное уже стареет и не участвует в представлении, но его все равно возят с собой, потому что ни у одного дрессировщика не поднимется рука "списать" своего партнера по номеру.
- А что может предложить цирк выпускникам цирковых училищ?
- Система устроена так, что у большинства цирков нет своих трупп. Это скорее площадка. В то же время, есть много профессий, не сопряженных с работой на арене: инспектор манежа, осветитель и так далее.
- За счет чего сегодня существует цирк? Окупает ли он себя?
- Мы находимся во Владивостоке, и проблемы нашей страны отражаются и на цирковом искусстве. Продукты у нас в регионе дороже из-за того, что их приходится везти издалека. То же самое можно сказать и про цирковые программы. Сегодня многие не хотят ехать во Владивосток просто потому, что это дорого и невыгодно. Не знаю, возможно, имеет смысл вернуться к советской системе цирковых гастролей, которая была распределительной, какие-то вещи дотировались. Нельзя оставлять в цирке только коммерцию, нужно думать еще и об искусстве.
- Помимо представлений, в цирке проходит достаточно много концертов, спортивных мероприятий. Не опасаетесь ли вы, что строящиеся во Владивостоке театр и концертно-спортивный комплекс "откусят" у цирка часть развлекательной программы?
- Когда наш цирк восстановят, никто у него ничего не откусит. Не думаю, что будет какая-то жесткая конкуренция.
- Сергей Михайлович, а вы смеетесь в цирке?
- Да, смеюсь, очень люблю ходить на представления. Вообще, когда я пришел на новую работу, то про какие-то казусные моменты говорил "цирк, да и только", но коллектив привык, что слово "цирк" не всегда звучит весело. Там не до шуток, когда речь идет о жизни людей, их безопасности. Так что цирк при всей веселости и шутливости – очень серьезное производство.