Пенязь Дмитрий
Депутат думы Владивостока
Спасибо за вопрос. В соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. С 1 марта 2005 г. вступил в действие Жилищный кодекс РФ, содержащий достаточно много новых правовых норм. Раздел VI ЖК посвящен правовому режиму создания и деятельности товариществ собственников жилья, которые признаются одной из форм управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах.
Если в период действия ФЗ \"О товариществах собственников жилья\" учреждение ТСЖ выступало сугубо добровольным делом жильцов, то после вступления в силу нового ЖК РФ ситуация совершенно изменилась. Так, Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ \"О введении в действие Жилищного кодекса РФ\" в ст. 18 установил, что органы местного самоуправления должны провести открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Порядок управления многоквартирными домами установлен разделом VIII ЖК. В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При непосредственном управлении домом собственниками помещений, с одной стороны, каждый собственник заключает от своего имени договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Таким образом, каждый собственник самостоятельно решает все вопросы, относящиеся к пользованию коммунальными услугами и проживанию в этом доме, и никак не зависит от того, насколько добросовестно оплачивают эти услуги его соседи. С другой стороны, в этом случае остается непонятным, откуда возьмутся, и как будут расходоваться деньги на содержание и необходимый ремонт общего имущества. Еще одна проблема, актуальная для больших городов, - в них существуют дома, рассчитанные на 1000 и более квартир. В таких домах на данный момент далеко не все жильцы воспользовались своим правом на приватизацию жилья, и не факт, что 100% такой жилплощади будет приватизировано. Не будем забывать и о жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Получается, что в таких случаях собственники будут связаны усмотрением местных властей и фактической реализации прав, предоставленных ст. ст. 161 - 165 ЖК, не произойдет. Кроме того, созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которое уполномочено решать различные вопросы, связанные с управлением общим имуществом, достаточно проблематичен в домах, где проживает 2 - 2,5 тысячи жильцов.
При управлении домом управляющей организацией, естественно, будет обеспечено профессиональное оказание коммунальных услуг, грамотный расчет средств, которые необходимо выделить на ремонт, благоустройство и т.п. Вместе с тем управляющая организация заключает договоры не с одним домом, и в ее интересах следить за своевременным внесением коммунальных платежей, используя при этом простой и проверенный способ: при образовании задолженности у жильцов одного дома приостановить оказание услуг для всех субъектов, доверившихся этой организации. Кроме того, расчет стоимости коммунальных услуг в этом случае определяется на основании общедомовых, а не квартирных приборов учета, либо по установленным органами власти нормативам. В данном случае неминуемо появится еще одна проблема, связанная с добросовестностью управляющих организаций.
При коллективном управлении домом - посредством создания ТСЖ - интересы рядовых жильцов будет защищать специально создаваемое юридическое лицо, которое сможет контролировать организации, поставляющие коммунальные услуги. Правда, в этом случае становятся неизбежными затраты на деятельность ТСЖ. Кроме того, в плане учета коммунальных услуг наверняка приоритет будет отдаваться общедомовым узлам учета. Риск же приостановки оказания коммунальных услуг здесь несколько ниже, поскольку правление ТСЖ должно уметь обеспечить своевременную их оплату, чтобы не страдали жильцы всего дома.
В соответствии с ч. 1 ст. 135 ЖК товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 Жилищного кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с Жилищным кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
По сути, на сегодняшний день ТСЖ является наиболее оптимальной формой управления многоквартирными домами, выгодной как для граждан - собственников жилья, так и для государства. В данном случае и простым людям, и организациям, предоставляющим коммунальные услуги, и органам власти выгодно иметь своеобразный \"буфер\", которым и будут выступать ТСЖ. Во многих субъектах РФ местная власть оказывает покровительство создаваемым товариществам собственников жилья.
Во многих регионах нашей страны, как и в городе Владивостоке, органы власти проводят разъяснительную работу по созданию товариществ собственников жилья. Очевидно, что именно этой форме управления многоквартирными домами отдается максимальное предпочтение. Вместе с тем создание ТСЖ - достаточно сложная процедура, требующая и временных, и материальных затрат. Окончательный выбор каким способом управлятьмногоквартирным домом, делать Вам собственникам жилья.