КГУП "Приморский экологический оператор расторг договор с компанией-перевозчиком "Даль-Эко", отвечавшей за вывоз ТКО из Ленинского и Первомайского районов Владиовстока. Освободившееся место заняли сразу несколько других мусоровывозящих компаний. Причина расторжения договора, якобы, в том, что "Даль-Эко" не справлялся со своими контрактными обязательствами, то есть нарушила договор. У компании-перевозчика есть своя позиция относительно сложившейся ситуации, которую она решила отстаивать в суде. Взгляд "изнутри" мусорной проблемы Владивостока — в материале ИА PrimaMedia.
Как выяснили корреспонденты агентства, проехав по разным районам города, ситуация с вывозом мусора до сих пор остается неблагополучной.
С просьбой прокомментировать ситуацию "изнутри" агентство обратилось в компанию, которая проработала 8 месяцев в условиях "мусорной реформы" и теперь фактически уходит с рынка. Как сообщили в "Даль-Эко", согласно договорным отношениям между регоператором и компанией-перевозчиком, последняя должна была вывозить твёрдые коммунальные отходы и крупногабаритный мусор с площадок Ленинского, Первомайского районов и доставлять на полигон для утилизации. При этом "Даль-Эко" получала плату в зависимости от количества вывезенных отходов,.
Новый автопарк компании "Даль-Эко". Фото: компания "Даль-Эко"
Согласно контракту перевозчик должен был работать по строго определённому, заданному маршруту. На нём мусоровозы планировали график движения, виды рабочей техники, время забора отходов, что позволило бы эффективно работать. Но этого не происходило. Теория мусорной реформы сталкнулась с реальностью.
СПРАВОЧНО: Соглашение между "Приморским экологическим оператором" и министерством ЖКХ Приморского края "об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Приморского края", пункт 14.7:
— Обязанность "Приморского экологического оператора" разрабатывать и согласовывать с органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края ежегодные график(и) и маршрут(ы) транспортирования ТКО;
Ленинский и Первомайский районы Владивостока — самые густонаселённые. Для того, чтобы работа была эффективной, нужны подходящие условия, обеспеченные договорными обязательствами и контрактом.
Как рассказал агентству представитель компании "Даль-Эко" Андрей Конкин, согласно реестру контейнерных площадок Владивостока, размещённому на сайте администрации города, вывоз мусора в Ленинском районе осуществляется более чем с 1 240 адресов. Из них оборудованы площадками всего 450. В Первомайском районе около 890 адресов, с которых компания вывозила мусор. Из них с оборудованными контейнерными площадками — около 370.
Новый автопарк компании "Даль-Эко". Фото: компания "Даль-Эко"
"Таким образом, вместо того, чтобы направлять машины по маршруту и забирать отходы с площадок, сотрудникам приходилось корректировать работу на местах, ездить по адресам, не указанным в маршруте, собирать мусор у подъездов, расположенный вне баков, прямо на улице. Хотя, по условиям контракта, перевозчик не должен был вывозить мусор с необорудованных контейнерных площадок. Но вы представляете, что будет, если перевозчики будут соблюдать эти условия контракта", — прокомментировал Конкин.
Осложняют ситуацию юридические лица, которые подбрасывают отходы в контейнеры жителей (одна из самых проблемных точек — рынок на Спортивной — прим.ред.), а также жители частного сектора, для которых так и не были организованы контейнерные площадки.
Также бывает, что мусор или контейнерная площадка расположены так, что к ним невозможно подъехать на машине, особенно в зимний период, когда межквартальные проезды не очищаются от снега и наледи вообще.
СПРАВОЧНО: Постановление администрации Приморского края от 7 ноября 2017 года № 438-па "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Приморского края".
Пункт 13. На территории Приморского края запрещается:
— располагать ТКО вне контейнеров, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком. Запрещается заполнять контейнеры для ТКО, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО;
— размещать ТКО вне установленных мест (несанкционированное размещение и хранение ТКО), сбрасывать ТКО в водоемы и на их берега, открыто сжигать.
Пункт 14. Контейнеры предоставляются потребителям региональным оператором либо операторами по обращению с ТКО в соответствии с договорами по транспортированию ТКО. Контейнеры по соглашению сторон могут быть предоставлены лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом (далее — МКД), органами исполнительной Приморского края власти и местного самоуправления, иными лицами.
Пункт 15. Установка контейнеров осуществляется на контейнерные площадки.
Под контейнерной площадкой для целей настоящего Порядка понимается специальная площадка для установки контейнеров (бункеров-накопителей) с бетонным, асфальтовым или иным водонепроницаемым покрытием, ограниченная бордюром по периметру и ограждениями либо кустарниками с трех сторон и имеющая подъездной путь для автотранспорта, рассчитанная на установку необходимого числа контейнеров (бункеров-накопителей), но не более десяти. Контейнерные площадки допускается объединять с площадками под КГО, а также оборудовать крышей (навесом).
Новый автопарк компании "Даль-Эко". Фото: компания "Даль-Эко"
Отметим, что оборудовать и ремонтировать контейнерные площадки — задача муниципальных властей и управляющих организаций, устанавливать мусорные баки, утверждать маршруты, заключать договоры с юридическими лицами на вывоз отходов — обязанности "Приморского экологического оператора". К сожалению, работа в этих направлениях идёт медленно.
Прежде ИА PrimaMedia рассказывало о том, что с момента запуска "мусорной реформы" администрация Владивостока не оборудовала ни одной контейнерной площадки в частном секторе города, а должна была сдать 69 таких объектов.
Все вышеперечисленное негативным образом сказывается на эффективности работы всех перевозчиков, ситуация с вывозом мусора во всех районах города оставляет желать лучшего.
Также в "Даль-Эко" рассказали, что компания намерена подать на ПЭО в суд, аргументируя это тем, что регоператор не оплатил часть работ.
В компании-перевозчике отмечают, что во время вывоза отходов на полигон, "Приморский экологический оператор" зачастую не принимал мусор, потому что он не соответствовал "критериям".
Новый автопарк компании "Даль-Эко". Фото: компания "Даль-Эко"
"Отказ в приёмке отходов должен иметь серьёзные причины. В такой ситуации должна пройти проверка состава привезённого мусора, после чего составляется акт в присутствии двух сторон (регоператор и "Даль-Эко"), чего не происходило — мы просто получали уже заполненные акты без проверок, а привезённый на утилизацию мусор либо не принимался, либо не оплачивался", — отметил Конкин.
СПРАВОЧНО: Постановление правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра"
Пункт 16. Раздел "Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000.
Документ в настоящее время отсутствует.
По словам специалистов "Даль-Эко", в компании не досчитались порядка 29 млн рублей.
"Работать приходилось в существующих невыгодных условиях, фактически себе в убыток, из-за чего возникали проблемы с ремонтом мусоровозов, закупкой расходных материалов, топливным снабжением, зарплатами и т.д., что, естественно, сказывалось на работе. Тем не менее, "Даль-Эко" продолжало работать, соблюдая договорные обязательства и понимая ответственность перед жителями Владивостока", — сообщил Конкин.
"Приморский экологический оператор" заявляет, что "Даль-Эко" задолжала 18 миллионов рублей. Это большая сумма и она должна быть подтверждена соответствующими актами и документами. В "Даль-Эко" заявляют, что в распоряжении компании-перевозчика этих документов нет и недоумевают относительно указанной крупной задолженности.
Отметим, что реализация мусорной реформы во Владивостоке не перестает подвергаться критике с самого момента запуска в январе 2020 года. Чиновники, ответственные за организацию и внедрение новой системы сбора и обработки отходов, находят все новые объяснения, почему город завален ТКО, ищут виноватых и перекладывают ответственность друг на друга. Неизвестно, кому выгодна такая ситуация, но пострадавшими в этих процессах оказываются жители Владивостока.
Добавим, что Счетная палата РФ накануне назвала ситуацию с реализацией мусорной реформы в России "близкой к катастрофической". Уровень переработки отходов не превышает 7%, а свыше 90% по-прежнему отправляется на полигоны и свалки. Об этом говорится в отчете ведомства.
В СП отметили, что "близка к критической и ситуация с официальными полигонами". При нынешних темпах роста объемов твердых коммунальных отходов (ТКО), которые составляют 1–2% в год, в 32 регионах их мощности будут исчерпаны до 2024 года, а в 17 из них — до 2022 года, следует из отчета. "При этом возможностей создать новые полигоны у большинства регионов просто нет", — указывает СП.
Решить проблему мусорных полигонов должен федеральный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", задачей которого является создание высокотехнологичной инфраструктуры обработки и утилизации отходов, отметили в СП.
Как утверждают аудиторы, пока проект не достигает цели, а его параметры нуждаются в пересмотре. В частности, проект не предусматривает мер для предотвращения и сокращения объемов образования отходов, говорится в отчете. Речь идет в том числе о том, чтобы стимулировать граждан использовать многоразовые товары, тару и упаковку, пояснили в Счетной палате.
"Кроме того, установленные в проекте целевые результаты и показатели недостаточно увязаны между собой, а их значения не были согласованы с регионами", — указали в СП. Результатом этого стало то, что почти половина субъектов (42%) не подтвердили возможность их выполнения и не заключили с Минприроды России соглашения о реализации региональных проектов, отметили аудиторы.
Также в СП указали, что национальный проект "Экология" насчитывает в российских регионах 8 323 свалки, в том числе 916 свалок на территории городских округов. Федеральный проект "Чистая страна" при этом предусматривает ликвидацию только 191 свалки, что означает, что более 700 свалок в границах городов сохранятся, следует из отчета.