ПАО "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП), одно из крупнейших предприятий и работодателей Приморского края, не смог остаться в стороне от конфликта среди акционеров ПАО "Дальневосточное морское пароходство" (ДВМП, базовая компания Транспортной группы FESCO), контролирующего порт, сообщает ИА PrimaMedia.
Вчера наблюдательный совет ВМТП досрочно прекратил полномочия гендиректора Заирбека Юсупова, известного своей верностью владельцу группы "Сумма" Зиявудину Магомедову. Новым гендиректором порта с сегодняшнего дня назначен Роман Кухарук, ранее работавший в ВМТП. Днем ранее совет директоров ДВМП принял решение расторгнуть трудовой договор с членом правления Юсуповым, занимавшим должность вице-президента группы по портовому дивизиону c марта 2016 года.
Господин Кухарук является генеральным директором и владельцем созданного в октябре прошлого года ООО "Рейл-Траст" (Владивосток), специализирующегося на перевозках, а также владеет ООО "Дальневосточное морское агентство", основным видом деятельности которого заявлено снабженческое (шипчандлерское) обслуживание судов, включая бункеровку судов топливом, обслуживание судов в период стоянки в портах.
ПАО "Владивостокский морской торговый порт" — крупнейшая стивидорная компания в порту Владивосток.В порту трудится около 2,5 тысяч человек. Производственные мощности стивидора расположены на 15 причалах порта. Порт в 2019 году увеличил перевалку грузов на 10,5% по сравнению с показателем 2018 года, до 11,5 млн тонн. 65,8275% акций стивидора владеет ООО "М-Порт" (Москва), которое, в свою очередь, на 100% принадлежит ПАО "Дальневосточное морское пароходство" (ДВМП, головная компания транспортной группы FESCO) — 50% напрямую, 50% через АО "Порт-Актив". Еще 28,458% владеет ООО "Национальная контейнерная компания" (Москва, 100% принадлежит ПАО "ДВМП"). FESCO — один из крупнейших в РФ операторов портовой инфраструктуры с интегрированным железнодорожным и логистическим бизнесом.
50-летний Заирбек Юсупов был назначен гендиректором ВМТП в марте 2016 года, до этого возглавлял ОАО "Якутская топливно-энергетическая компания" (ЯТЭК). В феврале 2017 года набсовет ВМТП принял решении о продлении его полномочий сроком на три года, на срок с 1 марта 2017 года по 25 февраля 2020 года включительно. Затем полномочия были продлены по 25 февраля 2023 года включительно.
"Под руководством Заирбека Юсупова грузооборот порта увеличился более чем в два раза — с 5,6 млн тонн в 2016 году до рекордных 11,5 млн в 2019 году.За это время порт значительно увеличил скорость перевалки грузов — с 278 до 549 вагонов в сутки, провел комплексную программу модернизации производственных мощностей, расширил сотрудничество с партнерами, а также расширил социальный пакет сотрудников порта", — отмечали в ВМТП. Кроме того, Юсупов занимает должность президента хоккейного клуба "Адмирал", социального проекта властей Приморья.
Есть мнение, что перестановки в ДВМП и ВМТП вызваны предполагаемым конфликтом интересов среди владельцев FESCO. В настоящее время Зиявудин Магомедов владеет 32,5% акций ДВМП (читай FESCO), вторым крупнейшим акционером является Марк Гарбер, владеющий 23,8% акций через GHP Group. Еще 17,4% — у TPG.
Накануне перестановок в компаниях г-н Магомедов заявил о попытке рейдерского захвата компании со стороны некоторых членов совета директоров.
"Я крайне разочарован тем, что мои представители в совете директоров, люди, которых я когда-то взял на работу, принимают участие в рейдерском захвате компании, где я являюсь крупнейшим акционером. Я призываю правоохранительные органы обратить внимание на события, разворачивающиеся вокруг FESCO, и принять необходимые меры с целью остановить корпоративный захват компании и ее разрушение", — говорится в письме Магомедова, которое опубликовал телеграм-канал Baza, сообщал РБК.
По заявлению опального бизнесмена, несколько членов совета директоров ДВМП пытаются сорвать проведение общего собрания акционеров, запланированное на 30 сентября.
Для этого 3 сентября экстренное заседание совета директоров досрочно прекратило полномочия президента FESCO Максима Сахарова и назначило на эту должность Аркадия Коростелева, заявил Магомедов. Он также предположил, что конечной целью всего происходящего, может быть "содействие третьим лицам в рейдерском захвате" компании.
Обвиняемая сторона не осталась в долгу. "Все действия, предпринимаемые советом директоров и менеджментом FESCO, направлены на защиту интересов группы, сохранение ее целостности и долгосрочной финансовой стабильности. Все решения руководства и других акционеров принимаются легитимно и прозрачно, в соответствии с международным и российским законодательствами", — говорится в пресс-релизе FESCO.
"Мы выражаем надежду, что компании Магомедова вернут выданные им кредиты и просим воздержаться от голословных обвинений, не соответствующих действительности, а также от препятствования проведению независимой экспертизы операционной деятельности группы и финансового аудита. В противном случае мы будем вынуждены обратиться в правоохранительные органы для защиты интересов бизнеса группы. Магомедов с марта 2018 года находится под стражей в СИЗО "Лефортово" и его заявления вызывают вопросы с точки зрения законности их распространения. Подобные действия явно увязаны с попыткой избежать ответственности от преследования в связи с невозвратом ранее полученных им средств", — заявило действующее руководство группы.
Отметим, что менеджмент ПАО "ДВМП" еще 15 сентября подал в Лондонский арбитраж иски о взыскании долга по выданным займам с компаний, связанных с Магомедовым. Речь идет о заемных средствах, которые в дальнейшем были направлены на выкуп активов группы в 2012 году.
Годовое собрание акционеров FESCO назначено на 30 сентября в заочной форме. На нем будут рассмотрены новая редакция устава компании, а также положений о собрании акционеров и совете директоров ДВМП. При этом Маммедзаде не вошла в список кандидатов в новый состав совета для избрания на годовом собрании акционеров, а в январе заявляла о намерении покинуть этот пост после годового собрания акционеров.
В конце прошлого года стало известно, что группа "Дело" интересуется возможностью вхождения в капитал FESCO. "В наш нынешний набор активов FESCO ложится идеально. Другое дело, что встает уже вопрос антимонопольного регулирования", — заявлял президент ГК "Дело" Сергей ШИШКАРЕВ в интервью "Коммерсанту". Однако затем группа заявила, что на данном этапе не ведет никаких переговоров о покупке.
"Группа FESCO, безусловно, нам интересна, как и любой иной подобный актив на транспортном рынке. Тем не менее, группа компаний "Дело" в настоящее время не ведет никаких переговоров о покупке данного актива. В случае если мы примем решение начать такие переговоры, мы будем проводить их единственно правильным путем — открыто и честно, с учётом уважения собственников и их позиции. В правилах группы "Дело" — развивать бизнес компании исключительно честным и прозрачным путем, руководствуясь правилами этики бизнеса и делового общения", — пояснялось в сообщении группы.
Еще одним претендентом на покупку доли в FESCO является арабский портовый оператор DP World. В начале января текущего года DP World представил в Минтранс и другие ведомства документы по покупке доли в FESCO. Изначально DP World претендовала на 49% FESCO (без доли Зиявудина Магомедова). Соответствующее ходатайство в ФАС поступило еще в 2017 году, но ведомство не принимало по нему решения и неоднократно продлевало срок рассмотрения, ожидая вердикта правкомиссии по иностранным инвестициям.
DP World, принадлежащая правительству ОАЭ, владеет 78 портовыми терминалами на шести континентах. Штат компании превышает 36 тыс. человек, которые работают в 103 странах.