В России началось уже ставшее традиционным осеннее подорожание розничных цен на бензин, в то же время его стоимость в Приморском крае, по данным федеральной статистики, осталась неизменной, за исключением АЗС так называемых независимых операторов, жалующихся на дискриминацию со стороны вертикально-интегрированных компаний (ВИНК), сообщает ИА PrimaMedia.
Как следует из статданных Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), в целом за сентябрь цены на бензин Аи-92 в среднем по России выросли на 6 копеек, Аи-95 — на 8 копеек, летнее дизельное топливо — на 1 копейку.
Однако, начиная с 10 октября, цены начали расти куда более высокими темпами во всех западных регионах страны. Так, в Ненецком автономном округе, Республике Коми, Астраханской области и Калмыкии за неделю ценники в среднем "подросли" примерно на 30 копеек, в остальных регионах бензин дорожал на 10-15 копеек. В Крыму и Севастополе цены, напротив, немного снизились.
В целом по России бензин Аи-92 за неделю подорожал на 5 копеек — до 43,71 рубля за литр, Аи-95 — на 4 копейки, до 47,08 рубля за литр. Средние цены на автобензин Аи-92 и Аи-95 повысились в шести округах, снизились в одном округе и сохранились на прежнем уровне только в ДФО.
Цены на летнее дизтопливо выросли на 4 копейки и составили 48,12 руб./л, зимнее дизтопливо подешевело на 9 копеек — до 49,97 руб./л. На дизельное топливо летнее средние цены увеличились в пяти округах, снизились в двух округах и сохранились без изменений в одном округе.
По сравнению с 1 января 2020 года средняя цена в России на автобензин Аи-92 увеличилась на +1,62% (+0,71 руб./литр), на Аи-95 — на +2,23% (+1,05 руб./литр), на дизельное топливо летнее — на +3,86% (+1,86 руб./литр), на дизельное топливо зимнее — на +3,48% (+1,74 руб./литр).
Данные по ценам на АЗС ДФО на 18 октября (рублей за литр, данные ЦДУ ТЭК).
Регион | Аи-92 | +/— к | Аи-95 | +/— к | Дт-З | +/— к | Дт-Л | +/— к |
18.10.2020 | 11.10.2020 | 18.10.2020 | 11.10.2020 | 18.10.2020 | 11.10.2020 | 18.10.2020 | 11.10.2020 | |
Амурская область | 45,70 | 0,00 | 47,72 | 0,00 | 50,98 | 0,00 | ||
Еврейская автономная область | 43,81 | 0,00 | 46,05 | 0,00 | 50,51 | 0,00 | ||
Камчатский край | 50,01 | 0,00 | 53,85 | 0,00 | 55,78 | 0,00 | ||
Магаданская область | 51,60 | 0,00 | 56,10 | 0,00 | 56,20 | 56,20 | 0,00 | |
Приморский край | 45,55 | 0,00 | 46,45 | 0,00 | 50,76 | 0,00 | ||
Республика Саха (Якутия) | 57,99 | 0,00 | 59,09 | 0,00 | 62,61 | 0,00 | 62,61 | 0,00 |
Сахалинская область | 47,18 | 0,00 | 48,83 | 0,00 | 55,12 | 0,00 | ||
Хабаровский край | 45,02 | 0,00 | 47,00 | 0,00 | 50,44 | 0,00 | ||
Чукотский автономный округ | 56,00 | 0,00 | 59,00 | 0,00 | 58,00 | 0,00 | 58,00 | 0,00 |
Среднее по России | 43,71 | 0,05 | 47,08 | 0,04 | 49,97 | -0,09 | 48,12 | 0,04 |
В то же время, про данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), рост потребительских цен на бензин с 13 по 19 октября замер на нулевой отметке. С начала года, по данным этого ведомства, цены на бензин повысились на 2,3%.
Отметим, что 15 октября парламентская ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье" выступила с рядом предложений о принятии мер по стабилизации рынка нефтепродуктов на Дальнем Востоке РФ, в том числе за счет пересмотра параметра демпфера для региона.
Механизм демпфера является составляющей обратного (отрицательного) акциза для отдельных российских нефтеперерабатывающих заводов. Принцип его действия — в специальной надбавке, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и стоимости бензина Аи-92 и дизтоплива на внутреннем рынке. Эта надбавка позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть на внутреннем рынке. Главным условием демпфера является изменение цены на топливо на 10% (увеличение, либо снижение) от уровней, установленных государством.
Депутаты ассоциации приняли решение об обращении к вице-премьеру Юрию Трутневу с просьбой поддержать предложения, которые позволяют, по мнению парламентариев, решить ключевые проблемы топливообеспечения дальневосточных территорий.
На заседании в очередной раз констатировали тот факт, что на 11 субъектов ДФО приходится лишь два нефтеперерабатывающих завода — Хабаровский и Комсомольский НПЗ в Хабаровском крае.
"В итоге складывается ситуация, когда в оптовом сегменте практически отсутствует конкуренция. Что, в свою очередь, приводит к реализации топлива по ценам, значительно превышающим среднероссийские. Высокие цены в оптовом сегменте подталкивают вверх и розничные цены, что неблагоприятно складывается на потреблении нефтепродуктов", — сказал зампред Законодательного собрания Забайкальского края — председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Кон Ен Хва
По словам парламентария, проблема Дальнего Востока в части обеспечения нефтепродуктами — это преимущественно проблема регулирования.
"Нефтепродукты, производимые в западной части РФ, как правило неконкурентоспособны по цене для регионов Дальнего Востока в силу высоких логистических издержек. Независимые АЗС не всегда грамотно планируют деятельность, но это скорее точечная разбалансировка. В действительности проблема лежит в регуляторной и экономической плоскостях. Решить ее в краткосрочной перспективе можно только путем повышения привлекательности поставок нефтепродуктов в ДФО", — считает Кон Ен Хва.
Депутаты сформировали несколько предложений, в том числе о снижении на 10 процентных пунктов ставки НДС на автомобильный бензин и дизельное топливо пятого экологического класса в регионах ДФО.
Еще одно предложение — изменение демпфирующего механизма в части возвращения нижней границы обнуления начисления демпфера, а также привязки механизма к внутренним биржевым, а не условно расчетным ценам. Это позволит снизить текущий уровень налоговой нагрузки на нефтеперерабатывающие заводы, а также создать условия для падения крупнооптовых цен, считают парламентарии.
Также ассоциация предложила ввести субсидирование железнодорожных перевозок автомобильного топлива в ДФО на 50%.