Приморец Юрий Крутских никогда не собирался становиться писателем, но на сегодняшний день его произведения в интернете читают уже 50 тысяч человек. История семилетней службы на подводных лодках легла на страницы книг "Камрань" (16+), одну из которых начинающий писатель представил на фестивале ЛиТР (+6), сообщает ИА PrimaMedia.
Книга "Камрань" — об удивительных приключениях советских подводников во Вьетнаме. Те, кто уже познакомился с текстом, говорят, что произведение интересное, остроумное и легко читается.
— Моя "Камрань" — это не мемуары, а художественное произведение, хоть и основано на реальных событиях. Поэтому, конечно же, там есть немалая доля вымысла. Но я постарался сделать так, чтобы этот вымысел не был заметен. Чтобы у читателя не пропадало ощущение достоверности. Канва произведения, его сюжет — это, как следует из названия первой книги — "невыдуманные приключения подводников во Вьетнаме". С определённой долей вымысла я описываю события, происходящие со мной, с моими сослуживцами во время нашего дальнего похода в тропические моря, — рассказал Юрий Крутских корр. редакции.
Юрий Крутских завершил уже вторую книгу — "Камрань, или Последний "Фокстрот" (16+). Это отчасти продолжение первой, но писатель постарался сделать так, чтобы она читалась как самостоятельное произведение. Интересно, что "Фокстрот" — это название, которое американцы дали нашим подводным лодкам. Именно эта книга была представлена на фестивале "Литература Тихоокеанской России". Организаторы фестиваля и АО "Терминал Астафьева" передали книгу Юрия в библиотечный комплекс "Зеленый мир" в Находке.
С детства Юрий Крутских мечтал стать археологом или капитаном подводной лодки. Второе перевесило, и он поступил в ТОВВМУ на Минно-торпедный факультет. После окончания попал на службу в бригаду дизельных подводных лодок. Они как раз базировались во Владивостоке, в бухте Малый Улисс. Подводные лодки их бригады часто ходили на боевую службу в южные моря — в том числе, к берегам Вьетнама. Именно тогда Юрий пришел к мысли написать об этом.
Юрий Крутских. Фото: Предоставлено Юрием Крутских
— После ухода со службы я затосковал. Столько было мыслей, воспоминаний, типажей, фактуры. Постепенно всё стало забываться, но спустя годы мне стали сниться сны. Почти каждую ночь я видел подводную лодку, сослуживцев, какие-то ситуации... Даже забеспокоился — а может, мне надо обратиться к врачу? Для начала стал записывать сны, и примерно через месяц-два они прекратились, а я, перечитав записи, увидел, что из некоторых получились почти готовые рассказы. Поддержала супруга, сказав: "Пиши еще. Нет снов — вспоминай, сочиняй", — делится писатель.
От мыслей до выхода книги в свет прошло почти 30 лет. Камрань — это название порта в Южном Вьетнаме, где размещалась советская Военно-морская база. Она была создана в начале 80-х годов прошлого века на развалинах американской ВМБ.
Писатель определенно может сказать — правды в произведении больше, чем вымысла. В первой книге есть сцена, когда герой оказывается один ночью в море. Такой случай действительно был с Юрием: он плыл несколько часов в открытом море против течения, пытаясь попасть на свою подводную лодку, но реально это было днём. В книге же воспрятие усилено за счет ночного времени суток.
На сегодняшний день у Юрия Крутских в интернете, на разных сайтах, уже около 50 тысяч читателей. 3 тысячи экземпляров тиража первой книги были раскуплены меньше чем за год.
Обложка первой книги "Камрань". Фото: Предоставлено Юрием Крутских
— Нехорошо, наверное, себя хвалить, но, если в сети меня хвалят, значит, есть за что. Значит, книга людям реально интересна, если они голосуют за неё рублём. Без ложной скромности скажу, что и мне самому книга нравится, особенно вторая часть. И когда завершал работу над некоторыми главами, то я, как когда-то Пушкин, окончивший "Руслана и Людмилу", бегал по комнате и кричал — "ай да Пушкин, ай да сукин сын", — продолжил собеседник.
Камрань — детище писателя. В нем он хотел спасти от забвения тех людей, с которыми его свела судьба в эпоху позднего СССР. Писатель гордится, что благодаря ему не будут преданы забвению многие, достойные остаться в памяти потомков люди и события.