Во Владивостоке по всем признакам наступили те самые 90-е, возвращением которых жителей так долго пугали. Очереди за водой, центры временного размещения граждан, целые городские районы, окутанные тьмой, дома без отопления. Причина — не экономический или политический кризис и не ураган с цунами, а ледяной шторм. 10 миллиметров осадков, выпавших в ночь с 18 на 19 ноября, надолго опустили столицу ДФО во тьму и холод. Несмотря на по-настоящему героический труд сотен специалистов, стабилизировать ситуацию не удается. Тем временем жители города славят работников, которые в данный момент латают сети, и выплескивают гнев на внезапно самоустранившиеся городские власти. Сайт мэрии остается не доступен. Наталья Соколова, исполняющая обязанности главы Владивостока по причине болезни Олега Гуменюка, на связь с населением не выходит, сообщает ИА PrimaMedia.
Соцсети Владивостока заполнились благодарностями к тем специалистам, которые сейчас заняты ликвидацией последствий стихии. Примечательно, что все это происходит в тот момент, когда многие из комментаторов сидят в квартирах без света и тепла. Есть понимание, что специалисты и простые рабочие "выжимают из себя максимум" и не виноваты в сложившейся ситуации. В домовых whatsapp-группах жильцы активно кооперируются и предлагают помощь: предоставить газовую плиту, баллоны к ней, воду, кипяток, продукты и так далее. Делятся шутками, вспоминают старую кавээновскую: "Если в кране нет воды, а в розетке тока, значит, вы недалеко, от Владивостока".
В то время, как обязанности мэра приморской столицы, по сути, взял на себя губернатор Олег Кожемяко, скопившийся у населения негатив достается самоустранившимся городским властям. По крайней мере, в недавно открытом инстаграм-аккаунте мэра Олега Гуменюка комментарий "Вы обратили внимание на то, что город находится в ж…." можно считать программным, как и "Есть ли у города мэр?".
Ледяной шторм разнес не только инфраструктуру города, но и пиар усилия властей, направленные на подтверждение статуса Владивостока как столицы ДФО. Громкие слова с одной стороны, с другой — город, который проявил бессилие в вопросах подготовки к стихийным бедствиям. Причем, не самого высокого порядка: не цунами, не ураган, не землетрясение. О ледяном шторме синоптики предупреждали заранее. Достаточно заглянуть в Википедию, чтобы узнать, что это такое и к чему он способен привести. Заранее составить "дорожную карту", согласовать действия с энергетиками, нарастить мощности, запас техники и рабочих рук.
Власти приморской столицы оказались не готовы к серьезным катаклизмам, не хватает управленческих решений, техники, людей
— Сейчас большой вопрос — как мы в 21 веке докатились до того, что остались без света и воды? — рассуждает известный приморский журналист Андрей Калачинский, разделивший отсутствие благ цивилизации с большинством населения города. — Нужно подчеркнуть, что объективно впервые такого рода стихийные бедствия произошли в городе. Я уже не молодой человек. На моей памяти такого дождя не было. Второе, конечно, я сегодня ездил по городу и видел, как люди работают. В больнице не было света, но работал генератор. По дорогам проехал нормально. На опасных поворотах стояли инспекторы ГИБДД. Не сидели в машинах, а именно стояли, хотя дул ветер и было холодно. Там, где были повалены деревья, работали мужики с бензопилами. Всем тем, кто сейчас занят работой на ветру и холоде, мы должны сказать огромное спасибо. А в-третьих — да, хорошо, что наш губернатор взял на себя обязанности мэра Владивостока. По-моему, именно в правительстве края нам сообщили, что в городе ввели ЧС. Мне обидно, что в этот момент мэрия никак себя информационно не проявила. По крайней мере, я не видел этого.
Действительно, в самый ответственный момент — после ледяного шторма во Владивостоке, когда большая часть города находилась в полном локдауне, когда "лег" сайт мэрии vlc.ru — соцсети мэра упорно молчали. Интернет-присутствие в такое время было бы вдвойне оправданным: и с политической точки зрения и, главное, с точки зрения успокоения и информирования людей, которые бы увидели, что городское руководство о проблеме знает и как-то ее решает.
Яркий пример — инстаграм Олега Кожемяко. Губернатор выкладывал посты и днем, и ночью, сообщая о том, кто чем занят, какие меры принимаются, где наиболее сложные участки и так далее.
Есть небольшое оправдание в том, что Олег Гуменюк находится в больнице с коронавирусом. Ждать фоторепортажей с ночными поездками главы по понятным причинам не приходится. Но хотя бы дать жителям знать, что в городе существует руководство и оно чем-то занято, важно. В тревожную пятницу, 20 ноября, последний пост Олега Гуменюка (трехдневной давности) был посвящен разъяснениям правил поведения на его инстаграм-странице. Заместитель главы — Наталья Соколова — также хранит безмолвие и пропала с радаров в момент острой необходимости. Управленческий паралич может долго существовать в режиме "торфянников". Тлеть по-тихоньку. Но случись беда, он приводит к разрушительным последствиям для города. Кадровый вопрос в краевой столице актуализируется как никогда прежде.