Лесная отрасль Приморского края, ориентированная прежде всего на вывозе необработанной древесины в Китай, готовится к резкому сокращению бизнеса. При этом если сегодня на бизнес давят действующие заградительные экспортные пошлины, то через год граница будет закрыта полностью, сообщает ИА PrimaMedia. Для бюджета Приморья потеря лесных налогов окажется весьма существенной.
Дальневосточная железная дорога (ДВЖД, филиал ОАО "РЖД") по итогам 10 месяцев 2020 года зафиксировала спад погрузки лесных грузов на 17,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 3,1 млн тонн. В целом по сети РЖД погрузка лесных грузов за этот период снизилась лишь на 3,1%. А на Северной железной дороге (СЖД, филиал ОАО "РЖД") даже выросла на 10,7%.
Интересно, что РЖД не опасаются потери доходов в случае запрета на вывоз леса-кругляка. "Те тенденции, которые сегодня есть по переходу на пиломатериалы и даже на перевозку леса в контейнерах, нас полностью устраивают. Мы видим, что сегодня доля кругляка снижается, это связано и с вывозной пошлиной, которая постоянно растет, и с декриминализацией — президент специальное совещание на эту тему проводил. Мы эти меры полностью поддерживаем", — отмечал замглавы РЖД Алексей Шило в начале октября (цитата по "Интерфаксу").
По словам топ-менеджера РЖД, больше всего проблем возникает на пограничных переходах, из-за того, что небольшие грузоотправители допускают ошибки в оформлении перевозочных документов, в весе и т.д. "И наши таможенные органы вынуждены вагон полностью выгружать, раскатывать все эти бревнышки, все это пересчитывать, перевешивать, складывать, считать. Когда это делается уже более организованно и цивилизованно, проблем у погранпереходов существенно меньше. Мы считаем, что это правильно и позитивно", — пояснял Шило.
"Гонят контрабанду"
Президент России Владимир Путин 30 сентября по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса заявил, что экспорт необработанного или грубо обработанного леса будет запрещен уже с 2022 года.
Глава государства отметил, явные диспропорции в развитии лесного комплекса. Сегодня ведущие перерабатывающие предприятия отрасли находятся вдали от основных центров потребления продукции в АТР, где отмечаются благоприятная ценовая конъюнктура и растущий спрос, в том числе на экологическое топливо (топливные гранулы).
"Наши дальневосточные субъекты Федерации, имея потенциально хорошие конкурентные позиции, а это низкая стоимость лесных ресурсов, удобное плечо доставки (в АТР — ред.), пока не могут этим воспользоваться, этими преимуществами, нарастить мощности по глубокой переработке древесины. Вместо этого продолжается практика экспорта простого сырья, товаров низкого передела. Более того, зачастую всё это идет через разного рода опять же серые или откровенно криминальные схемы вывоза продукции. Проще говоря — как это называется? — гонят контрабанду", — заявил на совещании Путин.
Кредиты не в помощь
При этом правительство готовится помогать отрасли, прежде всего через программу льготных кредитов.
"Для предприятий малого и среднего бизнеса, которые сейчас работают в этой нише, предлагаю запустить специальную программу модернизации на базе Фонда развития промышленности, что было предложено министром промышленности и торговли. Речь идёт о льготных кредитах на переоборудование производств и создание мощностей по глубокой переработке древесины. Такая программа должна стартовать уже с 1 января будущего года. Прошу предусмотреть необходимое финансирование для этого", — сказал Путин.
Представитель одного из приморcких лесозаготовителей заявил ИА PrimaMedia, что мер господдержки недостаточно, а запрет экспорта приведет к сокращению бюджета региона и социальной нестабильности на севере края.
"Те, кто хотел и смог, уже связались с переработкой. Новые проекты пока нерентабельны, а господдержка больше на словах", — сказал бизнесмен.
Сегодня около 50% от общей переработки леса в Приморском крае дает ОАО "Тернейлес", 45% акций которого принадлежит японской Sumitomo Corporation, еще 30% — гендиректору Владимиру Щербакову.