Владимира Михайловича называют "главным лоббистом интересов Приморского края в Госдуме РФ", но он говорит, что только становится профессионалом в политике федерального уровня. За четыре года жизни на две столицы Новиков провёл на борту самолёта в общей сложности два месяца. Об этом и не только в интервью ИА PrimaMedia.
"Меня соблазняли и "царицей" — работой в столичных структурах за высокую зарплату"
— Владимир Михайлович, подходит к концу 5-летний период вашего пребывания в Госдуме РФ. Скоро новые парламентские выборы. Собираетесь ли вы баллотироваться снова?
— Действительно, время летит быстро. Пойду на выборы или не пойду? Планирую. Но для того, чтобы выйти на всенародное голосование, сначала нужно победить во внутрипартийных праймериз. Не маловажно заручится и поддержкой краевых властей…
— А причем здесь краевые власти, если у нас народ избирает депутата?
— Вы не дослушали меня. Когда у федерального депутата и, допустим, губернатора края, не совпадают взгляды по многим процессам, то ничего хорошего жителям региона от такого "сотрудничества" ждать не приходится. За период своей работы в данной должности видел много случаев, когда депутаты Госдумы с руководством регионов ходили в штыковую, войны были.
— А например?
— Архангельская область один из последних. Политики бились между собой долго, людей на митинги выводили. Сейчас там новое руководство и взаимодействие конструктивное. Но сколько времени потеряно! Если депутат хочет блага жителям своего региона, значит, у него должны быть нормальные рабочие отношения с местными властями.
— Вы уже обсуждали своё выдвижение с Кожемяко?
— Мне Олег Николаевич задавал вопрос о моём будущем. Свою работу я связываю с Приморьем. И готов работать во благо наших жителей. Хотя не раз мне поступали предложения уйти из парламента и получать неплохие деньги, работая в Москве.
— Так сказать, царицей соблазняли?
— Так оно и было. Не поддался. По-честному. Меня избирали люди, давали наказы. И у меня много планов, чтобы их реализовать. Я ещё только становлюсь профессионалом в большой политике.
На должностях в исполнительной власти приходится пахать, тем более если ты губернатор
— А что вы всё-таки думаете о нашем приморском губернаторе? Как бы вы его охарактеризовали?
— Сильный у нас губернатор.
— А в чем его сила выражается?
— Он очень работоспособный, об этом знает население всего края. На должностях в исполнительной власти приходится пахать, тем более если ты губернатор. Я по себе знаю, если ты в определенных условиях не настроишь людей на выполнение необходимой работы лично, то ты не получишь нужного результата. Он профессиональный управленец и вдобавок выстроил отличную коммуникацию с населением, возможно лучшую, чем у всех его предшественников. Активно поддерживает стремящиеся к развитию муниципалитеты.
— У вас какие отношения с Олегом Николаевичем?
— Рабочие. С Олегом Николаевичем у нас именно такие отношения. И со всеми губернаторами так было. Понимая четкую иерархическую лестницу, у меня всегда есть свое мнение, которое помогает мне решать проблемы края, города, района.
— Вы сколько пережили губернаторов за свою политическую карьеру?
— Я был назначен на должность главы города первоначально Евгением Ивановичем Наздратенко. Потом — Сергей Михайлович Дарькин, Владимир Владимирович Миклушевский. Сейчас — Олег Николаевич Кожемяко, но это я уже был в должности депутата Госдумы.
— Вы еще одного забыли — и.о.
— Вы же сказали про губернаторов. Но Андрей Владимирович Тарасенко не успел стать губернатором.
— Как шутит сейчас губернатор Якутии: "У меня работают или будущие губернаторы, или бывшие". А не кажется ли вам, что эта практика отправки "сбитых летчиков" на всё равно высокую работу до добра не доведет? Мне это напоминает поздние советские годы: человек проштрафился — давай в другом месте проштрафься.
— Я так не думаю. Он просто до конца не смог убедить приморцев, хотя мог работать по 18-20 часов в сутки. И с учетом тех связей, которые есть у Андрея Владимировича, я не сомневаюсь, что отстаивать интересы Якутии в Москве он сможет достойно.
Главная цель — наполнение местных бюджетов, привлечение федеральных средств
— Что вы как депутат Госдумы можете поставить лично себе в заслугу?
— Я шел в Госдуму с убеждением, что нам удастся построить новую систему взаимодействия между властями разных уровней. Когда баллотировался, болью глав городов и районов было мизерное пополнение местных бюджетов федеральными средствами. И у меня была задача помочь муниципалитетам решить эту проблему. Сделать так, чтобы у них была возможность участвовать в федеральных программах на условиях софинансирования. 4 года назад наши поселения должны были вкладывать до 30% своих средств, чтобы привлечь федеральные деньги на выполнение условий программ, скажем, по благоустройству дворов, асфальтированию или строительству. У них столько денег не было, поэтому города и районы практически не участвовали в программах. Сейчас мы смогли добиться того, что вкладом муниципалитетов является всего 0,5% стоимости проектов. Я в своё время о таких условиях только мечтать мог.
Депутат Госдумы РФ от Приморского края Владимир Новиков. Фото: из архива Владимира Новикова
Четыре года назад, например, бюджет города Артема получал из федерального бюджета на дороги, строительство больниц, школ, детских садов — 100 миллионов рублей. Сейчас он получает 700. И так во всех муниципалитетах, где работают по федеральным проектам.
Я чувствую свою роль в решении этого вопроса. Депутаты Госдумы, добились перераспределения денег со стороны федерального бюджета именно в местные бюджеты. Хотя, сделать это на уровне изменения налогового законодательства пока не удалось, но министерство финансов, а в частности сам министр, на мой вопрос ответил: "Мы готовы помогать муниципалитетам. Но сегодня мы не готовы сделать перераспределение внося изменения в бюджетный кодекс, а можем действовать только через регионы". И такая цепочка сегодня работает. И если финансирование увеличилось практически в 7 раз, то это дает хорошему хозяину на территории большие возможности.
Есть проекты, в которых я принимал непосредственное участие. Например, в Артеме скоро откроют новую больницу, строительство которой закладывалось в федеральный бюджет, когда я был главой города. В Большом Камне тоже есть проекты, в которых я принимал участие. Это и больница, и школа, и детский сад. В Подъяпольском, Шкотовский район, школа новая введена при моем непосредственном участии. В Фокино помог привлечь деньги из вышестоящих бюджетов для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса.
Четыре года назад у меня понятия не было, как работать и никаких схем взаимодействия не было. Но сегодня они выстроены, и я знаю, как добиться привлечения федеральных средств в регион.
Я всё ещё председатель Совета муниципальных образований Приморья. Прозвучит, может быть, не скромно, но я единственный из депутатов Госдумы, кому муниципалитеты региона доверили эту деятельность. Работая в комитетах и комиссиях, встречаюсь и с федеральными органами исполнительной власти, и с администрацией президента. И поднимаю проблемные вопросы, которые необходимо решать в родном крае. Я полностью погружен в его повестку.
— Скажите, а есть ли в Госдуме место для собственной законодательной инициативы? Или генератор идей только правительство РФ, администрация президента?
— Есть, но один в поле не воин. Законотворчество — это всё же больше командная работа, чем персональная. Прежде чем идея станет законопроектом нужно убедить экспертное сообщество в том, что она актуальна, грамотно её оформить, пройти через юридические и административные инстанции. Поэтому партия в этом — существенный помощник. Конечно проблем очень много, препятствий разных, но когда чувствуешь поддержку сил для их решения прибавляется.
Меня называют "известным лоббистом интересов Приморского края"
— Есть ли вообще в Госдуме лобби дальневосточников? Невозможно ведь Приморье рассматривать отдельно от всей территории ДВ. Проблем же много.
— Недавно на одном из краевых селекторных совещаний, вице-губернатор Антон Анатольевич Волошко, представляя меня, сказал: "Известный лоббист интересов Приморского края в Госдуме".
— Почему он так сказал?
— Этот вопрос нужно обращать к нему. Но спасибо ему за такую оценку. Это как раз то, что я в Госдуме и делаю. Отстаивать интересы своей территории — это задача любого депутата. Я работаю в комитете по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока. Большинство там дальневосточники. Мы и дальше будем добиваться реализации необходимых проектов, строительства объектов в нашем регионе. Недавно принята Национальная программа развития Дальнего Востока. До 35 года определены направления развития, обозначены проекты. Но я и мои коллеги из комитета будем добиваться дополнений и изменений в эту программу по важным для населения вопросам, когда это станет необходимо.
Сказал, что поддержу Алексея Чекункова, если он пообещает биться за ДФО, как лев
— Кстати, как вы проголосовали за нового министра по развитию Дальнего Востока, за Алексея Чекункова?
— Я голосовал положительно. Когда Алексей Олегович пришёл к нам в комитет с докладом я ему сказал: "Если вы завтра на пленарном заседании заявите, что будете биться за дальневосточников, как лев, то я обязательно за вас проголосую". Так он и сказал с трибуны Госдумы.
— Как думаете, кто станет после Путина в 24-ом году президентом? Если скажете, что об этом не думали, я не поверю.
— Это будет человек, которому народ отдаст свои голоса. По персоналиям не могу на сегодняшний день сказать. Во всяком случае это будет очень сильный человек, любящий свое государство, истинный патриот.
— То есть, В.В.Путин?
— Эти качества действующего президента неоспоримы, но лично я не уверен, что он воспользуется возможностью пойти на новый срок полномочий.
— А как вы охарактеризуете своих коллег по депутатскому корпусу? Есть же разные депутаты, отвечающие за Приморье и за Дальний Восток. По списку прошедшие в Госдуму. Из разных партий.
— У меня со всеми очень хорошие, прагматичные отношения. Мы стараемся помогать друг другу. Некоторых я считаю профессиональными депутатами, Виктора Пинского , например. Считаю, что это профессиональный политик федерального масштаба. Он работал в Госдуме на разных позициях, должностях, выполнял и выполняет руководящие функции во фракции "Единая Россия" и у него всё получается.
Низкий уровень жизни населения, отсталая медицина, ветхость энергетических систем
— Какие проблемы есть у Приморского края? И как их можно решить?
— Во-первых, низкая заработная плата, низкий уровень жизни. Вторая проблема — это медицина. Отставшая. Хотя последние годы, безусловно, с принятием федерального закона о здравоохранении она выходит на более высокий уровень, но ей очень сложно. И третья проблема. Я о ней говорю на всех уровнях уже лет 20. Это нехватка энергетических мощностей, ветхость энергетических систем. И недавняя ситуация с ледяным дождём это показала вновь.
— Энергетика проблема большая.
— Надеюсь, что будут добавлены деньги как на реконструкцию сетей электроснабжения, так и на строительство новых подстанций. Обязательно нужны новые подстанции. Но это федеральные деньги. Либо деньги больших сетевых компаний. Я в свое время и Анатолию Борисовичу Чубайсу задавал вопрос: "Когда будет возможность, даже в случае отсутствия государственного финансирования, у людей вкладывать свои деньги, которые они готовы потратить, в строительство подстанций?". Но ответа не получил. И понимаю это так: энергетический рынок стратегически важный и других игроков на него пускать не хотят. Думаю, в ближайшее время исполнительные власти всё-таки пересмотрят свою позицию. Либо больше денег будут направлять, либо выстроят иную схему взаимодействия между гражданами, коммерческим структурами и органами власти. Есть же вероятность и недобросовестного хозяйствования со стороны энергетиков, недобросовестного исполнения контрактов.
— В СМИ прошла информация, что администрация президента поставила задачу пред "Единой Россией" провести ротацию 70% депутатов. Зачем это? Для повышения качества принимаемых решений? Или, может быть, лучше делать ставку на проверенные кадры?
— Я сторонник того, чтобы проверенные кадры обучали новое поколение. В других государствах, по статистике, каждый раз меняется 30% парламентариев. Что касается 70%, о которых вы говорите, то я не знаю такой задачи.
— Но пишут.
— Мало ли чего пишут. Как бы там ни было, в конечном итоге именно народ решает, кого пропустить в Госдуму, а кого нет. 4 года назад состав депутатского корпуса поменялся сильно. Не исключено, что и в этот раз так будет.
О пенсионной реформе: 60 лет — это трудоспособный возраст для человека, ведущего здоровый образ жизни
— За последние 4 года какие события, на ваш взгляд, были самыми резонансными в жизни Приморского края и России?
— По Приморью, наверное, неудавшаяся попытка выборов губернатора. Это, по-моему, первый опыт по РФ, когда губернаторские выборы признаны недействительными.
— А по стране?
— Повышение пенсионного возраста, конечно. Если законодательство меняется один раз в 50 лет, и принимать это решение выпадает твоему составу Госдумы и тебе лично, то это сложно. Решение непопулярное. Лично для меня оно было чувствительным.
— Вам за него стыдно?
— Слово "стыд" тут не подходит. Решение сложное, непопулярное, но необходимое. Я проехал весь свой округ перед этим, встречался с трудовыми коллективами. Высказывал свою точку зрения, получал и негативные отклики, и понимание со стороны людей. Расчёты показали, что сейчас на пенсии уходило бы больше половины федерального бюджета. Это неправильно.
Ко мне на прием по личным вопросам приходят 60-летние жители. Люди мудрые, взрослые. Но назвать их пенсионерами язык не поворачивается. Действительно, раньше мы считали, что мужик в 60 лет — это уже дремучий старик. Сегодня это не так, люди ведут более здоровый образ жизни, ещё очень активны и трудоспособны.
— Вот сколько Байдену лет, а работает. Прямо скажем, мужчина возрастной.
— Бывает, что он забывает, про что говорит, но, тем не менее, народ-то его избирает не смотря, на возраст в 78 лет.
Лично я — за прогрессивную шкалу налогообложения. Но эта позиция пока не находит поддержки у Правительства РФ
— А за прогрессивную шкалу налогообложения вы бы проголосовали?
— Вы знаете, я за нее голосовал.
— Но повышенное налогообложение дохода свыше 5 миллионов рублей — это все-таки издевательство, на мой взгляд. Повышенная ставка должна быть от 50, 100 миллионов рублей. У нас же есть кластер богатых людей.
— Повторюсь, я — за прогрессивную шкалу налогообложения. Но пока, к сожалению, такая позиция не находит поддержки у правительства РФ. Считается, что богатые люди будут уводить в тень свои доходы.
— А какой депутат все-таки лучше: от бизнеса, от политики, бывший региональный чиновник, общественный активист или муниципальный глава?
— Это должен быть, в первую очередь, порядочный человек.
А из какой сферы ты пришел — или из бизнеса, или руководил муниципалитетом — не принципиально. Для Госдумы важно как раз представительство специалистов из разных сфер. Собираются люди, знающие толк в конкретном вопросе, специалисты из разных отраслей, такой подход к формированию Думы, на мой взгляд, оптимальный.