Последняя полноразмерная неделя декабря напомнила, что одним из основных элементов приморской экономики остается портовый бизнес, проекты в котором рождаются и умирают с завидной регулярностью. Об этих и других важных экономических тенденциях читайте в еженедельном бизнес-дайджесте ИА PrimaMedia.
"Заплатите нам миллион долларов биткоинами"
Минувшая неделя напомнила о рисках, которые неизбежно сопровождают частных инвесторов. Брокерская компания "Фридом финанс" (Freedom Finance), активно работающая и в Приморье, сообщила о факте взлома своей внутренней сети и похищении данных о 16 тысячах клиентах компании за 2018 год. Об этом на своей страничке в инстаграм сообщил основатель и гендиректор "Фридом финанс" Тимур Турлов. Случившееся он назвал "крайне неприятным и постыдным инцидентом в информационной безопасности", который произошел 24 декабря. И признал: "Мы облажались и подвели часть наших российских клиентов".
"Как это случилось? Да так же, как и атакуют пользователей: одному из наших сотрудников пришло фишинговое письмо, которое он открыл и запустил на локальной машине несмотря на предупреждение системы безопасности. А дальше вскрылись все слабые места нашей защиты. Зачем нас ломали? С одной очень простой целью — шантаж оглаской в СМИ с целью вымогательства. А-ля "заплатите нам миллион долларов биткоинами, иначе мы разошлем пресс-релиз о том, что мы украли ваши данные, по всем СМИ в стране, и они вас порвут. Никто не будет разбираться", — написал Турлов.
В пакете были "сканированные копии и ряд поручений на бумажных носителях, ряд отчётов о сверках с базами ПОД/ФТ и порядка 400 файлов о признании инвесторов квалифицированными". Почти не пострадали клиенты, которые открывали счета в США.
Freedom Holding Corp., оказывает финансовые услуги в семи странах мира. Акции холдинга торгуются на NASDAQ, 72,7% принадлежат Тимуру Турлову. В России компания осуществляет деятельность через свою дочернюю структуру ИК "Фридом финанс" и одноименный банк.
Кстати, в апреле этого года стало известно, что в сети появились персональные данные россиян, оформлявших микрозаймы в 2017-2019 годах. В базе, предлагавшейся на продажу, были представлены около 12 млн записей с паспортными данными, телефонами и сведениями об электронных кошельках.
Мигранты за доплату
Все идет к тому, что дальневосточные стройки резко вырастут в цене и по качеству сдачи, а приличная часть сельхозугодий останется невозделанной — правительство готовится "закрутить гайки" в части привлечения иностранной рабочей силы.
До пандемии даже на крупных строительных объектах в Дальневосточном федеральном округе 80% рабочих составляла иностранная рабочая сила из ближайших стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также из бывших союзных республик.
Но даже после открытия границ этот показатель будет куда меньше, ибо за каждого чужеземца в скором времени будут взымать своеобразный акциз, что, в свою очередь, приведет к повышению зарплатных аппетитов наших соотечественников. Ситуация, увы, знакомая по большому футболу, когда клубы-гранды в условиях лимита вынуждены платить россиянам неадекватно высокие зарплаты.

Не хочешь платить акциз, привлекай наших рабочих",— сказал Юрий Трутнев.. Фото: ИА PrimaMedia
"Нас беспокоит большое количество иностранной рабочей силы, используемой при строительстве объектов на Дальнем Востоке. Там десятки тысяч человек работают со всего мира: и из республик бывшего СССР, и из Китая, и из других стран. Все хорошо, но только правительство существует для того, чтобы давать работу прежде всего гражданам нашей страны. Мы не тронем существующие проекты, потому что есть закон "о дедушкиной оговорке", мы не можем ухудшать имеющиеся условия. Но в отношении будущих проектов у меня есть большое желание немножечко подкрутить ручку регулирования и сделать так, чтобы (работодатели — прим. ред.) потихонечку начинали платить за иностранную рабочую силу. Хочешь привлечь кого-то из-за рубежа, пожалуйста, заплати акциз, причем так тихонечко, по нарастающей. Не хочешь платить акциз, привлекай наших рабочих",— сказал Юрий Трутнев в интервью РБК.
Опрошенные ИА PrimaMedia строители уже говорят о неизбежном росте себестоимости работ. "Найти квалифицированного строителя с российским паспортом можно, но его зарплатная ведомость с учетом российского законодательства сейчас значительно выше, чем у мигранта. При этом разницу, в случае ввода акциза, заберет себе казна", — говорит один из местных девелоперов.
Директорский пат для "Восточной верфи"
Успешное развитие бизнеса АО "Восточная верфь", сумевшего компенсировать потери в военном заказе за счет гражданского судостроения, привело к "разборкам" среди акционеров предприятия. При этом из состава совета директоров же выбыли такие знаковые в прошлом для Приморья фигуры как бывший прокурор Приморья Валерий Василенко и бывший вице-губернатор Геннадий Токуленко.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, акционеры АО "Восточная верфь" на внеочередном собрании 18 декабря проголосовали за досрочное прекращение полномочий совета директоров, избранного на годовом собрании в начале 2020 года, и определили новую версию совета. Правда, делать этого они не имели права.
"Доводим до вашего сведения, что акционер Мирошниченко Игорь Иванович подал исковое заявление к акционерному обществу "Восточная верфь" "О понуждении общества включить кандидатов в список кандидатур для голосования" в Арбитражный суд Приморского края", — говорится в обращении АО "Восточная верфь" к акционерам. Предварительное судебное заседание по иску назначено на 14 января 2021 года.
В материалах суда говорится, что Игорь Мирошниченко обратился с исковым заявлением к АО "Восточная верфь" об обязании включить в список кандидатур для голосования по выборам в члены совета директоров Сергея Сильченко, Игоря Курсекова и Александра Позднякова.
"Восточная верфь" в настоящее время строит 5 судов-краболовов, в 2021 году планирует подписать контракт на строительство трех-судов ярусоловов.
"Открытый порт Находка" подвели под банкротство
Арбитражный суд Приморского края отложил на 12 января судебное заседание по рассмотрению заявления ООО "Стройновация" о банкротстве АО "Открытый порт Находка" (Врангель, Приморский край). Обе компании входили в группу "Сумма" Зиявудина Магомедова.
Как следует из картотеки арбитражных дел. Соответствующее заявление поступило в суд 6 октября, сумма требований "Стройновации" составляет 7,8 млн рублей.
АО "Открытый порт Находка" должно было построить для "Суммы" в порту "Восточный" угольный терминал "Север" мощностью около 20 млн тонн. Позже проект угольного терминала "Север" планировала выкупить УК "Востокуголь" (угольный проект группы "Аллтек", основанной погибшим бизнесменом Дмитрием Босовым.). При этом АО "Сибантрацит" (также угольный проект группы "Аллтек") в декабре 2018 года зарегистрировало в Находке ОООО "Открытый порт Находка" с уставным капиталом 10 млн рублей. Отрасль — транспортная обработка грузов.
Зерно пойдет через Зарубино
Первый на территории Приморского края зерновой терминал разместится в порту Зарубино. Изначально этот проект рассматривала группа "Сумма" Зиявудина Магомедова, потом "Объединенная зерновая компания" (ОЗК). В итоге терминал на 5 млн тонн с обслуживанием как грузопотока из Сибири и Дальнего Востока, так и возможного китайского транзита, будет строить структура УГМК.
Незамерзающий морпорт в бухте Троицы расположен на юге Приморского края вблизи водных границ с Японией, Китаем, Южной Кореей и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Является ключевым звеном международного транспортного коридора "Приморье-2". Оператором порта является ООО "Морской порт в бухте Троицы" (МПБТ), совладельцами которого являются ООО "Диалог-инвест" (Москва) и три кипрских офшора.

Зерно пойдет через Зарубино. Фото: Правительство Приморского края
"Запуск мультимодального транспортного коридора "Восточные зерновые ворота" в Приморском крае общим объемом инвестиций 16,8 млрд рублей с зерновым терминалом мощностью порядка 10 млн тонн создаст возможность для значительного увеличения производства зерна на Дальнем Востоке и в Сибири, а также позволит организовать глубоководную отгрузку зерна и масличных культур на азиатские рынки. Свыше 800 человек будут трудоустроены в рамках работы терминалов", — говорится в сообщении Минэкономразвития РФ.
Инвестпроект по созданию зернового транспортного коридора по экспорту продукции из Сибири на базе морского порта в бухте Троицы, реализация которого планировалась в рамках СЗПК (соглашение о защите и поощрении капиталовложений), в октябре представлял совладелец "Трансмашхолдинга" Андрей Бокарев.
Проект включает в себя три элемента — строительство зернового терминала в бухте Троицы, создание специализированного оператора с парком вагонов типа хоппер, а также строительство элеваторов в пунктах формирования груза для отправки в порт.
Похоже, на Дальнем Востоке будет летать все та же "Аврора"
Безусловным лидером конкурса на выбор названия для создаваемой на Дальнем Востоке Единой региональной авиакомпании является "Аврора", значительно опережающая варианты "Дальавиа" и "Дальний Восток", сообщает ИА PrimaMedia. Наиболее активно на конкурсе голосуют жители Приморского и Хабаровского краев, предлагающие в том числе названия своих бывших авиакомпаний — "Владивосток Авиа" и "Дальавиа" (обе ликвидированы после процедур банкротства).
На данный момент на конкурс подано более 7,5 тыс. голосов. Название "Аврора" лидирует с более чем двукратным преимуществом над "Дальавиа" — почти 4,3 тыс. голосов за "Аврору", более 1,7 тыс. — за "Дальавиа" (данные на начало 27 декабря). Варианты "Дальний Восток" и "Тайга" (предложен авиакомпанией "Аврора") значительно отстают — почти 900 и почти 600 соответственно. Среди аутсайдеров — "Восток", "Крылья Востока" и "Амур".
Названия "Тайга" и "Аврора" предложены авиакомпанией "Аврора", которая в ближайшее время полностью перейдет под контроль Сахалинской области, а вариант "Дальний Восток" рассматривался еще год назад с подачи федеральных ведомств.
Открытое голосование проводит Минвостокразвития РФ при поддержке аппарата полномочного представителя президента РФ в ДФО. Его участники могут выбрать одно из предложенных наименований, либо предложить свой вариант на официальной странице конкурса aviadv.ru. 31 декабря среди участников конкурса разыграют 5 сертификатов на перелет по любому действующему маршруту авиакомпании "Аврора".
На данный момент в списке для голосования более 10 вариантов: "Тайга", "Аврора", "Дальний Восток", "Владивосток авиа", "Амур", "Крылья Востока", "Восток", "Тигралёт", "Восход", "ЛеоДВ", "Востокавиа", "Орлан", "Альбатрос" и др. При этом символический первый голос получила "Аврора".
Как ранее сообщало ИА Primamedia, единая региональная авиакомпания Дальнего Востока должна быть создана до 1 февраля 2021 года. Планируется, что она будет оформлена в виде консорциума действующих региональных перевозчиков под управлением авиакомпании "Аврора".
"Мы договорились, что Сахалинская область выкупает остатки пакета "Авроры", но после этого оставит у себя 49%. А остальное (51%) мы пропорционально разделим между дальневосточными субъектами. При этом они передадут в эту компанию блокирующие пакеты своих перевозчиков. В этой конструкции мы также предусмотрели "золотую акцию" правительства", — сказал Юрий Тртунев в интервью РБК.
Предполагается, что на первых порах в альянс войдут шесть юрлиц — АО "Авиакомпания "Аврора" (Сахалинская область), АО "Авиакомпания "Якутия", АО "Авиакомпания "Алроса", АО "Авиакомпания" Полярные авиалинии" (все — Якутия), КГУП "Хабаровские авиалинии" (Хабаровский край) и АО "Камчатское авиационное предприятие" (Камчатский край).
Юрий Трутнев также отметил, что создаваемый консорциум потребует значительных инвестиций от регионов.
"Достаточно значительных, но пока не буду называть цифры — есть разные сценарии. Дело не только в деньгах, нам нужны самолеты соответствующих типов, и у нас графики потребности и производства пока не состыкованы. Получается, что самолеты нужны завтра, а построены они будут послезавтра", — сказал полпред.
На дальневосточные аэропорты слетелись федералы
На Дальнем Востоке в самом разгаре перестройка аэропортового комплекса. На прошлой неделе сахалинская область объявила конкурс на привлечение инвестора для завершения строительства пассажирского терминала в аэропорту Южно-Сахалинска.
Подрядчику предстоит завершить монтаж корпуса аэровокзала, выполнить внутреннюю отделку, установить оборудование, обустроить пропускные пункты и объекты, необходимые для разделения потоков внутренних и международных рейсов. Срок выполнения работ — 1,5 года.
Мощность строящегося двухэтажного пассажирского терминала площадью почти 40 тыс. кв. м должна составлять 550 пассажиров внутренних авиалиний в час (с возможностью расширения до 900) и 250 пассажиров на международных линиях. Для сравнения, пассажирский терминал аэропорта Владивосток имеет пропускную способность 1 тыс. 360 человек в час или 3,5 млн в год.
Претенденты на достройку аэровокзала на Сахалине традиционные для нынешнего времени — "Аэропорты регионов" группы "Ренова" Виктора Вексельберга, холдинг "Новапорт" Романа Троценко, холдинг "Базэл аэро" Олега Дерипаски (находящееся под управлением холдинга АО "Международный аэропорт Сочи" владеет 61,76% акций АО "Международный аэропорт "Владивосток") и "Хабаровский аэропорт" Константина Басюка.
Действующий пассажирский терминал аэропорта управляется АО "Аэропорт Южно-Сахалинск", 100% акций которого принадлежат Сахалинской области. Аэропорт является базовым для авиакомпании "Аврора". Правительство региона уже включило в план приватизации 100% акций АО "Аэровокзал "Южно-Сахалинск", которое владеет недостроенным терминалом аэропорта Южно-Сахалинска. Стоимость компании оценили в 6,45 млрд рублей. При этом, Сахалинская область намерена оставить в собственности 49% акций совместного предприятия, которое будет достраивать пассажирский терминал аэропорта.
Тем временем стало известно, что ставшее инвестором аэропорта Магадана ООО "АБС Магадан" (совместное предприятие "Новапорта" Романа Троценко и "Аэропортов регионов" Виктора Вексельберга) предложило за него в ходе конкурса более 1 млрд рублей.
"Дерипаска дал 800 млн рублей, а Вексельберг с Троценко дали 1 млрд 20 млн рублей за право построить новый терминал, привести в порядок старый и привокзальную площадь", — заявил губернатор Магаданской области Сергей Носов на прошлой неделе.
Углю дороги нет
Руководители дальневосточных регионов начали жаловаться на дискриминацию местных угледобытчиков на железной дороге из-за приоритета для угля из Кузбасса. По их словам, угледобывающие предприятия Кемеровской области, ранее отправлявшие часть своей продукцию на экспорт через западные порты РФ, переориентировались на Дальний Восток, осложнив выход на железную дорогу углю из местных регионов.
"Традиционно Кузбасс в основном вез свой уголь в порты на юг и на запад страны. Все, что было в Забайкалье, Бурятии, Хакасии, на наших (якутских — прим ред.) месторождениях — экспортировалось в основном через восточные порты, потому что нам на запад везти затратно. Такая ситуация сохранялась практически до прошлого года. Потом случился резкий, достаточно серьезный обвал рубля, и в прошлом и в начале этого года в Кузбассе скопились огромные объемы угля, в первую очередь энергетического. В условиях кризиса Кузбасс поддержали. Сейчас ситуация выправляется, но Кузбасс хочет уголь и дальше возить на восток, потому что им понравилось продавать его за хорошие деньги. При этом складывается ситуация, что, так как с Кузбасса идет достаточно большой объем угля, то мы начинаем сегодня испытывать определенное давление из-за нехватки пропускных способностей железной дороги", — сообщил глава Якутии Айсен Николаев журналистам (цитата по "Интерфаксу").
Якутия по итогам 2020 года ожидает угледобычу на уровне 20 млн тонн (плюс 4,5% к прошлому году).
Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев подтвердил, что спрос на уголь на западных рынках снижается. "Мы понимали, что рынки сместятся на восток. Это было зафиксировано во многих европейских документах и стратегиях развития, по которым они планово уменьшали потребление угля. Эти документы были публичны, официально озвучены. Но произошло то, чего мы не ожидали, произошло еще более быстрое смещение рынка. Европейские рынки стали закрываться гораздо быстрее, чем они публично это декларировали. А Азиатско-Тихоокеанский рынок развивается, и цены там выше, чем на европейском", — сказал Цивилев.