Осенью в ПАО "ВМТП" произошло немало событий, которые привлекли внимание СМИ. Теперь, когда затянувшийся конфликт урегулирован, настало время взглянуть на недавние события спокойно, как говорится, с чувством, с толком, с расстановкой. И корр. ИА PrimaMedia отправились в порт, чтобы встретиться с докерами и портовыми рабочими и узнать у них, как обстоят дела сегодня.
Поскольку руководство ВМТП известили о визите журналиста и фотокорреспондента заранее, оформление пропусков заняло не так много времени. И вот мы уже на территории порта. Осматриваемся. Вроде бы всё как положено. Суда под погрузкой, портальные краны, контейнеры, ричстакеры и тягачи. И всё-таки что-то сбивает с толку. Не сразу понимаем, в чём дело, а когда понимаем, удивляемся ещё больше: на пирсе и подъездных путях нет ни одного обледенелого участка, вообще никаких следов ледового шторма, который не так давно потряс всё Приморье. Даже снега нет — всё аккуратно вычищено до черного асфальта. А ведь торговый порт оказался в эпицентре стихии, и наверняка здесь было всё: обледеневшие контейнеры, обледеневшие краны, ледяная корка, сковавшая пирс.
"Справились, — рассказывает по пути водитель "дежурки", которая везёт нас на причал в "разнарядку", где проходит обед у докеров. — Бросили все силы. Плюс руководство подняло выплаты за сверхурочную работу больше, чем в два раза, что стало дополнительной мотивацией. И льда как не бывало".
Так может быть, и не было того, о чём, не смолкая, гудел интернет? Того, что с завидной периодичностью попадало в топ-10 телевизионных новостей?
"Было", — отвечают наши собеседники, докеры-механизаторы Михаил Соломанин и Михаил Сабитов, портовый рабочий Сергей Гопп и тальман Вадим Гильманов, согласившиеся потратить на беседу с журналистами вторую половину обеденного часа.
"Люди просто боялись перемен", — говорит докер-механизатор Михаил Соломанин. И поясняет: "Лет пять назад в порту работало несколько стивидорных компаний, и у каждой был свой руководитель. Потом произошло объединение, руководитель стал один, правила тоже единые. Производство и грузооборот увеличились, соответственно, выросли и доходы тех, кто работал в порту. Наступила стабильность. А тут новое руководство — и люди насторожились, что от него ожидать. Будет ли работа, не будет... Потому что слухи ходят разные, и чем больше коллектив, тем больше слухов. Ни для кого не секрет, что масса сама собой не управляет. И если правильно, грамотно поставить вопросы, то можно контролировать эту массу".
Михаил Соломанин. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
"Если говорить, что всё будет плохо, люди, конечно, поднимутся на дыбы", — соглашается докер-механизатор Михаил Сабитов, который принимал участие в митингах.
Интересуемся, насколько оправдались опасения, связанные с приходом нового руководства, и слышим в ответ, что не такое уж оно новое. Действительно, нынешнего генерального директора ПАО "Владивостокский морской торговый порт" Романа Кухарука, занимающего этот пост с октября 2020 года, человеком со стороны никак не назовешь. С 2011 по 2015 годы он работал в ВМТП заместителем директора по эксплуатации. Именно при его участии происходило объединение разрозненных компаний в порту, за которым пришла стабильность. Вместе с ним в 2020 году в порт вернулись те, кто не сработался с прежним гендиректором Заирбеком Юсуповым.
Новая команда работает месяц с небольшим, давать оценку ее деятельности, наверное, еще рано. И все-таки что-то сказать по этому поводу можно.
"Сейчас ситуация стабилизировалась. Люди видят, что работы много. Со сменой руководства производство не останавливается, оно наращивается. Порту останавливаться нельзя, иначе мы Дальний Восток просто загубим, вся железная дорога до Урала просто встанет. А чтобы оценить работу нового руководства, нужно время", — говорит Михаил Соломанин.
Сейчас руководство порта делает всё, чтобы успокоить сотрудников, говорят наши собеседники. И это правильно. Негатив всегда порождает другой негатив. И если сотрудник переживает вместо того, чтобы работать, то работы никакой не будет.
Первым делом новое руководство поинтересовалось у всех подразделений, у самих сотрудников, что нужно сделать, чтобы им работалось комфортнее. В результате в бытовках появились горячая вода и калориферы, а в окнах портовых кранов — стекла с подогревом и прочее. Продолжается поступление новой техники: универсальных портальных кранов "Витязь", локомотивов, ричстакеров, тягачей. Полностью соблюдается перечень контрактов, улучшаются бытовые условия.
"Большой плюс, что сохранили костяк работников. То есть все на своих местах остались, все связи между службами сохранились. Ещё один плюс, я считаю, что стали больше платить за переработку. Раньше полагалось по две тысячи за работу в выходной день, сейчас по пять тысяч. А минусов на сегодня я не вижу. Перед тем как сюда идти, я с пацанами разговаривал, они тоже ничего плохого не видят", — говорит Михаил Сабитов.
Михаил Сабитов. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
"Сейчас мне работается намного комфортнее. По крайней мере, никаких замечаний по прошедшему месяцу у меня нет. Вещи, которые нужны были, сделаны. Те же чайники и поттеры закупили и поставили: "Ребята, пользуйтесь, не вопрос". И на более серьезном уровне всё делается: грузопотоки, новая техника… Думаю, вместе у нас всё получится. Мы ведь одна большая семья. Друг другу всегда помогаем, во всём поддерживаем", — добавляет к сказанному товарищами портовый рабочий Сергей Гопп.
Сергей Гопп. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
"Я работаю в порту второй год. И со старым руководством, и с новым. По тому, как строится трудовой процесс, разницы я не заметил, — делится своим мнением тальман Вадим Гильманов. — Главное, есть работа, объемы растут. Приятный бонус, что нам остатки 13-й зарплаты за прошлый год выплатили буквально на днях. Так что, в принципе, если что и меняется, то в лучшую сторону".
Вадим Гильманов. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
Кстати, о деньгах. Многим кажется, что работа в порту хороша высокими заработками. Но, во-первых, эти деньги еще надо заработать, и не многие оказываются готовы к условиям труда портовиков, к бессонным ночам, психологическим и физическим нагрузкам, к ускоренному темпу работы, который иногда случается. Чтобы работать в порту, должен быть особый азарт к этой работе. У кого его нет, кто работает из-под палки, надолго здесь не задержится.
Правда, мотивируют сотрудников не только деньгами. Есть социальные гарантии, прописанные в коллективном договоре, есть ДМС, в распоряжении сотрудников бесплатный банный комплекс, тренажерный зал, беговая дорожка, бассейн, занятия в спортивных секциях.
Но самое главное, есть работа, которая не заканчивается ни на минуту. Есть стабильность и твердая уверенность, что ВМТП и дальше будет оставаться одним из лидеров по грузообороту на Дальнем Востоке.