Больше месяца прошло с тех пор, как на Владивосток обрушился ледяной шторм. Город в буквальном смысле оказался в ледяном панцире, и еще не везде и не до конца освободился от него. В связи с этим хотелось бы поговорить о том, что должна делать в таких условиях ответственная управляющая компания, такая, например, как ООО "Управляющая компания "Хороший Дом", с директором которой — Юрием Машаровым — побеседовал корр. ИА PrimaMedia.
— Юрий Владимирович, как ваша управляющая компания приняла удар стихии?
— Ситуация действительно была чрезвычайной. На моей памяти за 30 лет во Владивостоке ничего подобного не было. Сложность заключалась в том числе и в том, что нужно было не просто пережить нашествие стихии, но минимизировать потери, которые она принесла. На Чуркине, жители которого остались без тепла, света и воды, на обслуживании у нас домов немного, и мы, по возможности, старались помочь людям. В остальной части города на обслуживаемых нами территориях тоже были моменты. Но в целом, я считаю, с технической точки зрения у нас ситуация сложилась более-менее благополучно. Были срывы, но они в большинстве своем зависели от поставщиков ресурсов, а не от нашей работы. И если были какие-то моменты, то мы их купировали в течение нескольких часов.
— Большой проблемой для горожан также стал гололед, возникший буквально в первые мгновения циклона. В городе есть места, где лед не сколот до сих пор. А как ваша управляющая компания боролась со льдом во дворах и межквартальных дорогах?
— Дождь начался в четверг,19 ноября, а закончился в пятницу. В субботу мы уже поставили людей, чтобы колоть лед. Фактически в течение 10-ти последующих дней, до 28-29 ноября, на нашем жилом фонде работало ежедневно около 10-15-ти привлеченных человек, причем работали они руками, потому что на тот момент имеющаяся техника не могла проехать на место. Числа с 1-2 декабря мы получили возможность привлекать технику.
Первой задачей, которую ставила перед управляющими компаниями жилищная инспекция, была задача в течение недели как минимум "пробить" тропинки вдоль домов. Хотя наши сотрудники уже освободили ото льда выходы из подъездов и тротуары, почистили вручную лицевые дороги у подъездов, чтобы не только люди, но и машины могли там спокойно передвигаться. Когда появилась техника, мы начали расчищать торцы и задники дворов. К 29 ноября мы сделали даже больше, чем от нас требовала жилищная инспекция. К 6-8 декабря все необходимые работы по очистки территорий ото льда были сделаны на 90%. Остались какие-то отдельные участки, которые дочищают дворники в рабочем режиме.
Юрий Машаров. Фото: Из личного архива Ю. Машарова
— Вы уже упомянули о государственной жилищной инспекции Приморского края. Кто еще контролировал в эти дни работу управляющих компаний?
— 20-21 ноября мы начали чистить свои территории, в последующее время администрация города Владивостока собирала представителей управляющих компаний два раза. В первый раз примерно 25 ноября.
Заместитель главы администрации Тарас Григорьевич Фищук рассказал нам о том, как город и край борются с чрезвычайной ситуацией. Потом попросил нас помогать, потому что городу тяжело. Спросил, чем город может помочь в нашей работе. Я высказал общую точку зрения, что помогать нам, в общем-то, не надо, главное — не мешать.
— Что вы имели в виду?
— Я имел в виду слишком частые проверки и слишком навязчивый контроль. Как я уже сказал, 20-21 числа мы начали работать со льдом, и в эти же дни представители администрации и прокуратуры поехали по адресам проверять, кто что делает, и ставить на вид управляющим компаниям, что они плохо работают и плохо справляются с работой, которая только была начата. Согласитесь, сама по себе ситуация парадоксальная.
Если помните, когда началась пандемия, везде было объявлено, что бизнес нигде никем в этот период не будет проверяться, а, наоборот, надо дать бизнесу определенную свободу, потому что ему приходится тяжело. Так вот, у нас за последние полгода было столько всяких проверок и предписаний, предостережений, сколько не было за предыдущие 6 лет работы вместе взятых.
В начале ноября, например, пришли представители прокуратуры как раз по тому вопросу, который однозначно подпадал под мораторий. То есть по вопросу, не относящемуся к обеспечению безопасности людей. Пришли проверять в обычном порядке.
Зачастую контролирующие органы приходят с проверкой для того, чтобы найти "виноватых" и наказать. Не всегда это прокуратура, но есть определенные представители, которые приходят с целью наказать.
Понятно, что надзорные органы выполняют свои функции. Однозначно, эта работа нужна, но она должна быть определенным образом соизмерима с происходящим, должна быть адекватной реакцией на ситуацию.
Владивосток в силу климатических условий всегда находится на грани ЧС. У нас бывают и тайфуны, и большие снегопады. А бывает и такое чудо природы, когда выпадает 10 сантиметров льда.
19-21 ноября в городе 10 сантиметров льда. Машины, дома, деревья, дороги — все во льду. И уже 21 числа представители прокуратуры идут с проверкой: знаете, а у вас тут лед не поколот, вы плохие. Как к такому можно относиться?
И все ссылаются на нормативные документы. Помните, как у Райкина в миниатюре про криво сшитый костюм? "Я только за пуговицы отвечаю. К пуговицам претензий нет?". Нормативная база — это те же пуговицы. А то, как на них застегиваться, когда рукав к гульфику пришит, никого не волнует. Нам говорят: "Мы понимаем, но это же закон, поэтому это ваши трудности". Такое ощущение, что только надзорные органы стоят на страже закона, а все остальные — это злостные нарушители, которых надо "хватать, держать и не пущать". Но это же неправильно.
— Тем более, что ситуация действительно была чрезвычайная. Да и режим ЧС был объявлен официально…
Благо, об этом говорилось на совещании, о котором я упоминал ранее, и с помощью телефонной связи удалось связаться с руководителем жилищной инспекции.
Представители управляющих компаний попросили дать им время, чтобы успеть привести территории в порядок, поскольку ситуация была и вправду из ряда вон выходящей. И хорошо, что жилищная инспекция с пониманием отнеслась к управляющим компаниям в этот тяжелый период. Нам дали неделю, предупредив, что с тех, кто ничего не будет делать, спросят очень строго. Мы работали, поэтому к нам было немного вопросов.
— Кстати, кто, согласно закону, должен убирать и увозить опавшие ветки? Управляющие компании в этом как-то участвуют?
— Для меня этот вопрос не до конца ясен. У общедомовой территории есть два состояния — когда она не отмежевана для эксплуатации многоквартирного жилого дома и когда она является общедомовым имуществом, за содержание которого ответственность несут собственники. Если территория не отмежевана, то за нее ответственность несут органы местного самоуправления. Так по закону. Администрация города говорит, что хотя территория не отмежевана, имеются акты, согласно которым управляющие компании должны отвечать за территорию, даже если она не отмежевана, на расстоянии 25 метров от дома. Однозначно, эти акты противоречат закону.
Допустим, территория отмежевана , является общедомовым имуществом , и на ней стоит дерево. Даже если оно мешает проходу или заслоняет окна, ни управляющая компания, ни собственники не могут даже одну ветку спилить, не говоря уже обо всем дереве. Потому что иначе будут отвечать по закону.
Чтобы что-то сделать с этим деревом, управляющая компания или собственники должны написать заявление в управление охраны окружающей среды и природопользования администрации города Владивостока. Там дают разрешение, порубочный билет. Только после этого можно что-то сделать. Если дерево аварийное, то мы пишем об этом заявление, и тогда утилизацией дерева занимаются соответствующие городские службы.
Получается, никто не может трогать деревья без разрешения администрации. В данном случае администрация попросила управляющие компании распилить все, что упало, и складировать прямо на территориях. В дальнейшем совместно с экологическим оператором администрация будет решать вопрос утилизации распиленного валежника. Директиву приводить деревья в надлежащее состояние управляющие компании не получали.
— Но вот и этот коллапс, прославивший Владивосток на весь мир, ушел в прошлое. Однако последствия ледяного шторма ощущаются по сей день. Какие уроки вы извлекли из этих событий? Что бы могли порекомендовать городским властям и своим коллегам в случае повторения ситуации?
— Законодательной и исполнительной власти порекомендовал бы пересмотреть некоторые нормативные документы, образно говоря, "перешить пуговицы". Хорошо, что в этот раз администрация города и жилищная инспекция Приморья пошли нам навстречу, поговорили с прокуратурой, чтобы к нам отнеслись лояльно. Но ведь это индивидуальный случай. А в остальном складывается впечатление, что тот, кто готовит нормативные документы для министерств или законодателей, совершенно не представляет, как написанное будет работать на практике.
Ну а коллегам порекомендовал бы не молчать, а говорить о своих проблемах. Доводить свою точку зрения и до органов власти, и до жителей. Ну и работать в рамках имеющегося законодательства, пока не дано иного .
Всех жителей и коллег поздравляю с наступающим Новым годом, желаю здоровья и хорошего настроения!