Экс-губернатор Приморского края Евгений Наздратенко раскрыл подробности своего противостояния с Анатолием Чубайсом, ныне специальным представителем президента по связям с международными организациями, а в 90-х — едва ли не главным идеологом приватизации. Об истории продажи Находкинского рыбного порта за "центы" и об остановке перехода в частные руки 20 предприятий края он рассказал в большом интервью ИА Primamedia.
Бывший глава края на ярких примерах освежил в памяти особенности перехода приморских предприятий в частные руки на заре рыночных отношений.
"И как я должен был, как человек, как производственник, относиться к приватизации? Как мне этот приватизационный ужас было понять?
Находкинский рыбный порт, кричали, что за 200 тысяч долларов его продали. Нет. Это была промежуточная какая-то сумма. Первые продажи — 2 700 долларов были. Представляете? Мы с вами можем скинуться и купить целый порт"
, — напомнил Евгений Наздратенко.
По словам экс-губернатора, тогда он сделал поворотный в своей карьере шаг, сделавший его одним из главных врагов Анатолия Чубайса.
"Я сделал одну вещь. Она как-то не сильно замечено прошла, не сильно опубликовывалась в СМИ. Я выпустил распоряжение края. Я приостановил приватизацию 20-ти крупнейших предприятий Приморского края. Это распоряжение где-то в архивах есть. Представляете, какое впечатление это произвело на Чубайса, на Коха, Уринсона, на всю эту братию. Кто я для них был? Да не было больше врага.
Даже в книге "Крест Чубайса" написано: "Главная моя борьба в жизни была — борьба с Наздратенко", — вспомнил экс-губернатор.
О последствиях 90-х, которые сказываются до сих пор, — интервью с легендарным руководителем края
Такими были отношения с Чубайсом в то время. И они выражались в мелочах, во всем. Зимой запрещали перетоки через Хабаровск Бурейской ГЭС, останавливали эшелоны с углем.
"Да. Надо было весь край заморозить, лишь бы уничтожить Наздратенко, — считает он. — Поэтому я и принял решение подать в отставку. Если вместе с моим уходом будет чуть-чуть лучше, то и слава богу. Жителям будет лучше. Потому что отношения дошли уже до всего. Никак иначе развиваться отношения с Чубайсом и не могли, когда появился какой-то Наздратенко. А до Наздратенко... Помните, как шла приватизация? Каждый день отчитывались, что столько-то приватизировали предприятий и столько-то, что первое место по России! И вдруг пришел какой-то мужик, Наздратенко, и остановил".
В контексте конфликта с Анатолием Чубайсом экс-губернатор вспомнил в деталях поворотные для страны 90-е и их специфику: хаос по всем фронтам.
Экс-губернатор рассказал о хасанских событиях варианта 90-х годов
"Вот присмотритесь как-нибудь: на противоположной от Владивостока стороне Амурского залива иногда в спокойную погоду, когда не затянут горизонт, бывает видно село Барабаш, крупнейшее в Хасанском районе. Там гарнизон был 2700 человек. В этом пункте всё: и больница, и школа, и жилые дома, кубрики, где живут военнослужащие. И их отключали от электроэнергии за неуплату. Бесновался здесь один рыночник по фамилии Чубайс. "Отключайте всё, отключайте!". А энергетикам что делать? Они же тоже без денег сидеть не могут. И отключают. Тогда что делали военные? Заводили бронетранспортеры, подъезжали к трансформатору, окружали, не давали отключить. Стрельба в воздух автоматная начиналась, когда подходили местные энергетики", — вспомнил экс-губернатор.
Напомним, что экс-губернатор Евгений Наздратенко дал большое интервью ИА Primamedia, в котором раскрыл новые подробности о годах своей работы в Приморье (1993-2001), о событиях "войны" по всем экономическим и политическим фронтам, о "приватизаторах", запредельных тарифах, уличном бандитизме, о борьбе за русские земли, на которые претендовал Китай, и которые перешли бы ему, если бы не позиция приморских властей и о многих других вещах, которые край либо стал забывать, либо же до сих пор вспоминает с содроганием. Об этом и многом другом, в новых подробностях, — в интервью ИА Primamedia c Евгением Наздратенко.