Рост оптовых цен на бензин на фоне повышения фискальной нагрузки на рынок с начала года вызывает серьезные опасения в правительстве. 28 января текущая ситуация на российском рынке нефтепродуктов станет главной темой совещания у вице-премьера РФ Александра Новака, сообщает ИА PrimaMedia.
В совещании примут участие представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, Минэнерго РФ, а также нефтяных компаний.
Оптовые цены на бензин начали расти с середины декабря прошлого года. А с начала этого года топливный рынок начал реагировать на существенные таможенно-тарифные и налоговые новшества. Так, с 1 января ставка НДПИ повышена на 20%, акцизы на автобензин и дизель — на 4%, а верхняя граница индикативной цены в формуле демпфера — на 5%.
При этом оптовые продажи бензина в РФ по выгодности стали проигрывать экспорту. "Фактически российские производители уже начиная с первого рабочего дня 2021 года стали нести потери при реализации моторных топлив на внутреннем рынке", — отмечала исследовательская группа "Петромаркет". Мелкооптовая торговля топливом постепенно становится убыточной, а маржа продаж бензина в рознице падает.
На Дальнем Востоке сегодня работают два НПЗ, оба в Хабаровском крае, — "Комсомольский" (входит в "Роснефть") и "Хабаровский" (принадлежит бывшему главе "Роснефти" Эдуарду Худайнатову). При этом "Хабаровский" в настоящее время является единственным НПЗ, которому разрешено не продавать топливо на бирже.
По данным Приморскстатата, бензин всех марок в Приморье в декабре 2020 года подорожал по сравнению с ноябрем на 0,4%, дизельное топливо — на 0,7%.
Согласно данным ЦДУ ТЭК, производство бензинов в январе наступившего года снизилось — за две недели января 2021 года производство сократилось на 4,9% (по сравнению с последними днями декабря), а поставки на внутренний рынок — на 12,8%. При этом к 20 января на критически низком уровне оказались запасы бензинов — 1,187 млн тонн.
На этом фоне представители нефтяных компаний вновь предложили изменить параметры демпфера из-за снижения рентабельности переработки и реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке. Замминистра финансов, статс-секретарь Алексей Сазанов заявил "Интерфаксу", что проблемы в нефтепереработке — из-за пандемии, менять параметры демпфера для нефтяников нет возможности.
"Это ценовая конъюнктура, это не вопрос демпфера. Проблемы, которые сейчас есть с рентабельностью переработки, они связаны с ценовой конъюнктурой и с крэк-спрэдами на нефтепродукты, которые сложились на мировых рынках. В связи с тем, что из-за пандемии крэк-спрэды резко сократились, соответственно, сейчас есть определенные проблемы в нефтепереработке, они касаются не только России — это общемировая проблема. Соответственно, текущие проблемы в нефтепереработке не связаны с демпфером", — сказал Сазанов.
Он отметил, что временно менять что-то в параметрах демпфера бюджет не может себе позволить. "Это означает, что бюджету надо будет больше занять, и отдать эти деньги нефтяникам — такой подход в сегодняшних условиях, я считаю, невозможен", — подчеркнул замминистра финансов РФ.
Демпферный механизм в России действует с 2019 года. Его задача — сдерживать цены на моторное топливо (бензин, дизельное топливо) на внутреннем рынке на стабильном уровне.
Механизм действия таков — при низких экспортных ценах на нефть российской марки Urals стоимость топлива на внутреннем рынке в рублях позволяет нефтяникам получать сверхприбыль, частью которой они делятся с бюджетом. В случае, если экспортные цены на нефть высокие, государство доплачивает нефтяным компаниям, чтобы они не повышали цены на бензин и дизтопливо внутри страны.