Есть капитальные политические тренды/дискурсы/нарративы, которые задают систему координат на годы вперед, и есть текущие, которые вводят в эту систему данные и корректируют их. Для Приморья первый — это предстоящие выборы-2021, а второй — это, к примеру, несанкционированные митинги, проводимые по всей стране и, конечно, во Владивостоке. Или нарезка региональных одномандатных округов, или очередные провалы и спорные решения главы столицы ДФО. Реальность постоянно добавляет в политическую картину новые цвета и тени. Обо всем этом в еженедельном политобзоре ИА PrimaMedia.
Чужой среди чужих
Приморский вариант несанкционированной акции имеет несколько отличий от общероссийского и несколько интересных спин-оффов. Так, в Москве все главные парламентские партии выступили с осуждением деятельности заключенного под стражу политика Алексея Навального. Первое заседание Госдумы в этом году началось с "двухминутки ненависти" в отношении опального оппозиционера, и спич Геннадия Зюганова был одним из самых ярких и гневных. Лидер КПРФ обозначил Навального как "гонца из Берлина" и "Гапона №2", который будет "поджигать внутреннюю ситуацию". Досталось оппозиционеру от представителей ЕР, ЛДПР и СР. Подобное начало парламентского года можно расценивать установочным, расставляющим красные флажки по политическому ландшафту.
Вместе с тем, приморские коммунисты, которые и раньше нарушали партийный брендбук и симпатизировали несистемной оппозиции в регионе, не прекратили эти симпатии публично проявлять. Сегодня эти симпатии слегка видоизменились, стали более осторожными и юридически правильными — то есть уже не формальное присоединение к митингующим и поддержка, а, скорее, сочувствие им с точки зрения стороннего наблюдателя. Таким образом, к примеру, освещал несогласованные акции 23 и 31 января в своем телеграм-канале депутат ЗС ПК и первый секретарь владивостокской ячейки КПРФ Артем Самсонов. Похожие посты в соцсетях делали представители приморского отделения Партии Роста. Член политсовета местной ячейки и президент группы компаний DNS Дмитрий Алексеев выложил видео с несанкционированного митинга в своем instagram.
— Если мы говорим о приморском отделении КПРФ, я общался со многими из его представителей и не знаю, что у них такого от коммунистов, — говорит Андрей Калачинский, приморский журналист и политобозреватель. — Не уверен, что они в принципе разделяют коммунистическую идеологию.
Это во-первых. Во-вторых, когда лидер партии говорит — давайте все вместе осудим вот это и вот этого — тоже не правильно. Нельзя людям затыкать рты. У человека есть право на собственную оценку. Иногда важнее быть не членом партии, а человеком со своими мнениями и желаниями. Думаю, тоже самое можно сказать о людях из других политических объединений, пришедших на несогласованную акцию протеста. Артем Самсонов очень аккуратно себя позиционировал — говорил, что просто гулял рядом. То же самое — Дмитрий Алексеев. Как и многие, он вышел посмотреть на митинг своими глазами.
Тут подчеркнем, что Партия Роста на федеральном уровне более лояльна к протесту и недавно опубликовала официальную позицию на этот счет, призвав обе стороны "воздержаться от применения насилия" и заметив — "всем очевидно, что в обществе назрело беспокойство". С этой точки зрения поведение Дмитрия Алексеева вполне укладывается в командную игру.
А вот с Артемом Самсоновым ситуация намного сложнее. Принимая во внимание, насколько поляризовано сейчас отношение к митингам в ЦК КПРФ, внесистемные симпатии (какое время, такие и термины) приморского коммуниста могут поставить крест на его госдумовских амбициях. Если они, конечно, у него есть. Пока же заметно, что Артем Самсонов пытается усидеть на двух стульях и быть своим среди своих и чужих.
Оставив персоналии, можно заметить, что одной из производных от череды несанкционированных митингов во Владивостоке стало акцентированное внимание к молодежной политике. Как со стороны региональной власти, создающей занятный событийный фон, так и со стороны общества, скептично смотрящего на прошлое, настоящее и будущее этого направления.
Практически единым залпом была выпущена серия анонсов — какие мероприятия могут посетить подростки и студенты на выходных — читай, вместо выхода на центральную площадь Владивостока. Это и организованные правительством региона заседания "Клуба конструктивной критики", и киберспортивный турнир с призами-приставками в 200 тысяч рублей. И бесплатные показы от местных кинотеатров (кроме тех, что в центре города). Причем даром предлагалось ознакомиться с патриотичной картиной (12+) о подвигах советского героя-подростка Зои Космодемьянской. Очевидно желание власти привлечь нежный возраст на свою сторону не только лекциями от инспекторов ПДН, но и более мягкой силой. При этом залповость и контекст новых мероприятий не позволяют пока говорить, что молодежная политика стала новым трендом.
Преподаватели в школах без информирования мам и пап провели "профилактическую работу" с учащимися средних классов
— Власти испугались участия детей и подростков в митинге, и, когда испугались, стали спрашивать — а как у нас дела с молодежью-то? Что с ней можно сделать? Только ничего вы с молодежью отдельно и быстро не сделаете, — отмечает Андрей Калачинский. — Нельзя подрастающему поколению просто сказать, что они живут в стране, в которой все хорошо. Это так не работает.
— Молодежная политика всегда финансировалась по остаточному принципу и обращали на нее внимание в последнюю очередь, — считает Вячеслав Беляков, политолог. — С одной стороны, отрадно, что на нее сейчас обратят внимание. Для государства это важная история. Это задел на будущее, и терять молодежь нельзя.
С другой стороны, мы видим, что решения, которые принимаются, ситуативны и направлены на то, чтобы сейчас волну интереса молодых людей каким-то образом заместить. Эти попытки, скорее всего, будут безрезультатными, потому что ни чемпионатом по киберспорту, ни какой-либо другой активностью, которую придумали вчера на коленке, невозможно перебить тенденции, которые формировались в течение многих лет.
Политолог Павел Наливайко также пока не заметил в действиях властей каких-либо системных выводов.
— Это все напоминает пожарные действия, — сообщил он. — Чтобы снизить градус напряжения в обществе, в том числе, и в молодежной среде. Будут ли сделаны выводы в дальнейшем — сложный вопрос, который нельзя скидывать на региональный уровень. Системность должна спускаться с федерального: конкретные направления и переосмысления. И после этого — на уровень региона. Более того, все, что в информационном поле возникает в части молодежи — не более, чем очередной удобный повод покритиковать власть. Конкретных предложений не было, а был информационный шум, абсолютно не связанный с перспективой развития молодежной политики.
Новая нарезка округов: лучше мельче, да лучше?
Одномандатные округа в Приморье, наконец-то, решили перенарезать — сделать 30 вместо 20. В этом решении никто особенно не сомневался. Эксперты ждали только того, когда и как это произойдет. Собственно, произошло всё быстро: без лишней пыли, но и без изящества. Изменения в Устав, в том числе и по количеству округов, в понедельник, 25 января, рассмотрел профильный комитет, а в среду, 27 января, приняли на заседании ЗС ПК. Авторы (группа из 17 депутатов, из которых 15 — единоросы) объединили "окружную" поправку с остальными изменениями в один законопроект и предложили голосовать за все разом. Учитывая, что другая поправка в блоке касалась приведения Устава Приморья в соответствие с Конституцией РФ — она одна фактически делала законопроект заранее одобренным. Депутаты, которые попытались вычленить "окружную" поправку из документа, не довели свою попытку даже до вынесения на общее голосование.
Но вопрос — когда, был далеко не главным. В конце концов, месяцем раньше, месяцем позже... Главный вопрос — как Избирательная комиссия Приморского края теперь изменит сами округа, ставшие более компактными и многочисленными.
Тематический фотоколлаж. Фото: ИА PrimaMedia
— В первую очередь стоит обратить внимание на то, каким образом будут нарезаться территории, — отметил Вячеслав Беляков. — Есть два пути, по которым можно пойти. Первый — сделать округа максимально комфортными для избирателей и депутатов. Для этого нужно максимально приблизить границы одномандатных округов к границам муниципалитетов. В первую очередь, к границам муниципальных районов.
Предыдущая "лепестковая" нарезка в этом смысле вносила сплошные неудобства. Она проводилась таким образом: к протестным городским территориям присоединялись лояльные сельские. Благодаря этому усреднялся протестный электорат. Мы видим, что это помогло партии "Единая Россия" добиться необходимого результата. К сожалению, одновременно появились округа, в которые, например, входит часть Владивостока и Хасанский муниципальный район, находящийся от столицы ДФО через Амурский залив. Поэтому главный вопрос — будут ли новые округа приближены к границам муниципальных районов или их снова попытаются присоединить к частям городов?
Также, по мнению эксперта, стоит обратить внимание на соотношение одномандатных округов и территориальных групп партийных списков.
— С уменьшением числа "списочников" эта часть кампании становится менее важной, — считает Вячеслав Беляков. — С другой стороны мы понимаем, что все парламентские партии нацелены на преодоление 5-процентного барьера, чтобы получить хотя бы один мандат по пропорциональной системе в ЗС ПК. И в этом смысле интересно, каким образом будут нарезаться территориальные группы и как они будут совпадать с одномандатными округами? К каким одномандатным округам кого из депутатов будут прикреплять? В большей степени это интересно в отношении ЕР и КПРФ, потому что у них гораздо больше шансов получить мандаты не только в общей части списка, но и в территориальной группе.
Мэр с горы
Тяжелой выдалась неделя для мэра Владивостока Олега Гуменюка. Стоит заметить, что гораздо более тяжелой она стала для жителей города, добиравшихся из дома до работы и обратно по льду и сугробам, а кто на машине — по заледенелым дорогам.
Снегопад, 10-балльные пробки, гололед, "зона холмистости и гор" (так мэр Владивостока неудачно высказался о причинах транспортного коллапса), снова губернатор Олег Кожемяко лично занимается вопросами городского коммунального хозяйства, устраивает разносы и грозит оргвыводами сотрудникам мэрии ("многие здесь лишатся своих должностей").
Все это на фоне недавнего скандала — задержания трех высокопоставленных чиновников Управления муниципальной собственности администрации Владивостока по делу о взятке. И законотворческих инициатив главы города. Из последних — о наделении высокопоставленных чиновников (наряду с врачами, учителями, военными и т.д.) правом на служебное жилье. Без этого, по мнению представителей администрации, привлечь высококлассных специалистов на высшую линейку должностей не получится.
— Знаете, мы можем рассуждать про статус-кво или политические позиции человека лишь в том случае, когда человек является политическим субъектом в действующей системе, — отметил Павел Наливайко, политолог. — Олег Гуменюк таковым не является, потому что он, по большому счету, выполняет роль политического агента в органах местного самоуправления Владивостока со стороны исполнительной власти. Поэтому его хладнокровие и, зачастую, "тефлоновость" по отношению к тем или иным проблемам, скандалам можно объяснить именно этим. Мы видим, что работы над ошибками по тем или иным направлениям не делается. Банально, уборка дорог — до сих пор болезнь города, где все буксует. Губернатору лично приходится разговаривать с сотрудниками МУПов, решать эти проблемы, что явно не его функционал.
Даже в плане имиджа мы видим следующее — когда губернатор устраивает разнос сотрудникам МУПа, Гуменюк стоит в стороне и старается быть как бы вне этой критики. Хотя, по большому счету, единственное лицо, которое отвечает за процессы в городе — это градоначальник. Все, что происходит вокруг Гуменюка бьет не по нему самому, а по исполнительной власти. Критический пик недовольства давно пройден. Петиция об отставке, недовольство в социальных сетях — это естественная реакция, а не какая-то диффамационная кампания условных врагов, не попытки ударить по мэру. Это объективная действительность. Собственно, накануне эту действительность демонстрировали и федеральные телеканалы.
История со снегопадом — это одна из многих. Была непростая история и с обысками в мэрии. И решение по поводу муниципального жилья для чиновников. Все это формируется как снежный ком и, конечно, бьет по исполнительной власти. Выводы делать губернатору. Очевидно, что вопрос давно назрел.
Тем временем, петицию об отставке главы Владивостока на сате change.org подписало уже более трех тысяч человек.
Фокус на Сопчука
Депутат Госдумы от Приморского края Сергей Сопчук на прошлой неделе оказался в фокусе федеральных СМИ. Поводом для столь внезапного и масштабного внимания послужил не столько гражданский иск Генпрокуратуры (он был удовлетворен еще в конце прошлого года), сколько сумма в 38 млрд рублей, фигурировавшая почти во всех заголовках, но к изъятым активам реального отношения не имеющая. По мнению истца, такой доход могли бы принести владельцам конфискованные месторождения в случае их разработки. Как пояснил сам Сергей Сопчук, цифру взяли из рекламной презентации перспектив предприятия, размещенной на сайте.
О конфискации активов, истории их возникновения и оценке в 38 млрд рублей сообщило в среду, 27 января, издание Коммерсантъ со ссылкой на материалы судебного дела, находящегося в Замоскворецком районном суде. ИА PrimaMedia сообщало об этом ранее. Вкратце — надзорный орган посчитал, что Сергей Сопчук, став депутатом, передал бизнес-активы близкому родственнику фиктивно, а по факту продолжил ими управлять. Суд первой инстанции встал на сторону истца и конфисковал перечисленные в иске предприятия в пользу государства, а сторона ответчика готовится к апелляции.
В Приморье за событиями вокруг Сергея Сопчука следили с особенным вниманием. Во-первых, он один из самых известных и уважаемых в регионе политиков, прошедший путь от главы муниципального района до Госдумы без каких-либо пропущенных ступеней. Во-вторых, это политик абсолютно системный, давно встроенный во власть и не имевший с ней каких-либо конфликтов. По словам Павла Наливайко, в Приморье Сопчука знают исключительно с положительной стороны, поэтому дело для многих стало неожиданностью.
"Он известный политик, депутат Госдумы, бывший депутат Заксобрания. То есть, он один из авторитетных и наиболее уважаемых политиков в регионе, с высокой долей электоральной поддержки. Поэтому произошедшее достаточно неожиданно для жителей и для экспертного сообщества, — прокомментировал ситуацию политолог изданию "Московский комсомолец".
— За все эти годы ни у правительства Миклушевского, ни у Тарасенко, ни у Кожемяко к Сопчуку вопросов не было. Более того, он всегда был надежным партнером региональных властей… Однако в прошлом году возникла конфликтная ситуация, связанная с делом экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева, осужденного на 15 лет за многомиллионные взятки.
Тогда сам Сопчук и его супруга, которая тогда была судьей, высказывались в поддержку бывшего главы Владивостока. Некоторые связывают эти процессы в единую информационную линейку, но пока сложно судить, являлись ли они триггером или развивались отдельно".
По сути, о связи этих событий говорит только их последовательность. Тем не менее, именно эта версия высказывается многими экспертами.
— Сергей Сопчук — человек, который заслуживает уважения и за свою бизнес-деятельность, и за деятельность в органах государственной власти, — говорит Андрей Калачинский. — Что произошло? Сопчук поддержал публично опального градоначальника, когда тот уже был под серьезными обвинениями. Свою роль сыграл эпизод с его женой и заместителем Генпрокурора РФ в Советском суде. Тогда, наверно, власть посмотрела и сказала — Сергей Андреевич, что ты себе позволяешь? У многих чиновников и депутатов есть свои бизнесы, юридически замаскированные, переоформленные по закону и так далее. И их не трогают, потому что внешне все законно, и внутренних проблем нет.
Поэтому каждый такой случай, на мой взгляд, показательное наказание. Урок всем тем, кто пытается быть честнее, чем вся система.