Организаторы питания в детских садах Владивостока обратились с жалобами в приморский УФАС на некорректно, по их мнению, составленную конкурсную документацию новых торгов. Предприниматели считают, что составленная муниципальным заказчиком в лице администрации города документация может создать условия для жесткого ограничения конкуренции и установления монополии для определенных компаний, сообщает ИА PrimaMedia.
На сайте госзакупок размещена 31 заявка на поиск исполнителей, которые в ближайшие два года будут заниматься организацией питания в детских садах Владивостока. Общая цена контрактов — 1,75 млрд рублей. Как и прежде, вопрос, кто и чем будет кормить дошколят города, является крайне чувствительным и социально значимым. Однако в этом году ситуация еще более обострилась в связи с добавлением в конкурсную документацию новых критериев отбора поставщиков услуги. Речь идет о необходимости для участников торгов подтверждать свою деловую репутацию весьма замысловатым способом.
Так, исполнитель должен не иметь проигранных судов с контрагентами о взыскании денежных средств за последние три года и иметь опыт исполнения не менее 30 государственных или муниципальных контрактов по организации питания в образовательных учреждениях за период 2016 — 2020 год. Каждый из таких выполненных контрактов должен быть на сумму не менее 20% от контракта, на исполнение которого заявляется компания. С учетом того, что в этом году, в отличии от предыдущего периода, лоты укрупнились и средняя стоимость одного контракта составляет порядка 60 млн рублей (в 2018 году — около 30 млн рублей), то будущему исполнителю нужно будет иметь багаж из 30 исполненных государственных или муниципальных контрактов по 12-15 млн рублей каждый.
Конкурсная документация контрактов позволит участвовать весьма ограниченному кругу исполнителей
Эксперты отрасли, проанализировав ситуацию, отмечают, что выполнить все вышеперечисленные условия вероятно смогут только две компании из ранее участвовавших в конкурсах. Остальные рискуют остаться "за бортом".
Напомним, в ходе предыдущих аналогичных конкурсов, состоявшихся в конце 2018 года, поставщиками данной услуги стали семь компаний: ООО "Флагман Плюс", ООО "Рубин", ООО "Светоч", ООО "Феникс", ООО "Илона-Трейд", ООО "Фуд Магистраль" и ООО "Магистраль Инвест".
При этом через одного учредителя между собой связаны компании "Флагман Плюс" (учредители Светлана Венедиктова, Илья Яшков и Евгений Тырцев) , "Рубин" (учредитель Илья Яшков) и "Светоч" (учредитель Светлана Венедиктова). Компании "Фуд Магистраль" и "Магистраль Инвест" также связаны одним учредителем — Алексеем Безугловым.
Таким образом, питанием дошколят во Владивостоке занимаются, условно говоря, "группа Флагмана", "группа Магистрали", а также компании "Илона-Трейд" и "Феникс".
Последние две, ознакомившись с новшествами конкурсной документации, обратились с жалобами в УФАС по Приморскому краю, усмотрев в документации положения, которые они оценили как признаки ограничения конкуренции со стороны заказчика услуг.
Так, руководитель ООО "Илона-Трейд" Александр Сауков предполагает, что это может быть прямым ограничением конкуренции со стороны муниципального заказчика.
"В соответствии с требованиями новой конкурсной документации не только новые игроки не смогут выйти на конкурс, но и не все прежние исполнители наберут достаточно баллов для победы в торгах. Так, наша компания, "Илона-Трейд", не пройдет по показателю отсутствия проигранных судов с контрагентами. Все дело в том, что по какой-то причине заказчик, устанавливая требования к поставщику услуг по организации детского питания, не берет в расчет, что компания может заниматься не только обеспечением детских садов. У нас крупная компания, мы поставляем пищевую продукцию от производителей в самые разные учреждения города — от больниц до полиции и ФСБ. В 2020 году из-за ситуации с коронавирусом были задержки с поставками, и в связи с этим — оплата просрочек по контрактам в соответствии с судебными решениями. Но, подчеркну, это никак не касалось ни детских садов, ни в принципе не выполненных обязательств перед заказчиками. Более того, в прошлом году по направлению организации питания в детских садах мы выступали истцами по нескольким делам, возбужденным в отношении администрации города, и выиграли их. Однако сейчас муниципальный заказчик ставит нас в условия, при которых мы, имея все наши конкурентные преимущества, просто не пройдем по одному из критериев оценки. А с большой долей вероятности пройдут известные всем компании", — сообщил агентству Александр Сауков.
Он подчеркнул, что компания полагает, что действия муниципального заказчика могут быть оценены как неправомерные, а новая конкурсная документация могла быть предположительно написана под определенных "известных всем" поставщиков. По заявлению "Илона-Трейд" была начата проверка УФАС законности использования новых формулировок в документах закупок.
Александр Сауков подчеркнул, что компания готова добиваться справедливости и равных условий для всех участников отрасли и в вышестоящих инстанциях.
Также в антимонопольную службу обратился ООО "Феникс". Заместитель директора компании Анастасия Дружинина отметила, что "Феникс" даже не стал подавать заявки на участие в новых конкурсах, понимая, что не соответствует установленным критериям.
"Когда мы ознакомились с конкурсной документацией и увидели весь перечень критериев, у нас сразу возникли подозрения, что нас, вероятно, хотят исключить из круга лиц, претендующих на участие в конкурсе. На просьбы потенциальных исполнителей разъяснить те или иные формулировки, заказчик отвечает текстом из этой же документации. Мы написали жалобы по каждому из новых контрактов в УФАС, также мы намерены писать в прокуратуру, проводить дальнейшее расследование по данным обстоятельствам. Лоты укрупнили,чем могли быть созданы условия для ограниченного круга игроков, которые, вероятно, смогут комфортно взять все самые крупные закупки по наиболее выгодной для себя цене без конкуренции. Мы не намерены останавливаться и будем подавать обращения в вышестоящие инстанции и обращать их внимание на то, что происходит при розыгрыше конкурсов", — сообщила Анастасия Дружинина.
Заместитель директора ООО "Феникс" также предполагает, что документация составлена с возможным нарушением 44-го ФЗ о госзакупках и 135 ФЗ о защите конкуренции.
Отметим, что в беседе с корр. агентства соучредитель "группы Флагмана" Светлана Венедиктова комментировать конкурсы и новую документацию отказалась, сославшись на "коммерческие интересы", которые не должны никого касаться. Связаться с представителями "группы Магистрали" вообще не удалось.
Прокомментировать ситуацию ИА PrimaMedia попросило доцента кафедры права и гражданского процесса ДВФУ, представителя от ДВФУ в научно-методическом совете ФАС России Максима Белобородова. Эксперт долгое время сам занимал вышестоящие посты в антимонопольной службе и не понаслышке знаком с различными "хитростями" составления конкурсной документации.
Он подчеркнул, что подобные социально важные контракты, когда речь идет о питании детей, должны быть все максимально прозрачны и не иметь никаких серых схем и подводных камней, а законность конкурсной документации должна оценивать ФАС. Как это произошло в 2018 году, когда заказчик по формальным причинам снял с конкурсов несколько исполнителей.
"Первый скандал, связанный с аналогичными закупками, развивался в конце 2018 года. Тогда администрация города отстранила ряд компаний от участия в торгах. Я помогал им писать жалобы в Федеральную антимонопольную службу. Эти жалобы были удовлетворены. Уже тогда приморский УФАС констатировал, что конкурсная документация была составлена таким образом, что только весьма ограниченный круг компаний мог принять участие в торгах. И рынок оказался поделен по максимальной цене контракта между определенными исполнителями. Тогда УФАС вынесло требование, которое администрация города выполнила: пересмотреть заявки этих нескольких компаний и заключить и с ними договоры", — сообщил Белобородов.
На ситуацию вокруг новых конкурсов по организации питания в детских садах Владивостока обратили внимание и московские эксперты. Так, свою оценку происходящему дал руководитель организации "Гражданский контроль государственных закупок", постоянный эксперт таких федеральных деловых изданий, как "Коммерсант" и РБК в области госзакупок Дмитрий Доброштан.
Руководитель организации "Гражданский контроль государственных закупок" (г.Москва)
Автор фото: из личного архива
В данном случае, в части требований к деловой репутации муниципальный заказчик ссылается на два нормативных документа. Это 99-е постановление, в котором прописаны дополнительные требования к участникам закупок. И на постановление № 1085. Оно достаточно коррупционноёмкое, и эксперты говорят об этом. В том смысле, что оно подразумевает, в том числе, нестоимостные критерии оценки поставщиков, которые достаточно субъективны.
И, к примеру, требование заказчика об отсутствии каких-либо судебных разбирательств мы считаем не совсем правильным. Потому что если организация существует, допустим, более десяти лет и занимается хозяйственной деятельностью, понятно, что периодически возникают какие-то споры. Они судятся, каждый доказывает свою правоту. Этот критерий возможно оправдать, если исполнитель был привлечен именно по детскому питанию. Но в данной конкурсной документации речь идет в принципе о любых судебных решениях.
Также в документации указано, что должно быть не менее 30 исполненных контрактов. Но если мы откроем 99 постановление, то там четко указывается, что деловая репутация и опыт должны подтверждаться контрактом или контрактами, стоимость начальных сумм которых не менее 20 процентов от того, в котором компания хочет участвовать. Ну, хорошо, а если у моей организации был заключен только один контракт, но на полмиллиарда. И что? То есть я оказал услугу на полмиллиарда, все исполнил без претензий и вместе с тем, я не могу попасть на этот конкурс, потому что у меня нет 30 контрактов? Это прямое ограничение участников, что впоследствии может быть оценено компетентными органами как нарушение законодательства. Исходя из опыта, могу сказать, что аналогичным образом документация может разрабатываться под определенных поставщиков.
Эксперт отметил, что в его практике встречаются ситуации, когда потенциальный участник находит общий язык с заказчиком и вступает с ним в сговор, буквально пишет задание под себя.
"У нас были такие случаи, когда контрольные органы по нашему обращению проводили проверку и привлекали к ответственности и заказчика и поставщика. В принципе это картельный сговор, достаточно серьезное нарушение. Противостоять таким случаям необходимо законными способами, ни в коем случае не молчать, не договариваться с заказчиком. Ни в коем случае не идти на какие-то тайные разговоры с заказчиком, потому что они тоже заканчиваются не совсем правильно. Так что мы придерживаемся такой установки: "не знаешь как поступить, поступай по закону". Обращаться в СМИ, в контрольные органы, в суд. В рамках 44 ФЗ участник может подать жалобу, которая будет рассмотрена в течение пяти рабочих дней. При этом закупка приостанавливается в части заключения контрактов", — заключил Доброштан.
Стоит отметить, что неоднозначная ситуация с новыми "детсадовскими" конкурсами разворачивается на фоне череды потрясений в администрации Олега Гуменюка.
В мэрии уточнили, что чиновница уходит с должности по собственному желанию
Вслед за скандалами в управлении муниципальной собственности и обыском в кабинете курирующего его зама Натальи Соколовой "беда" вплотную подобралась к еще одной крайне чувствительной для города сфере. Буквально в прошлую пятницу мэрию покинула начальник управления по работе с муниципальными учреждениями образования Лариса Карпачева. Чтобы донести необходимость такого решения, губернатору Олегу Кожемяко пришлось дважды требовать ее увольнения от Олега Гуменюка. В первый раз, как выразился глава региона, Карпачеву спрятали "за игрой документов".
Следом "по собственному желанию" свой пост покинула и первый вице-мэр Владивостока Ольга Козерацкая. В администрации города она в том числе курировала управления по работе с муниципальными учреждениями образования. А также именно она отвечала за конкурентную политику и закупки города.
Ольга Козерацкая и Лариса Карпачева были ключевыми кураторами проведения закупок на оказание услуг по организации питания в детских садах. Их уход состоялся накануне подведения итогов торгов, которое состоится уже в понедельник, 15 февраля (если УФАС не вмешается).
Теперь без этой поддержки ответственным за результат торгов лицам потребуется немало смелости, чтобы завершить начинания "опытных специалистов", оставивших свои посты.
Доцент кафедры права и гражданского процесса ДВФУ, представитель от ДВФУ в научно-методическом совете ФАС России
Автор фото: из личного архива
Сейчас ситуация очень интересная. Еще когда я работал в антимонопольной службе, у нас была такая рабочая формулировка: "заточить документацию под определенного поставщика". Когда я проанализировал документы данных конкурсов, у меня возникло сразу несколько вопросов. Контракт на первый взгляд выглядит также, как и два года назад во время предыдущих конкурсов. Но теперь муниципальный заказчик установил дополнительные требования, которые, на мой взгляд, значительно уменьшат количество участников закупки. Критерий "деловая репутация", который появился в новой документации, демонстрирует, как мне представляется, что муниципальный заказчик не заинтересован в том, чтобы была большая конкуренция, было разнообразие потенциальных исполнителей. Внедрение этого критерия скорее всего приведет к ликвидации всякой конкуренции во время торгов. Мне не понятны действия муниципального заказчика. Однако внятных объяснений, почему конкурсная документация написана именно таким образом, пока нет.