Сразу две комиссии Общественной палаты Приморского края (по общественному контролю и по развитию гражданского общества) совместно дали негативную оценку инициативе мэрии по урезанию границ территориальных общественных самоуправлений, сообщает ИА PrimaMedia.
Напомним, что проект МПА, посвященный ТОСам, рассматривался в Думе Владивостока в январе 2021 года. Согласно тексту документа, в состав территорий ТОС не должны входить территории, предоставленные физическим и юридическим лицам, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (КУРТ), в отношении которых принято решение о подготовке документации по планировке территории, а также занятые инженерными сооружениями, сетями и коммуникациями. Таким образом, ТОС, по сути, попросту изгонялся с улиц Владивостока, потому как найти в городе место без каких-либо коммуникаций и планов застройки практически невозможно.
Проект МПА был отправлен на доработку в связи с техническо-юридическими оплошностями, допущенными авторами. При этом многие эксперты в области ТОС отмечали, что дорабатывать его смысла нет, а лучше, что можно сделать с документом — забыть.
На онлайн-совещании двух комитетов Общественной палаты ее члены пришли к выводу, что сложившаяся правоприменительная практика на уровне Думы и администрации города приводит к тому, что границы и территория ТОС трактуются как синонимы. Однако ТОС не претендуют на какие-либо полномочия внутри территорий учреждений (детсады, школы, полиция и т.п.) или частной собственности (магазины и прочее). При этом принцип объединения домов дворами и кварталами с учетом требования неразрывности территории делает логичным включение любых таких объектов в границах ТОС. Если какие-то ТОС в силу недостаточной грамотности будут претендовать на полномочия, которыми они не обладают — всегда достаточно провести разъяснительную работу как со стороны мэрии, так и со стороны действующей Ассоциации ТОС.
Также, по мнению членов Общественной палаты края, создание ТОС никак не пересекается и не мешает работам по планированию территорий или функционированию зон КУРТ. Более того, на примере ТОС "Патрокл-Сочинская" можно отметить, что именно консолидация граждан позволяет выйти на конструктивный диалог как с проектировщиками, так и с застройщиками. Аналогично дело обстоит и с инженерными сетями, и с ООПТ. Иными словами, все инициативы, урезающие границы ТОС, были восприняты как негативные. Председатель комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты Приморского края Любовь Терендина подчеркнула, что территориальные общественные самоуправления являются важным институтом развития гражданского общества, а разработанный в мэрии проект МПА только тормозит процесс их создания.
Вместе с тем, члены Общественной палаты предложили направить усилия специалистов администрации на другие поправки, необходимые в Положении о ТОС. Во-первых, добавление возможности ликвидации ТОС на основании его бездействия. Во-вторых, добавление механизмов интеграции ТОС в инструменты инициативного бюджетирования. В-третьих, детализация процессов передачи части полномочий муниципалитета в пользу ТОС по договору. Некоторые ТОС готовы осуществлять полномочия по благоустройству территории и, в виду личной заинтересованности, могут делать это качественней.
Также было предложено впредь муниципальные правовые акты, касающиеся инструментов гражданского общества, в том числе таких, как ТОС, до внесения их в Думу города Владивостока пропускать через портал раскрытия информации о разработке органами исполнительной власти проектов нормативно правовых актов regulation-new.primorsky.ru.
Предложения членов Общественной палаты будет учтено при дальнейшем рассмотрении спорного проекта МПА в Думе Владивостока.