В четверг, 18 февраля, в рамках февральского заседания дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия" (12+) прошел круглый стол "Роль краеведения в формировании патриотизма и поиск российской и региональной идентичности". Одно из самых ярких выступлений принадлежало заместителю полномочного представителя президента РФ в ДФО Григорию Куранову, который в режиме конференц-связи рассказал о результатах масштабного исследования в области патриотизма и его развития, сообщает ИА PrimaMedia.
— Лет десять назад меня заинтересовала тема патриотизма. Причем не с философской точки зрения, а с чисто прикладной — хотелось понять, что это такое, можно ли им управлять, а если можно, то как, — сообщил Григорий Куранов.
Исследование началось с соцопросов. Людям задавали четыре вопроса — какой фильм, книгу, музыкальное и изобразительное произведение они считают самыми патриотичными. Результаты распределились следующим образом. Среди кинокартин лидировали "В бой идут одни старики" (43% респондентов), "Офицеры" (34 %), "Они сражались за Родину" (33 %). Среди литературных произведений — "Война и мир" (14 %), "Как закалялась сталь" (4,5 %), "Тихий Дон" — 4%. Среди музыкальных произведений на первом месте песня "День Победы" (34 %) и песни группы "Любэ" (15 %). Среди произведений изобразительного искусства первые строчки заняла плакатная живопись — "Родина-мать зовет" и "А ты записался добровольцем?" (около 30 %). При этом картины уровня "Переход Суворова через Альпы", "Три богатыря" и "Мишки в сосновом лесу" едва перешли порог статистической погрешности в 1-2 %.
Отметим, что через полгода соцопрос был проведен заново, только вместо открытых вопросов задавались закрытые. Интересно тут то, что в данном случае среди кинокартин-лидеров оказался фильм "Брат 2".
— Фильм мне лично нравится, я его многократно пересматривал, — рассказал Григорий Куранов. — Но я как-то стеснялся говорить об этом, он мне казался маргинальным. Однако позже я пришел к выводу, что "Брат 2" — это не что иное, как интерпретация русской народной сказки. Наш парень уехал за тридевять земель, навел там порядок и справедливость, как сам это понимает. Отобрал у богатых, отдал честным и бедным, забрал красавицу, победил всех и вернулся домой. Это архетип русской народной сказки. Он не мог не выйти в блокбастеры. В целом, какие выводы можно сделать согласно этому этапу исследования. Первое — если мы хотим снять патриотический фильм, то это должна быть либо трагедия, либо драма. Если говорит о литературе — роман "Война и мир" написан более 150 лет назад. За это время не появилось чего-то другого, более патриотичного. Почему? На мой взгляд, ответ прост. "Войну и мир" проходят в школе". Если сегодня наши дети будут проходить какого-нибудь "Гарри Поттера", то все следующие поколения вырастут патриотами "Гарри Поттера". Что касается музыки, то здесь "День Победы" и песни группы "Любэ" — это лирика, не марши. А в части изобразительного искусства — это плакат.
Исследование продолжилось проведением фокус-групп и экспертных интервью (более 350).
— Если мы говорим о патриотизме, тут же всплывает понятие духовности. Одно без другого не бывает. Причем духовность — не религиозная, а патриотизм — не военный, — продолжил Григорий Куранов. — И одним из основных вопросов нашего исследования касался того, что же такое — с точки зрения массового бессознательного — духовность и патриотизм. Как люди их воспринимают?
Выяснилось, что большинство людей воспринимают духовность как то, что во всех конструктивных религиях, верованиях, идеологиях и догмах оценивается как хорошо. Хорошо делать — защищать, помогать, растить, строить, развивать. И хорошо не делать — не убий, не обмани, не укради, не предай и так далее.
В то же время патриотизм, согласно опросам, это не столько любовь к своей стране, сколько потребность гордиться своей страной, малой родиной, своим футбольным клубом и т.д.
— Патриотизм двигает человека на деяние, а духовность задает вектор и рамки этих деяний, — пояснил Григорий Куранов. — Без духовности патриотизм мгновенно превращается в этнонационализм, экстремизм и терроризм. По большому счету, задача социума и, в первую очередь, власти, удовлетворить потребности человека любить и гордиться своей страной.
Что же должно делать государство в это направлении, по мнению респондентов? Здесь результаты исследования можно разбить на четыре блока. Первый — власть обязана обеспечить масштабное и глубокое информирование населения, в первую очередь, подрастающего поколения, о победах, успехах и достижениях страны и ее граждан в историческом периоде. Во-вторых, власть должна создавать поводы для гордости. Федеральная власть — на мировом уровне, региональная — на федеральном, муниципальная — на региональном. В-третьих, государство должно обеспечить наличие в медиа и интернете понятий, критериев и примеров морально-нравственного поведения.
— Когда я учился в школе, все мои сверстники хотели стать космонавтами, геологами, разведчиками, строителями, первопроходцами. Почему? Потому что были фильмы и книги, которые пропагандировали эти профессии, — отметил Григорий Куранов. — В 90-е года все это распалось. И уже в 2000-х сериал "Бригада" закрепил этот процесс. Фильм, без сомнений, очень сильный, но он "убил" для нас два поколения. Кумирами на какое-то время стали бандиты.
В-четвертых, согласно исследованиям, государство должно обеспечить людям широкие возможности для реализации своих потребностей любить и гордиться. Потому как любая потребность подталкивает человека к деянию. И патриотическая — как деяниям полезным, которым следует дать дорогу.
— Сегодня мы получили, по сути, матричную прикладную технологию воспитания и развития духовности и патриотизма, — отметил спикер. — В 2016 году президент Владимир Путин сформулировал точно: у нас нет и не может быть никакой другой национальной идеи кроме патриотизма. Национальная идея сформулирована пять лет назад. Мы, по сути, нащупали, отработали и сумели развернуть механизм ее реализации в прикладную комплексную технологию.
Отметим, что февральское заседание дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия" было посвящено вопросам краеведения. За круглым столом собрались академики ДВО РАН, представители власти, педагоги, краеведы и журналисты. Эксперты обсудили краеведение с точки зрения науки, его значение в формировании региональной и общероссийской идентичности. Отдельное внимание спикеры уделили вопросу "перевода" научного знания на общедоступный язык и его патриотической роли.
Напомним, что основная задача дискуссионной площадки "Тихоокеанская Россия", созданной Приморским отделением Союза журналистов России и Дальневосточным отделением Российской академии наук, — создание сообщество экспертов, которые хотят и могут менять Дальний Восток к лучшему. Анализируя историю региона, геополитические особенности, экономическую ситуацию и другие факторы, влияющие на развитие территории, участники круглых столов будут предлагать конкретные решения, способные благотворно повлиять на будущее не только Дальнего Востока, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Обращаясь к урокам прошлого и учитывая реалии настоящего, эксперты направят взгляды в будущее.