Перспективы завода минеральных удобрений в Приморье обсудили на третьем заседании экологического совета при правительстве края 3 марта. Как обозначил глава региона Олег Кожемяко, запуск НЗМУ не только увеличит объемы экспорта в страны АТР, но и даст импульс смежным отраслям. Не исключено, что это будет, в том числе судостроение, сообщает ИА PrimaMedia.
Третье заседание экологического совета по контролю реализации проекта строительства Находкинского завода минеральных удобрений состоялось с участием научного сообщества, представителей общественных организаций и органов исполнительной власти. Традиционно открывал его губернатор.
Как отметил Олег Кожемяко, заканчивается большая подготовительная работа, предшествующая строительству НЗМУ. Инженерные изыскания выполняли специалисты нескольких ведущих проектных институтов страны. Все экспертные заключения отражены в результатах оценки воздействия предприятия на окружающую среду (ОВОС). Детально ознакомиться с материалами ОВОС и проектной документацией можно на официальном сайте АО НЗМУ и в центральной городской библиотеке Находки.
"Для нас самих — правительства края и администрации Находки — было важно понять, что это за проект, что он даст региону и не нанесёт ли ущерба окружающей среде и экологии", — обозначил губернатор.
Как было объявлено на заседании, видимые позитивные изменения в жизни Находкинского городского округа произойдут уже в первые четыре года с момента запуска завода.
По словам исполнительного директора НЗМУ Виктора Гребенюкова, реализация таких проектов дает импульс в части развития малого и среднего предпринимательства. На производстве будут работать 1,5 тысяч человек, которым потребуются товары и услуги. Налогооблагаемая база городского округа вырастет и за счет самого метанольного гиганта, и его работников.
Руководитель агентства газоснабжения и энергетики Приморского края Андрей Леонтьев видит НЗМУ в качестве "якоря", работающего на голубом топливе. По его мнению, у города появится возможность улучшить качество теплового снабжения. Это ускорит развитие Находки в экономическом и социальном плане.
Силами предприятия уже прошли модернизацию очистные сооружения поселка Врангель. Вместо одной насосной станции у врангелевцев теперь две новых — мощных и современных. Заменены модули очистки сточных вод. Реконструкция очистных обошлась более чем в 100 млн рублей. Все оборудование передано на баланс муниципалитета.
Член Общественной палаты РФ от Приморского края, председатель приморского регионального отделения общественного движения "Россия" Валентин Лабонин выступил с докладом, посвященным перспективам развития химической промышленности в Приморье. Он отметил, что 28 февраля 1974 года был подписан приказ о создании порта Восточный. И сегодня, спустя 47 лет, у портовой Находки появились новые возможности.
Запуск НЗМУ с объемами производства 1,8 млн товарной продукции в год позволит на 60% увеличить экспортный ресурс российского метанольного рынка. Наиболее крупными потребителями метанола являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на внутреннем рынке России его потребление постоянно увеличивается, и при необходимости предприятие начнёт работать на удовлетворение спроса внутри страны. В Приморье существуют все условия, чтобы эффективно организовать транспортную логистику для данной продукции.
"Я был на стройке, и меня заинтересовало, что завод не предполагает строительства железной дороги. Газовая труба проходит вдали от населенных пунктов, то есть никаких экологических проблем не возникнет, и весь цикл производства будет заканчиваться вывозом товара морем. В связи с этим логично рассмотреть вопрос о строительстве собственного флота с учетом требований для газовозов. Тем более, в Приморье есть высшие учебные заведения, где готовят специалистов морских профессий", — предложил Валентин Лабонин.
Олег Кожемяко согласился, что "предложение — дельное", напомнив о возможностях судоверфи "Звезда", где сегодня строятся танкеры и будет заложен крупный атомный ледокол "Лидер".
Экологический совет. Фото: primorsky.ru
"Думаю, данный вопрос необходимо решать через государственную лизинговую компанию. Наши заводы в состоянии строить такие суда, обслуживать и ремонтировать их. Мы должны понимать, что собственный флот — это возможность реализации продукции на всех мировых рынках.
Никакие санкции, наложенные на фрахтование судов, не могут быть применены к компании, которая обладает собственным флотом", — акцентировал губернатор, пообещав включить предложение в итоговый протокол заседания совета.
Виктор Гребенюков добавил, что в проект заложена возможность отгрузки метанола морем, судами всех видов.
"Пошли мы на это только с одной целью — если в Приморье и вообще на Дальнем Востоке появится потребитель метанола, можно будет на небольшом судне перевезти товар в другую точку, не строя никаких железнодорожных веток", — пояснил он.
По словам главы региона, появление в Находке такого крупного предприятия, как НЗМУ, отразится и на строительстве жилья, и на развитии дорожной инфраструктуры.
Строительство автомобильной дороги Владивосток — Находка — порт Восточный завершится в 2030 году. Для этого потребуется не менее 159,6 млрд рублей из бюджета. Правительство края подготовило обоснование инвестиций проекта. Вопросы финансирования так же вошли в итоговый протокол совещания.
Напомним, что 16 марта состоятся общественные слушания (0+) по проекту. Они будут проходить как офлайн, так и онлайн. Любой житель края сможет задать волнующие его вопросы.