2 марта президент России Владимир Путин на совещании по развитию угольной отрасли заявил о необходимости задействовать экспортные доходы для укрепления и диверсификации экономики угледобывающих регионов. Приморский край, по большому счету, таковым не является, зато через местные порты переваливается большая часть экспортного угля в АТР, а значит регион тоже может претендовать на большее, чем рабочие места и часть налогов.
В этом плане стоит ожидать активизации работы местных властей с "угольными генералами", у большинства которых есть свои терминалы в Приморье. Хочется верить, что эти доходы будут уходить прежде всего на развитие территорий, а не помпезные проекты.
Об этих, и других важных экономических тенденциях читайте в еженедельном бизнес-дайджесте ИА PrimaMedia.
"Восточная верфь" устояла
Как и прогнозировало ИА PrimaMedia, ООО "Морские пропульсивные системы" (МПС, Санкт-Петербург) отозвало из Арбитражного суда Приморского края заявление о признании банкротом АО "Восточная верфь". "12.02.2021 от заявителя поступило ходатайство о возвращении заявления в связи с отсутствием коммерческого интереса к банкротству должника", — говорится в определении суда.
В то же время уведомление о намерении подать иск о банкротстве "Восточной верфи" опубликовало АО Владивостокское предприятие "Электрорадиоавтоматика" ("ВП ЭРА"). Согласно ЕГРЮЛ, владельцами "ВП ЭРА" являются строящее верфь "Звезда" в Большом Камне АО "Современные технологии судостроения" (76,29% капитала) и Виктор Пестов (9,69%). Но на данный момент, заявлений в Арбитражный суд Приморского края от этой компании не поступало.
Председатель совета директоров АО "Восточная верфь" Геннадий Лазарев раскрыл имя того, кто стоит за попытками обанкротить предприятие, строящее суда-краболовы.
Это не рейдерский захват, здесь другое. Основная причина появления исков связана с недобросовестным поведением части акционеров, которые не заинтересованы в развитии бизнеса, не хотят помогать в решении серьезных проблем, касающихся финансово-хозяйственной деятельности",
— сказал Геннадий Лазарев.
АО "Восточная верфь" (бывший Владивостокский судостроительный завод) — одно из ведущих судостроительных предприятий Дальнего Востока. Верфь расположена в черте города Владивосток на берегу бухты Малый Улисс залива Петра Великого. Технические возможности предприятия позволяют производить полный цикл работ по постройке кораблей и судов длиной до 120 метров, шириной до 16 метров, высотой до 25 метров и водоизмещением до 3,5 тысяч тонн.
"Восточная верфь". Фото: ИА PrimaMedia
По словам Лазарева, по итогам 2020 года "Восточная верфь" заплатила порядка 650 млн рублей налогов.
"Не станет завода, не будет ни налоговых отчислений, ни рабочих мест, ни зарплаты. У нас сейчас работает около тысячи человек, с семьями все три тысячи. Закрой завод, все эти люди останутся без денег. Не факт, что они не покинут регион. Найти новое место работы очень непросто. Мы видим это на примере завода "Радиоприбор", который, по сути, уничтожен. Имущество выставлено на торги, люди — на улицу. Мы теряем интеллектуальный и производственный потенциал приморской "оборонки". А ведь нам нельзя расслабляться — граница рядом, пусть и со стратегическим партнёром. Мы должны охранять свои границы, обеспечивать национальную безопасность на дальневосточных рубежах. Для этого нужны люди, работающая экономика, крепкая "оборонка", мощный ВМФ, современные пограничные корабли", — сказал Лазарев.
Уголь дело не пыльное
Президент России на прошлой неделе напомнил, что с 2017 года добыча угля в России стабильно превышает 400 млн тонн в год. Из них больше половины поставляется за рубеж, на экспорт. За последние восемь лет объём экспортных поставок вырос более чем на треть. При этом основной сбыт угля приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион — более 122 млн тонн в прошлом году.
"В том числе важно задействовать экспортные доходы угольной отрасли для укрепления и диверсификации экономик угледобывающих регионов. И конечно, этот ресурс должен реально работать на повышение благополучия людей, на формирование современной комфортной среды для жизни", — отметил Владимир Путин.
Отдельная, важнейшая задача здесь — забота об окружающей среде, конечно, улучшении экологической ситуации в районах добычи и перевалки угля. Эти вопросы также нужно держать на постоянном контроле",
— добавил глава государства.
Отметим, что вице-премьер Виктория Абрамченко уже утвердила План мероприятий по сокращению негативного воздействия предприятий угольной промышленности на окружающую среду на основе наилучших доступных технологий (НДТ).
Согласно документу, важнейшим блоком станет утверждение угледобывающими компаниями до конца 2021 года и реализация среднесрочных программ по экологии горного производства на основе использования НДТ. По итогам анализа отчетов о выполнении среднесрочных программ Росприроднадзором ежегодно формируется план-график проведения проверок предприятий на предмет соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды. В рамках поэтапного перехода на новую систему регулирования в сфере охраны окружающей среды Росприроднадзору предписано выдать таким предприятиям комплексные экологические разрешения.
В течение ближайших четырёх лет пропускная способность Восточного полигона должна увеличиться на четверть
До 31 декабря 2022 года такие разрешения получат предприятия, включенные в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в России составляет не менее чем 60%. Иные угледобывающие предприятия такое разрешение получат до 31 декабря 2024 года.
Мероприятия плана коснутся угледобывающих компаний в 18 регионах страны, в том числе в Сахалинской, Амурской, Магаданской областях, в Приморском и Хабаровском краях, в Чукотском автономном округе и республике Саха (Якутия).
Порт "Вера" будет наращивать мощность в партнерстве с "Ростехом"
Госкорпорация "Ростех" подписала с компанией "А-Проперти" соглашение об основных условиях сделки по покупке 5% в Эльгинском месторождении коксующегося угля. "Данная договорённость — логическое завершение формирования промышленного кластера "А-Проперти", который включает угольные проекты Эльга, Огоджа и порт "Вера", — говорится в сообщении "Ростеха".
На данный момент по 25% в ООО "Порт Вера Холдинг" (реализует проект угольного порта "Вера" в Шкотовском районе Приморского края) и ООО "Огоджа" принадлежат "Ростеху". В ближайшее время оставшиеся 75% обоих активов консолидирует "А-Проперти".
Все проекты имеют общий стратегический вектор развития в рамках единого кластера.
Эльгинское месторождение угля расположено в Якутии. Запасы месторождения по классификации JORC достигают 2,2 млрд тонн коксующегося угля, что делает месторождение одним из крупнейших в мире.
Уголь с Эльги и Огоджи переваливается через терминалы в порту Ванино (Хабаровский край) и порту "Вера". "При этом стратегически важно иметь собственную перевалку на часть объёма, поэтому планируется дальнейшее развитие порта "Вера" с учётом предполагаемых объёмов добычи", — поясняет "Ростех".
Терминал "Порт "Вера" расположен в районе мыса Открытого, бухты Беззащитной, на территории Шкотовского муниципального района Приморского края. Разрешенная осадка у причала терминала — 12,11 метров, длина причала — 246 метров. Терминал специализируется на перевалке каменного угля, способен принимать суда дедвейтом до 50-55 тысяч тонн.
5% "Авроры" стоят 10 копеек
Создание единой Дальневосточной авиакомпании на базе принадлежащей Сахалинской области авиакомпании "Аврора" близится к завершению — на прошлой неделе стало известно, что 5% "Авроры" для регионов могут стоить символические… десять копеек. При этом Сахалин не так давно выкупил 49% акций "Авроры" у "Аэрофлота" за один рубль.
Буквально третьего числа (марта) практически все участники уже вошли в компанию. Это практически все регионы Дальнего Востока. И можно считать, что в эти дни, первые дни марта компания фактически сформировалась",
— сказал губернатор Сахалина Валерий Лимаренко в интервью радио "КП — Сахалин".
По его словам, сейчас идет обмен акциями, завершена фаза покупки акций "Авроры" со стороны дальневосточных регионов. В это же время подписываются акционерные соглашения по поводу покупки пакетов акций других дальневосточных компаний, которые войдут в новую.
"Республика Бурятия приобретет 38 861 штуку обыкновенных акций акционерного общества "Авиакомпания "Аврора", что составляет 5% уставного капитала, за символическую сумму — 10 копеек", — сообщил Евгений Луковников, зампред правительства Бурятии по развитию инфраструктуры.
Сумма исковых требований составляет смешные для экспортоориентированного комбината 1,2 млн рублей
Единая Дальневосточная авиакомпания создается по поручению президента Владимира Путина. Как ожидается, в капитал компании войдут Сахалинская область (50% минус 1 акция), еще десять регионов ДФО в равных долях (по 5%) и РФ ("золотая акция"). Для этого регионы передадут 25% плюс 1 акцию в принадлежащих им авиакомпаниях в собственность или управление сахалинской "Авроре". Планируется, что объединенная авиакомпания будет перевозить около 2 млн пассажиров в год.
Вице-премьер, подпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев ранее заявил, что основой парка создаваемой авиакомпании могут стать самолеты "Байкал", выпуск которых предлагается наладить в Улан-Удэ.
ДНС построит школу на условиях концессии
Группа ДНС (DNS) в рамках диверсификации бизнеса реализует в Приморье уникальный проект — на условиях государственно-частного партнерства структура "DNS Девелопмент" (инвестиционно-девелоперская компания DNS) построит в посёлке Зима Южная школу в рамках строительства жилого микрорайона "Формат". Проект будет реализовывать в статусе резидента ТОР "Надеждинская" ООО "ДНС Развитие", 100% капитала которого принадлежит ООО "ДНС Групп" (базовая компания группы ДНС).
Реализация проекта в рамках государственно-частного партнерства, а в нашем случае — концессии, предполагает, что мы как инвестор вкладываем собственные средства в строительство школы, и только после ввода объекта в эксплуатацию и передачи его в собственность Надеждиного муниципального района, в течение нескольких лет получаем компенсацию понесенных затрат",
— сказала директор ООО "ДНС Развитие" Виктория Ивачева.
Школа в ЖК "Формат" станет первым проектом от Приморского края, который планируется включить в новую федеральную программу Министерства образования России и ВЭБ.РФ, направленную на строительство объектов образования на условиях государственно-частного партнерства.
Помимо школы "DNS Девелопмент" планирует построить в Надеждинском районе и детский сад на 240 мест. Для этого создана новая компания — ООО "Академия детства ДНС", которая тоже получила получила статус резидента ТОР.
Аутсайдерами на Дальнем Востоке являются Камчатка и Хабаровский край
Группа DNS специализируется на продаже компьютерной, цифровой и бытовой техники, а также производстве компьютеров. По итогам 2020 года ДНС заплатила 22 млрд 878 млн рублей налогов. В бюджете Приморья при этом осталось более миллиарда рублей.
Основными учредителями ООО "ДНС Групп" являются гендиректор компании Дмитрий Алексеев (владеет 44,35% капитала) и Юрий Карпцов (44,64%). Согласно ЕГРЮЛ, бывшему вице-губернатору Константину Богданенко на данный момент принадлежит 3,89% долей компании.
Рыба с Дальнего Востока уезжает в Москву и Сибирь
ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) за два первых месяца 2021 года отправило со станций Дальнего Востока 82,8 тысяч тонн рыбопродукции, что на 7% меньше, чем за аналогичный период 2020 года.
В том числе перевозка в рефрижераторных контейнерах составила 46,3 тысяч тонн (сокращение на 4% относительно января-февраля 2020 года), в рефсекциях и вагонах-термосах — 36,5 тысяч тонн (-10%).
В феврале перевезено 52,8 тысяч тонн рыбной продукции, что на 2% меньше показателя февраля 2020 года. Основная масса рыбной продукции в феврале отгружена в адрес грузополучателей Москвы (21,9 тысяч тонн), Новосибирска (5,3 тысяч тонн) и Санкт-Петербурга (4,2 тысяч тонн).
В Приморье экс-губернатор собирается производить консервы под брендом "Дальморепродукт"
Как уже сообщало ИА PrimaMedia, в РФ может быть введена льгота на перевозку рыбы и рыбной продукции с Дальнего Востока со сроком действия до 31 декабря 2021 года. В перечень для льготной перевозки предлагается включить рыбу и рыбную продукцию при отправке со станций железных дорог регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, в направлении субъектов РФ, не входящих в ДФО.
Тем временем, Минсельхоз и Росрыболовство до 11 марта должны представить предложения о мерах по переориентации поставок российской рыбной продукции с учетом сложностей с экспортом в Китай. Соответствующее поручение вице-премьер РФ Виктория Абрамченко дала по итогам заседания правкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса.
Меры должны в том числе предполагать использование рыбоперерабатывающих предприятий, построенных в рамках механизма инвестиционных квот, а также субсидирование ставок на железнодорожную перевозку рыбной продукции при обеспечении поставок на внутренний рынок и на экспорт.
Рыбалка на валютный крючок
Российские олигархи в рамках диверсификации бизнеса всё чаще обращают внимание на Дальний Восток в плане реализации туристических проектов. На этот раз очередь дошла до любительской рыбалки, очень востребованной иностранцами, прежде всего из США и Европы.
В конце февраля входящее в АФК "Система" ООО "Система Телеком Активы" учредило ООО "Управляющая компания Камчатка проект" с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Основным видом деятельности новой компании заявлено пресноводное рыболовство. Также в числе видов деятельности — сбор и заготовка недревесных лесных ресурсов; морское рыболовство; переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков; торговля рыбой и морепродуктами. Генеральным директором компании назначен Никита Мельников, член совета директоров агрохолдинга "Степь" (проект АФК "Система") и гендиректор ООО "Степь x Молоко" (Владивосток).
Главные политические события прошедшей недели в непривычно, но оправданно коротком выпуске ИА PrimaMedia
В портфель АФК "Система" входят телеком-оператор ПАО "МТС", маркетплейс Ozon, лесопромышленный холдинг Segezha Group, сеть клиник "Медси", активы в области фармацевтики, недвижимости, микроэлектроники и др.
На Камчатке возможен лишь один вид пресноводного рыболовства — добыча тихоокеанских лососей в реках с использованием рыболовных участков, пояснил РБК президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев. По его словам, на большинстве таких речных участков ведется промышленный вылов тихоокеанских лососей, 79 участков предназначены для любительской рыбалки.
Хочется верить, что проект на Камчатке не превратится в своеобразный элитарный клуб с входным билетом в миллионы, а станет действительно одним из драйверов развития туротрасли.
Кстати, эксперты аналитического центра НАФИ провели опрос с целью выявить самые привлекательные для отечественных туристов места для путешествий. Как сообщил ТАСС, возглавила список предпочтений Долина гейзеров на Камчатке. Далее располагаются Большое Яшалтинское озеро в Калмыкии (его соль и грязь считается лечебной) горный хребет Дуссе-Алинь в Хабаровском крае, Ленские столбы в Якутии и замок Шато-Эркен в Кабардино-Балкарии. Замыкает десятку, внимание, — Приморский океанариум.
Слетелись на аэропорт
На прошлой неделе стало известно, что три аэропортовых холдинга претендуют на завершение строительства пассажирского терминала в аэропорту Южно-Сахалинска.
На конкурс заявились ООО "Красинвест", готовое вложить 12,5 млрд рублей, ООО "Новапорт Инвест" — 10,01 млрд рублей, АО "ДВ-Инвест" — 10,5 млрд рублей", — сообщил "Интерфакс".
ООО "Красинвест" принадлежит московскому АО "Базовый аэропортовый оператор", эта компания контролирует красноярский аэропорт "Емельяново", который ранее традиционно связывали с "БазЭлом" Олега Дерипаски. ООО "Новапорт Инвест" — структура предпринимателя Романа Троценко. АО "ДВ-Инвест" учреждено на Сахалине "Аэропортами регионов" (входят в группу "Ренова" Виктора Вексельберга).
Конкурсная комиссия определит победителя в течение 10 дней "не только по заявленным инвестициям, но и по ряду других факторов".
Согласно техзаданию, мощность строящегося двухэтажного пассажирского терминала площадью почти 40 тысяч кв. м должна составлять 550 пассажиров внутренних авиалиний в час (с возможностью расширения до 900) и 250 пассажиров международных линий.
Заявленную сумму инвестиций победитель конкурса внесет в уставный капитал совместной с правительством региона компании, которая достроит терминал и будет им в дальнейшем управлять. Предполагается, что правительству региона в СП будет принадлежать доля в 49%.
Конкурс на выбор инвестора, который завершит строительство пассажирского терминала в аэропорту Южно-Сахалинска, регион объявил в декабре 2020 года. Работы на объекте планируется начать весной 2021 года и завершить в течение 18 месяцев.
Подрядчику предстоит завершить монтаж корпуса здания, выполнить внутреннюю отделку помещений аэровокзала, установить оборудование, обустроить пропускные пункты и объекты, необходимые для разделения потоков внутренних и международных рейсов, а также обеспечить соблюдение требований к пропускной способности терминала с учетом создания дальневосточной авиакомпании.
В случае срыва сроков инвестор обязан будет выплатить Сахалинской области штраф в размере 3 млрд рублей.
В последнее время пассажиры все чаще предпочитают оформляться онлайн
Правительство Сахалинской области включило в прошлом году в план приватизации 100% акций АО "Аэровокзал "Южно-Сахалинск" (принадлежат областному министерству имущества), которое владеет недостроенным терминалом.
С прежним генподрядчиком строительства — ООО "Сахалинская механизированная колонна N68" — контракт был расторгнут.