Политическую повестку в Приморье, к сожалению, все больше формируют силовые ведомства. Так, на прошлой неделе совладельца Владивостокского морского рыбного порта Дениса Сарану отправили в СИЗО, еще одно уголовное дело заведено против мэрии Владивостока, а в Москве задержали (и отпустили) депутата Гордумы Владивостока Надежду Телелюеву. Реальная политическая жизнь менее богата и более пушиста: о себе заявили штабы наблюдателей Общественной палаты Приморского края и оппозиции, стартовала эпопея с праймериз "Единой России", а вместе с ней и новая стадия подготовки к выборной кампании-2021.
Воспитание чемоданных чувств
Приморскому бизнесмену Денису Саране, задержанному по уголовному делу о контрабанде стратегических материалов (лома черных металлов) суд определил меру пресечения в виде заключения под стражу. Совладельца рыбного порта Владивостока из зала суда отправили на два месяца в СИЗО.
Денис Сарана. Фото: ИА PrimaMedia
Денис Сарана — видный, но далекий от политической активности приморский предприниматель. Тем не менее, уголовное дело против него поддерживает тренд политический и негативный — на силовое прореживание местных элит и воспитание в них чемоданных настроений. В этой риторике уже высказался совладелец и президент группы компаний DNS Дмитрий Алексеев.
"Знаете, я большой патриот своей страны и Приморья, но и мне приходят в голову мысли, что силовое безумие в России уже плохо совместимо с любой деятельностью", — написал Алексеев в своем телеграм-канале. Позже он развил мысль в очередном выпуске подкаста ИА PrimaMedia "Институт Пчёловодства" (18+).
"Я выступаю с такой мыслью, что у нас уголовное преследование зачастую используется не по назначению, — отметил он. — Уголовными делами пытаются замещать процессы управления в стране, в бизнесе, в решении корпоративных конфликтов и так далее.
На самом деле у уголовного законодательства другая роль — это способ борьбы с отморозками. Когда этим способом начинают решать вопросы бизнеса, политики и госуправления — это не хорошо…
— Денису Саране вменяется то, что вывозился металлолом и есть вопросы к вывозной стоимости, — продолжил Дмитрий Алексеев. — У таможни может быть разное мнение на тему того, сколько и что стоит. Это нормальные процессы, они должны решаться, наверно, либо в административном, либо в гражданском процессах. В какой момент это превращается в контрабанду, мне непонятно. Контрабанда — это тайный перевоз через границу чего бы то ни было. Сама статья, если внимательно изучать, не про это. Она про то, что, допустим, кто-то тайно вывез из страны атомную бомбу. Это не про хозяйственную деятельность. Зачем эту статью натягивать на обычную (или необычную) бизнес-практику? Есть у таможни соответствующие органы. Почему все сразу решается через уголовные дела?".
Аналогичной точки зрения придерживается и известный приморский журналист Андрей Калачинский.
— История вызывает тягостные чувства, — рассказывает он. — Я думаю, никакого секрета не было в том, что рыбный порт живет, в том числе, и за счет того, что там инициативный человек организовал вывоз металлолома. Когда силовики проводят такие операции и заявляют, что там осуществлялась контрабанда стратегических материалов, хотелось бы услышать чуть больше. Иначе, к сожалению, эта история в глазах многих приморцев может казаться вовсе не восстановлением справедливости, а завуалированной коммерцией. К сожалению, слишком много таких историй, когда людей сажают, и их бизнес потом идет прахом.
В следующем году исполнится 100 лет с того момента, как флотилия контр-адмирала Георгия Старка увезла из Владивостока остатки зародившейся здесь на рубеже 19-20 веков рыночной аристократии. Сегодня государство всеми силами пытается повторить экономический бум того периода, воссоздать режим Порто-франко под видом Свободного порта Владивосток, проводит Восточный экономический форум. Пока одна рука манит в Приморье новых Кунстов, Альберсов, Даттанов, Бринеров и Янковских, другая хватает субъекты экономической деятельности, которые не успели скрыться.
Не совсем правильно ставить Дениса Сарану в один ряд с купцами позапрошлой эпохи, оставившими потомкам исторический центр Владивостока и объекты культурного наследия по всему Дальнему Востоку. Но суть вот в чем — за этими манипуляциями государства в стиле "тяни-толкай" наблюдают сегодня как потенциальные инвесторы, так и местные бизнес-элиты в полном непонимании, что вообще происходит и каковы правила игры. Не хочется, чтобы в скором времени из Владивостока в соседние страны перекочевали остатки уже современной рыночной аристократии — какая бы она у нас ни была.
Не ждали, не желали
В субботу, 13 марта, федеральные СМИ сообщили, что полиция задержала участников Всероссийского форума муниципальных депутатов, организованного "Объединенными демократами" в Москве — порядка 190 человек. Среди них оказалась и депутат Думы Владивостока Надежда Телелюева.
Как сообщало ИА PrimaMedia, Всероссийский форум муниципальных депутатов "Муниципальная Россия" проходил в гостинице "Измайлово". Сотрудники правоохранительных органов прервали его во время выступления экс-мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана и попросили участников покинуть помещение. Спустя несколько минут начались задержания.
"Среди задержанных — депутат Максим Резник и Надежда Телелюева", — сообщил телеграм-канал "ОВД-инфо".
Позже всех задержанных, находившихся в отделе "Северное Измайллво", отпустили с протоколом об осуществлении деятельности "нежелательной организации" (ст. 20.33 КоАП).
Сама Надежда Телелюева и ее соратники из КПРФ пока воздерживаются от комментариев. Известно, что уже на следующий день после форума депутат Гордумы посетила Исторический музей на Красной площади. Во Владивосток она собирается вернуться во вторник, 16 марта.
Участие в этом форуме Телелюевой, как депутата от КПРФ, некоторые эксперты считают опрометчивым шагом в ее политической карьере. С другой стороны, задержание способно прибавить ей популярности среди протестного электората. Судя по активности Надежды Телелюевой, она вполне может пойти кандидатом в депутаты ЗС ПК от КПРФ по шестому одномандатному округу, либо по другому одномандатному округу, расположенному на территории Владивостока.
Отметим, что форум организовал проект "Объединенные демократы", а задержания связывают с деятельностью организации политика Михаила Ходорковского "Открытая Россия", которая признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Праймериз ЕР — к вашим Госуслугам
Тему выборов-2021 актуализировали два значительных события. Во-первых, был дан старт праймериз "Единой России" на федеральном уровне. Во-вторых, по всей стране под эгидой региональных отделений Общественной палаты РФ открылись штабы общественных наблюдателей. В том числе, и в Приморском крае.
10 марта в Москве прошло первое заседание федерального оргкомитета предварительного голосования "Единой России". Его председателем утвержден сенатор, один из основателей партии и олимпийский чемпион Александр Карелин. Он пояснил, что и федеральный, и региональные оргкомитеты предварительного голосования будут состоять из 17 человек. Больше половины из них — представители добровольческих организаций и общественники. Составы планируются утвердить 15 марта.
Председатель федерального оргкомитета предварительного голосования ЕР Александр Карелин. Фото: Пресс-служба "Единой России"
Также известно, что предварительное голосование "Единой России" пройдет по максимально открытой и конкурентной модели — преимущественно онлайн с 24 по 30 мая. Голосовать смогут все зарегистрированные на территории РФ избиратели путем верификации через сайт "Госуслуг". Об этом говорится в пресс-релизе политического объединения.
Из интересного. Во-первых, партия "Единая Россия" слегка меняет лексику. Англицизм "праймериз" последний раз упоминался на их официальном сайте 1 июля прошлого года. Дальше — только предварительное голосование. Очевидно, что не в фаворе нынче не только иностранные агенты, но и иностранные словечки. Стоит вспомнить хотя бы недавнюю баталию премьер-министра Михаила Мишустина с директором математического центра НГУ Евгением Вдовиным, где глава кабмина раскритиковал употребление ученым варваризма "воркшоп" и предложил взамен что-то более русскоязычное — "семинар" или "мастерскую". Но это лирика.
Во-вторых — то, что ЕР делает акцент на организацию праймериз с привлечением общественности и волонтеров, а также проводит голосование по открытой схеме, — все это говорит о высокой цене легитимности кампании.
Настолько высокой, что "Единая Россия" готова запустить уже согласованных кандидатов (предположим, что такие имеются) в рискованное путешествие за реальной народной поддержкой. Закрыв глаза на то, что партия владеет инструментами редактирования списка участников и серьезным административным ресурсом, скажем, что решение смелое и отвечающее современным вызовам.
В-третьих, праймериз "Единой России", особенно в Приморском крае, могут дать интригу не слабее, чем сами выборы. Именно здесь сталкиваются лбами элиты, проводятся внутрипартийные размены, решается, по сути, судьба округов. В протестном и непредсказуемом Приморье настоящие детективы возможны как по госдумским одномандатным округам, так и по округам в ЗС ПК. Особенно интересным будет сражение за 62-й округ (Госдума), который сейчас, по словам известного политтехнолога, попросившего не называть его фамилию, представляет "выжженное поле". "Не позавидую тем, кто будет заходить на эту территорию", — добавил эксперт.
В-четвертых, старт праймериз ЕР возобновил интерес к цене избирательных кампаний. Напомним, что ИА PrimaMedia проанализировало их возможные бюджеты в Госдуму и Законодательное собрание по сравнению с 2016-м годом. Именно 62-й округ, по мнению политтехнологов, станет самым затратным и рискованным среди приморских территорий. Здесь, сколько бы не потратил кандидат от ЕР — все равно есть риски пролететь мимо мандата.
Если брать в целом, то сумма входа на госдумские округа начинается от 50 миллионов и варьируется в зависимости от территории и самого кандидата. Приморский край, как регион с неуправляемым электоральным поведением, обойдется дороже, чем в среднем по стране. Сравнительно легкими для представителей "Единой России" (в денежном и результативном плане) могут стать 63-й и 64-й округа. Сумма входа для единороссов на одномандатные округа депутатов в Законодательное собрание начинается от 10 миллионов рублей.
— Бюджеты в 200-300 и даже 100 миллионов на выборы — это влажные мечты некоторых политтехнологов, — рассказал политолог Вячеслав Беляков в выпуске подкаста ИА PrimaMedia "Интситут Пчёловодства".
— Такие бюджеты существуют на отдельно взятых округах, и, как правило, такие суммы уходят по разным каналам, часто к предвыборной борьбе не имеющим никакого отношения. А цифра в 50-70 миллионов за кампанию в одномандатном округе в Госдуму выглядит вполне реально. Сложно потратить на избирательную кампанию больше денег.
По мнению эксперта, Приморье — "это дорогой вариант, потому что сложный".
— Это протестная территория, и часто возникают такие случаи — сколько бы денег не вложил кандидат, он все равно проигрывает, — продолжает он. — Таких случаев много на федеральных выборах, и в 2003, и в 2011, когда Владивосток дружно проголосовал за коммунистов. И в 2016 такие истории были, и на выборах в Законодательное собрание они особенно часто случаются. Бывает, что бюджет одного кандидата превосходит бюджет другого в 10-15 раз, и он все равно проигрывает. Выборы это не так, что ты взял мешок денег, отвез куда-то и в обмен тебе отдали мешок голосов. Все сложнее.
Наблюдай и властвуй
Открытие штаба общественных наблюдателей в Приморье ложится в ту же логику заведомой легитимизации итогов выборной кампании 2021 года, что и праймериз ЕР. Общественная палата региона, на плечи которой возложена организация процесса, предоставит более 2600 обученных наблюдателей на выборы-2021 — по два на каждый УИК. Работа штаба стартует также с 15 марта.
Первая встреча штаба общественных наблюдателей в Приморье. Фото: ИА PrimaMedia
Одновременно о наборе наблюдателей объявила и оппозиция. А именно — представители КПРФ и штаба Алексея Навального во Владивостоке. На прошлой неделе участники коллаборации провели круглый стол по этой теме, на котором озвучили, что собираются набрать 500 наблюдателей на УИКи Владивостока.
Интересно здесь вот что. Во-первых, в Приморье продолжается сплав системной и несистемной оппозиций, причем возникшая по итогу сущность темна и не поддается описанию. Пока федеральные гранды КПРФ открещиваются от всего, что связано с политиком Алексеем Навальным, их региональные коллеги, наоборот, налаживают отношения. Партия дробится на внутренние блоки, у каждого из которых свои мотивы, взгляды и методы достижения цели.
Во-вторых, на том же совместном круглом столе не было ни одного депутата-коммуниста: ни из Гордумы Владивостока, ни из Законодательного собрания. Присутствовали партийные функционеры, представители Ленинского комсомола и сторонники партии вроде журналиста Геннадия Шульги. Политики, имеющие реальный потенциал избраться депутатами ЗС ПК или Госдумы от КПРФ, пропустили это ответственное мероприятие.
— Все, что связано с именем господина Навального сегодня — токсично, — прокомментировал Андрей Калачинский. — Политики, так или иначе, чувствуют, что с этим человеком не надо плотно связываться, как и с его сторонниками, потому что там настолько все закручено, что сам черт не разберется, где он прав, а где он работает как "агент". У Навального есть доля сторонников, которые ему симпатизируют из-за антикоррупционных расследований. История с якобы попыткой его отравления — тоже на слуху. Если у коммунистов нет идей Карла Маркса, за которые они могут держаться, то они держатся за первую же публичную фигуру, которая им кажется близкой. Это циничное объединение: про кого говорят, давайте на нем и похайпуем.
А идеологически они на разных полюсах. Одни — чистые буржуа-капиталисты, которые борются за перераспределение доходов в свою пользу, вторые, по идее, должны думать о развитии страны с коммунистической точки зрения.
Круглый стол оппозиции по наблюдателя. Фото: Кадр с трансляции Newsbox24.tv
— То, что оппозиция собирает наблюдателей — это хорошо, — считает политолог Петр Ханас. — Но их целью является не обеспечение законности и прозрачности избирательного процесса. Их целью, на мой взгляд, является раскачивание общественного мнения по поводу угрозы фальсификации выборов. Наблюдение — это специализированная профессиональная деятельность по обеспечению законности в период голосования. Наблюдателей надо инструктировать, обучать, привлекать юристов, арендовать площади — это все стоит немалых денег и труда.
Из всего вышесказанного напрашиваются два умозаключения. Во-первых, приморские коммунисты готовы получать плюсы от сотрудничества со штабом Навального в виде протестных голосов, но лишь до той поры, пока это не угрожает их партийной принадлежности. Бренд КПРФ для них остается первичным, как единственный путь беспроблемно войти в избирательную кампанию. Учитывая, что владивостокские коммунисты втянулись в повестку еще одного опального политика — Михаила Ходорковского — этот путь для них становится рискованно узким и скользким.
Во-вторых, провластные структуры создают инструменты для заведомой легитимизации итогов выборы, оппозиция — для их заведомого оспаривания. Можно точно сказать, что мы вступили в новую стадию подготовки к избирательной кампании 2021 года, которая насытит повестку более яркими и резонансными событиями.
"Весь город в заднице: конкурсная комиссия и депутаты ни при чем"
В начале прошлой недели скамейка предполагаемых сменщиков главы Владивостока Олега Гуменюка пополнилась вице-губернатором Константином Шестаковым. Он сразу вырвался в фавориты этой призрачной информационной кампании, то ли по праву новичка, то ли по своим профессиональным качествам (молодой технократ, человек-функция, проявивший себя на ниве туризма и привлечения инвестиций). Правда, сама кампания, запущенная после январского снегопада, чрезвычайно затянулась.
Константин Шестаков. Фото: ИА PrimaMedia
— Пока не произошла отставка Гуменюка, говорить о возможных кандидатах на этот пост означает ситуацию из конструктивной превращать в балаган, — считает Петр Ханас. — У нас есть действующий мэр, который избран конкурсной комиссией. Правильно или неправильно — другой вопрос. Проблема в том, что сегодня нет механизмов ответственности за принятые решения по главе. Конкурсная комиссия два года назад чего-то там сделала, Гордума проголосовала — победил Гуменюк. Весь город в заднице: конкурсная комиссия и депутаты ни при чем.
К тому же, если взглянуть на список предлагаемых кандидатов, становится очевидным, что для большинства из них, если не для всех, переход в мэрию Владивостока станет очевидным карьерным даунгрейдом. Половина из них — вице-губернаторы с имиджем профессионалов и отличным портфолио. В то время как должность мэра Владивостока, по сложившейся практике, способна испортить любое портфолио и иссушить любой административный вес. Другая половина — действующие мэры приморских городов. Находятся на своем месте, в равновесии с региональными и местными элитами, зарекомендовали себя на территории и, если и метят куда-то выше, то вряд ли в столицу ДФО — по обозначенным выше причинам.
Стоит вспомнить, что Олег Гуменюк также заходил в мэрию не с худшим бэкграундом и без яростного народного сопротивления. Да еще и с губернаторским благословением, выраженным в материальной форме. Никогда еще над Владивостоком не проливался такой ливень из региональных и федеральных траншей. Складывалось впечатление, что глава Приморья женит город на приданом. А что вышло в итоге?
— Должность главы Владивостока может быть желанна и притягательна для людей, которые абсолютно не понимают особенностей работы на этом посту, — считает Петр Ханас.
— Это адский труд, очень ответственный, рискованный, потому что тебя критикуют все, на тебе целый город, за тобой наблюдают ФСБ и прокуратура, общественники, журналисты, политические партии, все, кому не лень, и экономических эффектов для себя особых нет.
В то время, пока новые медиа поддерживают слухи о скорой отставке мэра, постоянно перенося сроки и вводя новые персоналии, Олег Гуменюк продолжает исполнять свои полномочия. Как в той притче — если постоянно кричать "инсайд! инсайд!" в отсутствии такового, скоро на это просто перестанут обращать внимания. Опыт показывает — еще пара недель коммунального спокойствия и слухи об отставке мэра забудутся сами собой. Естественно, до следующего тайфуна/шторма/снегопада. Ну или до следующего крупного уголовного дела, которыми администрация дальневосточной столицы обрастает в последнее время.
Просто детский сад
Вот и на прошлой неделе во Владивостоке возбуждено еще одно уголовное дело, касающееся мэрии Владивостока. На этот раз — о халатности при реализации национального проекта "Демография". После прокурорской проверки было установлено, что три детских сада в столице ДФО (в районе улиц Кипарисовой, Крыгина и в микрорайоне "Снеговая падь") до сих пор не введены по причине отсутствия надлежащего контроля со стороны заказчика за выполнением работ и непринятием мер по устранению недостатков. Ущерб администрации города составил более 43 млн рублей.
Тут можно вспомнить серию задержаний высокопоставленных чиновников (вплоть до начальника) управления муниципальной собственности мэрии, которое курирует первый вице-мэр Наталья Соколова. И недавнее дело о халатности при наделении землей многодетных семей. Тогда эксперты говорили, что пристальное внимание надзорных органов к администрации города может свидетельствовать об отмашке, данной силовикам по мэрии. Если это действительно так, то новое уголовное дело вполне очевидно поддерживает данный тренд.
Политический обозреватель ИА PrimaMedia Сергей Петрачков.