Денис Саланин впервые познакомился с кикшерингом (автоматизированной арендой электросамокатов) в Париже, "загорелся" и спустя какое-то время решил внедрить его во Владивостоке. Значительное содействие реализации проекта оказал центр "Мой бизнес". Это и юридическая помощь, и "Школа предпринимательства", и другие услуги, которые уже помогли воплотить в жизнь немало интересных и важных для города бизнес-идей. А кикшеринг — именно такой проект. Он может украсить Владивосток, сделать его жителей ещё мобильнее и добавить "плюс одни балл" к впечатлениям его гостей. Денис Саланин рассказал ИА PrimaMedia о старте во время пандемии, бизнес-опыте и специфике местного рынка.
Просто нажимаешь на ручку газа
— Денис Алексеевич, кикшеринг самокатов — экзотический бизнес для нашего города. Расскажите, что он собой представляет, и как родилась идея развивать это направление во Владивостоке?
— Кикшеринг или автоматизированная аренда электросамокатов — сервис, который появился сравнительно недавно и сейчас очень активно развивается. Вы арендуете самокат для развлечений или в качестве так называемого транспорта "последней мили", если нужно быстро добраться до офиса или кафе — куда угодно.
Система индивидуальной мобильности позволяет перемещаться по городу без пробок, без вреда для экологии. Не надо крутить педали. Просто нажимаешь на ручку газа, и электромотор приводит самокат в движение.
![Саланин Денис — организатор проекта](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/2403/2402062.jpg)
Саланин Денис — организатор проекта. Фото: Предоставлено Денисом Саланиным
Для многих жителей Москвы, Санкт-Петербурга стало привычным по утрам проезжать на самокате пару кварталов от станции метро до места работы. Эта система очень популярна в крупных мегаполисах. Я впервые познакомился с ней в Европе, и она серьёзно меня заинтересовала.
— В чём принципиальное отличие от обычной аренды?
— Во-первых, не нужно ни с кем контактировать, ехать в определенную точку и стоять в очереди. Вы просто устанавливаете и запускаете приложение BusyFly (6+), доступное на IOS и Android, регистрируетесь, привязываете к нему свою платежную карту и пользуетесь услугой. Приложение показывает ближайшие электросамокаты, свободные для аренды. Вы бронируете наиболее удобный для вас и выбираете тариф. Если находитесь непосредственно рядом с самокатом, то можете активировать его за пять секунд на месте, используя QR-код на нём. После начала аренды приложение автоматически фиксирует время и пробег, а по завершению автоматически списывает средства с платежной карты строго согласно выбранному тарифу. Система проста, прозрачна и очень удобна. Если возникнут вопросы — всегда на связи служба технической поддержки.
— Когда идея начала воплощаться в жизнь?
— Это было летом 2020 года, в самый разгар пандемии. Мы выбирали из двух вариантов — ждать, пока ситуация с коронавирусом разрешится или действовать сейчас. Сначала даже провели маркетинговое исследование с привлечением ребят из школы экономики и менеджмента ДВФУ, насколько этот сервис может быть интересен нашей аудитории. Хотя к тому моменту я уже понимал, что с высокой долей вероятности перспективы есть. Результаты исследований это подтвердили. И мы решили попробовать — сначала запустить кикшеринг на территории кампуса ДВФУ, которая хорошо для этого подходит по многим параметрам. С реализацией пилотного проекта помог центр "Мой бизнес".
Максимально близко к практике
— Центр "Мой бизнес" сравнительно недавно заявил о себе в качестве помощника для предпринимателей. Насколько реальна и доступна эта помощь? В чем она выражается?
— Это большое количество услуг: от консультирования до продвижения на разных площадках. Летом 2020 года я начал глубже погружаться в тему предпринимательства, и мне было интересно все. Это был принципиально новый опыт в совершенно другой отрасли, приходилось многому учиться.
В центре "Мой бизнес" мы получили услуги в формате разных консультаций — в частности, по юридическим вопросам и СММ. Затем была целая серия вебинаров и обучение в "Школе предпринимательства" (18+). Все консультации и мероприятия, в которых я принимал участие, оцениваю очень высоко. Это реально полезно именно с практической точки зрения.
— Какая юридическая помощь вам требовалась на тот момент?
— Сложностей как таковых не возникало, но были вопросы. Для пилотного проекта мы закупали сертифицированную продукцию одного из мировых лидеров по производству электросамокатов NineBot Max. Ориентировались на надежность и износоустойчивость, ведь одно дело — самокат для личного пользования и совсем другое — для кикшеринга. Пользователи меняются, электротранспорт используется более активно, да и наш специфический рельеф тоже стоит учитывать.
Самокат должен как можно дольше работать без подзарядки и обладать достаточной мощностью, чтобы без особого труда заезжать на горку. Кроме поставки оборудования потребовалось заключить лицензионный договор с рядом условий, которые я не мог оценить до конца. Юридическая служба центра "Мой бизнес" помогла это сделать абсолютно бесплатно. Юрист оценил качество договора, разложил по пунктам возможные риски, дал рекомендации, в какой редакции составить договор, чтобы их минимизировать, и чтобы у сторон были паритетные условия работы. Считаю, мы очень хорошо справились. Эту услугу я заказывал и в дальнейшем, когда возникли юридические вопросы по аренде самокатов через приложение.
— Хотелось бы спросить о "Школе предпринимательства". Сейчас очень много подобных платных школ, курсов, семинаров, вебинаров, гайдов, марафонов и тренингов. Как вы считаете, имеет ли здесь преимущества бесплатное обучение в качестве господдержки?
— Что касается центра "Мой бизнес", то я высоко оцениваю его вклад в развитие малого предпринимательства в регионе. У меня уже внушительный опыт в этом плане. Я принимал участие в образовательных мероприятиях центра, связанных и с финансовой частью ведения бизнеса, и с личностным ростом — в области "софт скилс", управления персоналом.
Это колоссальный опыт от профессионалов. Буквально на прошлой неделе завершилось обучение в "Школе предпринимательства", где мне тоже очень понравилось, так как весь процесс был по максимуму привязан к практической части.
Школа представляет собой несколько дней интенсива с утра до вечера. Будь то начинающий бизнесмен или человек, который только думает заняться бизнесом, он получит комплексные знания по важным для него аспектам. От банальных вещей — заведение расчетного счета в банке, бухгалтерия, финансовый учет, чтобы понимать, сколько у него денег и сколько он потратит, — до расчетов рентабельности и работы с персоналом. Он узнает, как юридически правильно оформить сотрудников на работу, как рассчитать страховые взносы.
Затем момент маркетинга — как продвигать свои товары и услуги. Важная цель обучения — помочь предпринимателю найти инструменты, которые он сразу сможет применить в своем деле. Это классно, ведь можно гореть идеей, но не знать, как начать ее реализовывать или проколоться на нюансах. Кроме того, в школе расскажут о возможных источниках финансирования — льготных кредитах, грантах. Да и "учителя" заслуживают внимания — директор Гарантийного фонда Приморского края Ксения Плетцер, кандидат экономических наук, практикующий финансовый консультант Максим Кривелевич. Далеко не каждый платный интенсив может сравниться с такой программой.
"Русские горки"
— У вас есть конкуренты во Владивостоке?
— Нет. Полагаю, это связано в первую очередь со сложностью нашего рельефа и уровнем развития инфраструктуры индивидуальной мобильности. Для сравнения: в Хабаровске широкие бульвары, удобные скаты, огромная набережная, в части инфраструктуры рынок более подготовленный. Но я уверен, что несмотря на определенные сложности во Владивостоке данный сервис приживется.
— Но ведь Владивосток совсем не такой. Это же второй "Сан-Франциско" с "русскими горками" плюс качество наших дорог. Не помешает ли эта специфика?
— Рельеф — действительно существенный нюанс. Он во многом является причиной узких дорог и тротуаров, да и проблему вандализма никто не отменял. Но все-таки в городе есть достаточно мест, подходящих для кикшеринга. Мы уже поработали на территории кампуса ДВФУ, на набережной Цесаревича. Опыт только положительный. Почти 2 тысячи пользователей зарегистрировались в нашем приложении, люди хотят пользоваться этим сервисом.
Конечно, целые районы кикшерингом не охватишь, так что придется действовать точечно. Например, хорошая локация — "тропа здоровья". Если сделать велодорожку от набережной Цесаревича до "тропы здоровья" (а такой вариант рассматривался в администрации города), то получится сквозная экскурсия по центральной части Владивостока. Допустим, вы берете самокат на Цесаревича, проезжаете подводную лодку, штаб флота, выезжаете на Фокино, едете по "тропе здоровья". К слову, электросамокат достаточно мощный, чтобы поднять вас даже в крутую горку от станции ТОФ до улицы Тигровой. Такой маршрут будет интересен и жителям, и гостям города.
— Нельзя не спросить об инвестициях. Ведь вам придется инвестировать и в инфраструктуру? Во Владивостоке уже много лет говорят о создании стоек для велосипедов, но пока подвижек нет.
— Инвестиции зависят от размаха — идет ли счет на миллионы или десятки миллионов. Основные статьи затрат — это оборудование, найм сотрудников, обеспечение инфраструктуры, обслуживание самокатов — текущий ремонт, покупка запчастей. В некоторых городах инфраструктуру создают в рамках программ развития городских территорий — формируют велодорожки, устанавливают стойки, где можно парковать и велосипеды, и самокаты.
Во Владивостоке таких условий пока нет. Но мы готовы инвестировать в стойки, сделать специальные таблички с надписями на разных языках для иностранных туристов (кстати, наше приложение доступно и в англоязычной версии). Пандемия заканчивается, а наличие подобного сервиса — всегда плюс к облику туристического города. В администрации это понимают. Там в курсе нашего проекта и оценивают его очень позитивно. Мы, в свою очередь, готовы подключиться к работе по развитию территорий.
Вопрос времени
— Какие ваши ближайшие планы?
— В этом году планируем увеличить количество локаций и количество самокатов в этих локациях. Сервис будет по-прежнему работать в кампусе ДВФУ. Так же хотим запустить его на Цесаревича и в центральной части города. Очень "экологично" он может вписаться на территории "Приморского океанариума". Однако сроки зависят от договоренностей с администрацией города и управляющими организациями локаций.
Возможно, привлечем дополнительное финансирование через Микрокредитную компанию "Фонд развития предпринимательства и промышленности Приморского края". Это подразделение центра "Мой бизнес", которое предлагает предпринимателям очень хорошую льготную ставку по кредитам в качестве меры поддержки. Плюс содействие малым предприятиям оказывает Гарантийный фонд Приморского края. Инструменты очень интересные. Мы ими пока не пользовались, но сейчас активно с ними знакомимся.
— Денис Алексеевич, как вы считаете, Владивосток — достаточно продвинутый, чтобы в полной мере оценить преимущества кикшеринга? Конечно, люди на самокатах встречаются всё чаще, но сложно, например, представить человека в деловом костюме, спешащего в офис на экологичном транспорте.
— Я думаю, это вопрос времени. Вспомните, какое-то время рюкзак считался исключительно атрибутом только школьников и молодежи. Сейчас, если посмотреть на мегаполисы, люди любого возраста ходят с рюкзаками, потому что это очень удобно. С самокатами — та же самая история. Молодежь активно интересуется новинками, но среди двух тысяч человек, которые воспользовались нашим сервисом, — люди разного возраста. Причем мы проработали всего два месяца в тестовом режиме — сентябрь и октябрь.
Отмечу, мне этот проект интересен не только с финансовой точки зрения. Он должен стать украшением нашего города и сделать мобильнее его жителей. А наши гости будут видеть, что Владивосток — активный, энергичный и современный, поскольку не отстает от новейших мировых трендов. Попробуйте однажды кикшеринг, и вы поймете, о чем я говорю.
Центр "Мой бизнес" в Приморском крае
Главный офис:
Владивосток, Тигровая, 7
тел. 8 (423) 279-59-09
Представительства:
Уссурийск, Тимирязева, 29
тел. 8 (423) 437-23-72
Арсеньев, Ломоносова, 24
тел. 8 (423-61) 5-31-31, 8 (423-61) 4-78-17
Находка, Школьная, 4
тел. 8 (423-6) 64-05-04
Дальнегорск, Сухановская, 1
тел. 8 (423-73) 2-71-69
Лесозаводск, Пушкинская, 36
тел. 8 (423-55) 2-84-28
Артем, Красноармейская, 2
тел. 8(4234) 372-372
Узнавайте больше о мерах поддержки и регистрируйтесь на мероприятия центра "Мой бизнес" на портале mb.primorsky.ru
Следите за новостями, участвуйте в конкурсах и общайтесь в социальных сетях @cpp25rus
Задавайте вопросы в WhatsApp (12+) по номеру +7 950 293-96-63
Материал подготовлен в рамках совместного медиа-проекта центра поддержки предпринимателей "Мой бизнес" в Приморском крае и ИА PrimaMedia. "Мой бизнес" рассказывает о том, какую поддержку в регионе могут получить компании МСП, индивидуальные предприниматели и те приморцы, которые только решили начать свое дело, а также — об историях успеха и секретах бизнеса по-приморски.