Алексей Магаляс: Участие в конкурсе "Золотое перо Приморья" ценно для молодых специалистов
10:17
Автогонки на льду в Приморье не состоялись из-за вмешательства прокуратуры
10:10
ГАИ анонсировала масштабные рейды в Приморье
09:55
В Партизанске автобус застрял из-за гололеда: прокуратура начала проверку
09:49
Экс-замначальника ГИБДД в Приморье обвиняется в получении взятки и превышении полномочий
09:36
В Приморье разрабатывается методика безопасного отпугивания тигров
09:20
Приморье встретит пятницу без осадков и с умеренным северным ветром
09:18
"Малый порт" в Находке за 2024 год сформировал 423 состава отправительских маршрутов
09:10
Триллер в Астане: "Адмирал" переиграл "Барыс" в серии буллитов
08:54
В России упростят процесс оформления ДТП без ГИБДД
07:11
Дальний Восток 24 января. Родился командир атомной подводной лодки "К–212" Алексей Гусев
07:00
Прокуратура добилась восстановления прав пенсионерки из Партизанска
23 января, 18:07
Полиция раскрыла детали смертельного ДТП на Снеговой во Владивостоке
23 января, 17:32
Начало года ознаменовалось резким ростом цен
23 января, 17:02
Житель Спасска-Дальнего привлечен к ответственности за укус собаки на самовыгуле
23 января, 17:02

Что посмотреть и почитать на тему Гражданской войны на Дальнем Востоке

Своими рекомендациями поделились участники дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия"
Заседание дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия" Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Заседание дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия"
Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

О кинематографе на тему Гражданской войны первым заговорил член-корреспондент РАН, директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Николай Крадин. Он перечислил выдающиеся, по его мнению, картины: "Сердце Бонивура" (12+), "Пароль не нужен" (12+), "Поговорим, брат" (12+). 

Напомним, что организаторами дискуссионной площадки являются Приморское отделение Союза журналистов России и Дальневосточное отделение Российской академии наук.

Основная задача дискуссионного клуба — создание сообщества экспертов, которые хотят и могут менять Дальний Восток к лучшему. Анализируя историю региона, геополитические особенности, экономическую ситуацию и другие факторы, влияющие на развитие территории, участники круглых столов предлагают конкретные решения, способные благотворно повлиять на будущее не только Дальнего Востока, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Юрий Гончаров отметил, как символичен тот факт, что заседания Дискуссионного клуба проходят в здании бывшего кинотеатра "Комсомолец", в некогда красном зале кинотеатра. Упомянутые Николаем Крадиным фильмы он тоже высоко оценивает.

Юрий Гончаров

Юрий Гончаров. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia

—  Это было кино победителей. Кино, которое совершенно четко шло параллельно идеологическим установкам. Оно было посвящено героизированным людям. Всё было четко понятно: вот белые, вот красные. 

Многие фильмы, посвященные этому периоду, сняты по книгам. На съемки сериала "Пароль не нужен" я сам ходил ещё маленьким мальчиком. Наверняка многие из присутствующих знают о фильме "Юность наших отцов" (12+) по мотивам романа А. Фадеева "Разгром" (16+).  Есть ещё фильм "И на Тихом океане…" (12+), снятый по мотивам пьесы В. Иванова "Бронепоезд 14-69" (12+). Можно в этой связи сказать о "Даурии" (16+) Константина Седых. Фильм произвел на меня гораздо большее впечатление, чем книга. 

Были и героико-приключенческие фильмы о тех временах, так называемые истерны, которыми занималась свердловская студия: "Конец императора тайги" (16+), "Не ставьте лешему капканы" (12+). К качеству могут быть вопросы, но нам, мальчишкам, это нравилось. И, конечно, мы были за красных! Когда вставало красное солнце в фильме "Неуловимые мстители" (6+), у меня к горлу подкатывал комок, — рассказал Гончаров.

По словам эксперта, знания современных школьников он оценивает пессимистично и считает, что вряд ли кто-то из них сможет отличить маршала Василия Блюхера от Гебхарда Леберехта Блюхера, командующего прусскими войсками. 

Юрий Гончаров также отметил, что в ситуации роста оппозиционных настроений и призывов выходить на улицы подросткам особенно важно рассказывать о том, к каким непоправимым последствиям может привести гражданская война. 

— Последнее, что я хотел бы добавить: очень жаль, что у нас нет своей киностудии, где мы могли бы снимать кино о Гражданской войне. Ведь эти события закончились именно здесь, на Тихом океане. Кино, как верно подметил Ленин, является для нас важнейшим из искусств, — добавил Гончаров.

Тему отображения Гражданской войны в искусстве продолжил писатель Василий Авченко.

— По принципу, который сформулировал ещё Оруэлл, прошлое имеет свойство меняться. Есть такой замечательный фильм Карена Шахназарова — "Город Зеро" (16+), там звучал лозунг "В правде истории — наша сила". И под этим лозунгом герой Евстигнеева нес какую-то псевдоисторическую чушь. Наша задача — не допускать этого. 

Киностудий нам действительно не хватает, хотя есть свои драматурги и сценаристы. Юрий Гончаров и Виктория Костюкевич пишут пьесы, которые ставятся в приморских театрах, — заметил Авченко.

Василий Авченко

Василий Авченко. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia

По мнению Василия Авченко, Первая мировая война "попала в тень" революции и Гражданской войны.

— Конечно, абсолютизировать в этом вопросе не надо. Первая мировая война представлена в произведениях Алексея Толстого, Михаила Шолохова и многих других. Однако у нас абсолютно великая литература Гражданской войны.

Если говорить о "красной" стороне, то это, конечно, Фадеев — "Разлив" (12+), "Разгром", "Против течения" (12+), "Последний из удэге" (16+). Это полузабытый писатель, автор одной книги Виктор Кин, он написал замечательный роман "По ту сторону" (12+), который тоже был экранизирован.

Были и "белые" авторы, которых в советское время не печатали, а в последнее время их издавал "Рубеж". Я имею в виду, прежде всего, Арсения Несмелова и Михаила Щербакова, который описал Владивосток периода последнего "белого" правительства, — вспомнил Авченко.

Писатель отметил, что сохранились также документальные и художественные свидетельства иностранцев, которые бывали на Дальнем Востоке в качестве интервентов. Так, во Владивостоке между двумя российскими революциями побывал Сомерсет Моэм в качестве английского шпиона. Известен французский интервент, писатель и сценарист Жозеф Кессель, а также английский писатель Джерхарди, который тоже был интервентом и упомянул Владивосток в своей книге под названием "Тщета".

— Может быть, стоит подумать о каком-то книгоиздательском проекте, в котором можно собрать лучшие тексты и "красных", и "белых", и иностранных интервентов. Сделать вступительную статью, добавить комментарии. Я готов в этом участвовать, — добавил Авченко.

Напомнил писатель также о романе Леонида Юзефовича "Зимняя дорога" (16+), в котором описываются события Гражданской войны на Дальнем Востоке. 

— Юзефович очень качественно исследует эту тему и мудро расставляет акценты, без перегибов. Настоятельно рекомендую прочитать эту книгу. Очень надеюсь, что такой подход — взвешенный и мудрый — будет преобладать, — подытожил Василий Авченко.

Напомним, что в экспертной встрече приняли участие заместитель председателя ДВО РАН, заведующий Центром глобальных и региональных исследований Института истории ДВО РАН Виктор Ларин, председатель Думы Владивостока Андрей Брик, член-корреспондент РАН, директор ИИАЭ ДВО РАН Николай Крадин, и.о. директора Департамента внутренней политики Приморья Ольга Ивченко, заместитель директора Музея Истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева по научной работе Анжелика Петрук, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИИАЭ ДВО РАН Татьяна Позняк, писатель и журналист Василий Авченко, программный директор кинофестиваля "Меридианы Тихого" Юрий Гончаров и другие. Модератором экспертной площадки выступил председатель Приморского отделения Союза журналистов России Виктор Суханов.

219410
43
37