Узнать о чае и обыграть друзей в маджонг: T2 дарит приморским клиентам больше этой зимой
17:16
В жилых домах Владивостока провели дератизацию. Как и чем травят грызунов?
17:03
Память жителей блокадного Ленинграда почтили в Приморье
16:45
За избиение соседской собаки железным ломом приморца ждет суд
16:33
Из-за снежного шторма 28 января в школах Владивостока ввели свободное посещение
16:12
Первая скрипка Приморской Мариинки – Эмиль Яковлев
15:30
Приморье ждут метели и морозы: прогноз погоды на последнюю неделю января
15:30
Дума Артема готовится переизбрать главу: где в Приморье ждать новых мэров
15:21
Антон Волошко: Историческая память — в культурном коде нашего народа
15:19
Эффективное решение для онлайн-подготовки выпускников к ЕГЭ запустили в Приморье
15:10
Приморцы передали более 600 единиц оружия для бойцов СВО
14:45
В Артеме пожар охватил частный дом и надворные постройки
14:25
Теперь при регистрации бизнеса в ВТБ можно открыть расчетный счет дистанционно
14:22
Главный синоптик Приморья рассказал, как пережить снегопад и "китайские" морозы
14:10
Чистота во время стройки — со строительным пылесосом это легко
14:00

Иван Рыбачук: взгляд из прошлого в будущее

Авторская рецензия на юбилейные выставки, приуроченные к столетию со дня рождения выдающегося дальневосточного художника
27 апреля 2021, 16:00 Общество
Иван Рыбачук: взгляд из прошлого в будущее Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Иван Рыбачук: взгляд из прошлого в будущее
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Весна этого года ознаменована открытием во Владивостоке двух юбилейных выставок, приуроченных к столетию со дня рождения выдающегося дальневосточного художника, почетного академика Российской академии художеств, заслуженного художника Российской Федерации, народного художника Российской Федерации Ивана Васильевича Рыбачука (1921-2008). 

Иван Рыбачук: взгляд из прошлого в будущее

Иван Рыбачук: взгляд из прошлого в будущее. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Приморская государственная картинная галерея со 2 апреля по 9 мая 2021 года распахнула двери Бордового выставочного зала (Партизанский проспект, 12), представив выставку "Народный художник Иван Рыбачук. Живопись. К 100-летнему юбилею" (куратор выставки Людмила Варламова), следом, на период с 16 апреля по 30 июля 2021 года, залы Главного корпуса Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева (ул. Светланская, 20) открылись для посетителей выставкой "Иван Рыбачук. Призвание — Дальний Восток" (куратор выставки Ольга Зотова, менеджер монтажа Светлана Воронина. архитектура и дизайн Василия Корнеева, графический дизайн Евгении Куликовой).

В памяти современников и потомков творчество И.В. Рыбачука неразрывно связано с дальневосточными сюжетами и образами, которые успешно раскрывались мастером в пейзаже, портрете, сюжетно-тематическом бытовом жанре и натюрморте. Во многом благодаря именно его работам население Советского Союза, да и весь мир смогли познакомиться с уникальной природой Дальнего Востока и Крайнего Севера, обладающей завораживающей, суровой и одновременно с тем хрупкой красотой, раскрывающейся далеко не каждому; с людьми, живущими в сложных условиях, отложивших отпечаток не только на их суровый внешний облик, но и характер. На полотнах В.И. Рыбачука мы видим тех, кто гордо называл себя северянами и дальневосточниками — коренными жителями, романтиками-первооткрывателями, людьми, не боящимися трудностей и тяжелой, сопряженной с риском работы, ценящих прежде всего верность слову, стойкость и силу духа. 

Иван Рыбачук: взгляд из прошлого в будущее

Иван Рыбачук: взгляд из прошлого в будущее. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Работы И.В. Рыбачука хранятся в музеях и частных собраниях России и за рубежом. Приморская государственная картинная галерея (Владивосток), Дальневосточный художественный музей (Хабаровск), Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева (Владивосток), Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО" (Москва), Магаданский областной краеведческий музей (Магадан), Сахалинский областной краеведческий и художественный музей (Южно-Сахалинск), Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия, Якутск), Художественный музей имени Фэнюэ (Китай, Харбин), Музей Тихоокеанского военно-морского флота  (Владивосток), Музей истории морского государственного университета имени Г.И. Невельского (Владивосток) — вот далеко не весь перечень музеев и галерей, хранящих в своих фондах работы художника. 

Сейчас у жителей и гостей города есть уникальная возможность увидеть в стенах Приморской государственной картинной галереи и Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева произведения не только из их собственных фондов, но и работы, предоставленные дальневосточными государственными и ведомственными музеями, частными собраниями, в том числе, и семьей художника. 

Художественный Владивосток на это время стал своеобразной Вселенной Ивана Рыбачука. Многочисленные образные и тематические параллели делают две экспозиции единым целым, перенося жителей на Чукотку, Камчатку и Курильские острова, на улицы старого Владивостока и в мастерскую художника, знакомя с жизнью моряков и рыбаков, пограничников и творческой интеллигенции. Среди притягивающих взгляд и объединяющих элементов назовем два варианта двух работ, которые представлены и в Галерее, и Музее:  "Мать Удэге" (1973, холст, масло, ПГКГ (Галерея); и 1978, холст, масло, собственность семьи художника (Музей)) и "Сын Чукотки" (1954, холст, масло, ПГКГ (Галерея) и  1954, холст, масло, Магаданский областной краеведческий музей (Музей)). В то же время каждая выставка обладает уникальной концепцией и манерой подачи творчества знаменитого художника, что позволяет экспозициям дополнять друг друга, раскрывая разные грани жизни мастера. 

Иван Рыбачук: взгляд из прошлого в будущее

Иван Рыбачук: взгляд из прошлого в будущее. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Строгость и торжественность Бордового выставочного зала Галереи формирует пространство выставки "Народный художник Иван Рыбачук. Живопись. К 100-летнему юбилею" и подчеркивает ее юбилейный характер. Представленные здесь более сорока лучших живописных работ мастера из собрания Галереи и частных коллекций, становятся своеобразными окнами в "другой мир": из академических цивилизованных стен зритель попадает в малообжитые места Крайнего Севера и Дальнего Востока, сталкивается с суровой жизнь моряков и строителей-дальневосточников. 

Таковы "Рыбацкий край" (1974, холст, масло, ПГКГ), "Морской пейзаж (Авачинская губа). Этюд" (не позднее 1966, картон, масло, ПГКГ), "Бухта Русская. Камчатка" (1961, картон, масло, ПГКГ), "В посёлке Лорино" (1955, картон, масло, ПГКГ), "На Чукотке" (1956, холст, масло, собственность Л.Н. Бочарова), "На охоте. Китобоец" (1957, собственность О.О. Четвёркина), "Зимний пейзаж с сороками" (1970, картон, масло, собственность семьи художника), "Приказ “На границу”" (не позднее 1966, картон, масло ПГКГ) и многие другие. Герои Крайнего Севера и Дальнего Востока представлены на выставке и в портретном жанре: "Строитель Чукотки" (1966, холст, масло, ПГКГ), "Портрет зверобоя" (1983, холст масло, ПГКГ), "Молодой матрос" (1972, холст, масло, ПГКГ) Портрет гарпунёра Курамагометова" (1957, холст, масло, ПГКГ), "Портрет раздельщика китов Ф.А. Бугера" (1961, холст, масло, ПГКГ), "Молодой художник БАМа" (не позднее 1982, холст, масло, ПГКГ). Трогательные образы жителей Крайнего Севера представлены работами "Чукчаночка" (1954, холст, масло, ПГКГ), "Чукотские октябрята" (не позднее 1975, картон, масло, ПГКГ) и "Застенчивая" (1968, холст, уголь, собственность А.А. Даценко).

Интересным решением организаторов выставки стала подача творчества художника через восприятие его коллегами по художественному цеху: между работами помещены таблички с воспоминаниями В.Н. Погребняка, В.А. Камовского, В.П. Шапранова из книги "Алеутская, 14" (автор-составитель В.Н. Погребняк, 2020). Здесь И.В. Рыбачук предстает как друг и наставник, человек, который всегда готов прийти на выручку коллеге и поддержать его в трудную минуту, тот, кто своим творчеством вдохновлял, вёл за собой и передавал свой опыт и мастерство подрастающему поколению. Благодаря  "Автопортрету" (1954, картон, масло, ПГКГ), портретам художников М.И. Таболкина (1982, холст, масло, ПГКГ)  и С.П. Ясенкова (1981, холст, масло, ПГКГ) возникает ощущение посещения творческой мастерской И.В. Рыбачука, взгляда на его творчество со стороны современников-коллег, которые помнят его как выдающегося художника и хорошего друга.

Иван Рыбачук: взгляд из прошлого в будущее

Иван Рыбачук: взгляд из прошлого в будущее. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева выставкой "Иван Рыбачук. Призвание — Дальний Восток" акцентирует внимание не только на творчестве художника, но и на разных аспектах его жизни. Удивительной линией выставки проходит связь И.В. Рыбачука не только с художниками, но и с военными-пограничниками, моряками рыбацкого и торгового флота, местной интеллигенцией, представителями коренных народов Крайнего Севера. Все это подчеркивает заслуженно полученный статус "народного художника", который признан не только в профессиональной среде, но и уважаем среди ценителей искусства и простых работяг, чей труд и непростую жизнь он воспевал в картинах.

Музей представил посетителям возможность познакомиться с уникальными документами из личных архивов художника, предоставленных семьей мастера — это награды и почетные грамоты от художественных, военных и торговых учреждений, заметки, письма, уникальные фотографии с мест творческих экспедиций, встреч с коллегами в праздники и будни, личные вещи художника. Все это наполняет экспозицию совершенно другим смыслом и позволяет увидеть не только художника, человека и личность, но и погрузиться в романтический период послевоенного освоения Дальнего Востока и Крайнего Севера в 50-80-е годы XX века. 

Интересно в этой связи организовано пространство выставки: общий светлый тон стен, покрашенные в белый цвет легкие переносные деревянные конструкции, не только удобны в эксплуатации и способны к многочисленным трансформациям, но и удивительным образом сочетаются с духом эпохи, отражают ее простоту и строгость, где все внимание уделялось содержанию, а внешней среде и форме подачи не придавалось большого значения.

Иван Рыбачук: взгляд из прошлого в будущее

Иван Рыбачук: взгляд из прошлого в будущее. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

На выставке представлены работы из фондов Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, например, "Владивосток" (1948, холст, масло), "Охотник Суляндзига. Удэге" (1973, холст, масло), "Гора Арсеньева" (1980, холст, масло), "Соза Семёнович Дункай" (1984, холст, масло),  "Остров Итуруп" (2003, холст, масло) и др.; Дальневосточного художественного музея — "Стойбище оленеводов" (1955, холст, масло), "Уходящий день" (1955, оргалит, масло), "Чукотские девушки" (1955, холст, масло), "На корме" (1964, картон, масло), "Застава в горах" (1980-е, холст, масло) и др. Магаданского областного краеведческого музея — "Оленевод Чукотки — Омрынто" (1955, холст, масло), "Уванрультат — охотник" (1955, холст, масло), "Осень. Чукотка. Там, где вечная мерзлота (осень)" (1968, холст, масло), "Анадырь — порт" (1977, холст, масло), "Жуков, артист ансамбля “Мэнго”" (1977, холст, картон, масло) и др.

Особо хочется выделить представленные фонды из Музея истории морского государственного университета имени Г.И. Невельского. Здесь собрана уникальная коллекция работ, отражающих предпочтения моряков, которые видели в картинах И.В. Рыбачука "свой", узнаваемый и понятный дальневосточной мир. Таковы работы "Весна в тундре" (1970-е, холст, масло), "Встреча караванов. (Проводка)" (1970-е, холст, масло), "Камчатская осень"  (1970-е, холст, масло), "Новый Анадырь (пролив Анадырь)" (1970-е, холст, масло), "Утро в провиденческом порту (порт Провидение)" (1970-е, холст, масло),  "Курильская рябина" (1970-е, холст, масло), "Пролив Беринга" (1974, холст, масло), "Петропавловск-Камчатский (Ковш Петропавловский)" (1964, холст, масло).

Иван Рыбачук: взгляд из прошлого в будущее

Иван Рыбачук: взгляд из прошлого в будущее. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Наряду с живописными произведениями, большую лепту в раскрытие творческого метода художника вносят графические работы, большая часть которых находится в коллекции семьи художника. Например, портреты пограничников (Муртаева Ризабека, Петухова А.В., Максимова А.М.), многочисленные эскизы и наброски моряков: "Китобой", "Матрос", "Рулевой", "В море" и т.д., выполненные на бумаге карандашом, фломастером, сангиной.

Таким образом, выставки "Народный художник Иван Рыбачук. Живопись. К 100-летнему юбилею" и "Иван Рыбачук. Призвание — Дальний Восток", работающие во Владивостоке параллельно, предоставляют шанс познакомиться с разносторонней творческой личностью И.В. Рыбачука. Обе выставки уникальны и дополняют друг друга, они показывают художника как мастера, коллегу, друга, учителя, наставника, а также как человека своей эпохи, того, кто своими работами говорит о гордости за родной край, о восхищении людьми, которые его окружают. Каждый посетитель выставок находит здесь "свой" сюжет. Творчество И.В. Рыбачука не устаревает, оно несет в себе заряд созидательной энергии, отражает свободный дух Дальнего Востока, воспитывающий волевых, сильных личностей, передает любовь к окружающей природе, человеку, приносящему пользу обществу и своей стране.

Иван Рыбачук: взгляд из прошлого в будущее

Иван Рыбачук: взгляд из прошлого в будущее. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Справка о рецензенте: Наталья Федоровская — доктор искусствоведения, директор департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ

Член ассоциации музыковедов American Musicology Society с 2005 года. Эксперт комиссии "Культура, искусство и дизайн" Российского совета олимпиад школьников с 2015 года. Член-корреспондент РАЕ с 2015 года. 

Читаемые курсы: "История искусств", "Теория и практика написания научных исследований в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах", "Научно-исследовательская работа", Научно-исследовательский семинар "Диссертационные исследования в ДПИ и НП"",  "Тенденции современного искусства".

Автор более 130 публикаций, из них две монографии, три учебных пособия, более 40 научных статей. 

84655
43
37