О самочувствии спорта в Приморском крае на заседании дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия" (12+) высказался управляющий спортивным обществом "Динамо" Эдуард Сандлер.
Напомним, что основная задача дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия", созданного Приморским отделением Союза журналистов России и Дальневосточным отделением Российской академии наук, — создание сообщества экспертов, которые хотят и могут менять Дальний Восток к лучшему. В прошлый раз разговор шел о событиях Гражданской войны на Дальнем Востоке и их отражении на нашей действительности. Темой апрельского заседания стала дальневосточная молодежь, которая, к сожалению, не задерживается на Дальнем Востоке. А хотелось бы всё-таки её задержать. В хорошем смысле слова и, естественно, мягкими методами — привлечь ее, а не впрячь в ярмо.
Спортивный функционер Эдуард Сандлер рассказал о своей спортивной карьере и многочисленных перипетиях. По его мнению, самореализоваться в сфере спорта приморской молодежи сложно.
— Не знаю, к сожалению или к счастью, но вы даете слово человеку, который будет критиковать. Я считаю, что 95% людей, выпускающихся из школы и вуза, не имеют никакого осознанного будущего и не понимают, зачем выбрали ту или иную профессию. Остальные 5% — это талантливые люди, рожденные с "меткой". А 95% массы вообще не осознает себя в современном обществе, не видит никаких внятных ориентиров, которые мы называем "социальными лифтами".
Есть люди, которые в определенный момент (в 90-е годы) получили власть, капитал, и сегодня они занимают ключевые позиции в бизнесе. Эти люди рождают детей, которые вырастают и четко понимают, какое место в обществе им отведено. Эти дети учатся в лучших вузах и в дальнейшем займут всё те же лидирующие места в бизнесе и политической конъюнктуре.
В том же СССР, насколько я имею представление, было по-другому. Если ты на физкультуре бегал быстрее всех, к тебе приходил тренер и отводил туда, где такие же быстрые, как ты. Если ты и среди них бегал быстрее всех, то ты оказывался среди лучших с региона. Мама не договаривалась с тренером, а папа не платил деньги. Ты просто бегал лучше всех.
Сегодня есть родительское лобби, лобби ряда тренеров, которые хотят власти в своем виде спорта, лобби агентов, которые хотят получить комиссию. Многое извращено. Мой личный пример показателен.
Отчим — инвалид на коляске, мама — парикмахер. Я гонял мячик и чего-то хотел. В период 90-х я сумел себя показать, прошел отбор в "Политен" (бывший Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ) — прим.ред.). Из ста человек взяли троих, включая меня. Предложили выбрать профессию и получить бесплатное образование. Самбисты пошли на юрфак, и я пошел с ними. Какой смысл был туда идти? Никакого. Тогда это было модно. Успеваемость упала: я не хотел учить римское право, я хотел играть в баскетбол за деньги, но возможности такой не было. И снова жизнь подкинула шанс: в Китае на сборах мы встретились с Андреем Спиридоновым из Москвы, капитаном ЦСКА. Он пригласил в Москву.
Я взял билет в один конец. Звоню ему из Шереметьево: "Андрей Петрович, это Эдик Сандлер, я в Москве". Спиридонов начал показывать меня командам, как обезьянку, но уровень у игроков был другой. В Москве другие люди жили, которые занимались этим в моем возрасте. Мы были лишены возможности с ними коммуницировать, тренироваться, играть — нас после распада СССР "замкнуло" на Дальнем Востоке.
Домой я вернулся в 26 лет с четко заложенным желанием, которое меня, наверное, и сейчас двигает. Я твердо решил, что изменю эту парадигму. Начал делать маленькие шаги. В 30 лет Дарькин назначил меня Министром спорта, но я не смог им стать юридически. Но я делал всё возможное, чтобы у других ребят была та возможность, которой не было у меня, — рассказал Эдуард.
В 31 год Сандлер убедил банк "Приморье" дать ему кредит и купил заброшенный детский лагерь. Его удалось восстановить и организовать там баскетбольный интернат "Спарта", где учились и тренировались подростки со всего Дальнего Востока. Среди выпускников этого интерната есть те, кто сейчас играет за 1,5 млн рублей в месяц.
— Итог всего этого: государство говорит, что Сандлер мошенник. Что "Спарта" — это система отмывания денег. Уголовное дело, реальный срок. Лагерь закрыли. Всему моему окружению показали: не надо никаких инициатив. Это страшно, опасно, и может быть идентифицировано, как угодно.
Я патриот, и я не сдаюсь. Продолжаю работу теперь уже в "Динамо". Моя работа — ходить с протянутой рукой, просить деньги у богатых на какой-нибудь ремонт спортзала, укладку паркета. У меня талант выпрашивать деньги у богатых людей, — пошутил Сандлер.
Полная запись эфира:
В мероприятии приняли участие председатель Приморского отделения Союза журналистов России Виктор Суханов, заместитель председателя ДВО РАН, зав. Центром глобальных и региональных исследований Института истории ДВО РАН Виктор Ларин, директор департамента по делам молодежи правительства Приморского края Елена Томчук, ведущий научный сотрудник ТИГ ДВО РАН Юрий Авдеев, председатель приморского регионального отделения Общероссийского общественного движения "Россия", член Общественной палаты Приморья Валентин Лабонин, заведующий кафедрой философии ДВО РАН Андрей Поповкин, журналист Илья Табаченко, управляющий спортивным обществом "Динамо" Эдуард Сандлер, экс-председатель Молодежной палаты Владивостока Александр Бондяев, директор школы №18 во Владивостоке Татьяна Дворецкая, студент 2 курса по направлению "Инфокоммуникационные технологии и системы связи" (ВГУЭС), лаборант кафедры ИТС Андрей Горбонос, ученик 11-го класса школы №73 во Владивостоке Сергей Мельников.