Новые правила энерготарифов разъяснили в Приморье: кому дорого, а кому — льготы
Читать
МВД проверяет видео с похищением группой таксистов человека в аэропорту Владивостока
Читать
Эффект ключевой ставки: стройку школы в Снеговой Пади завершит новый концессионер
Читать
Юрий Трутнев оценил ход строительства первой очереди города-спутника Владивостока
Читать
Для тех, кто не успевает оплачивать ЖКХ до 10 числа – приятный сюрприз с февраля
Читать
Захват Львов, тревога Весов и выбор Рыб: подробный гороскоп на 12 февраля
Читать
СССР для вас "тёмный лес", если 5/7 вам не под силу — ТЕСТ-ностальгия
Читать
В 14 муниципалитетах Приморья ввели особый противопожарный режим
17 февраля, 22:17
Вахта Победы: амурские железнодорожники сдают нормы ГТО и трудятся семьями
17 февраля, 19:36
МВД проверяет видео с похищением группой таксистов человека в аэропорту Владивостока
17 февраля, 19:00
Жители Приморья ответили перед судом за сбыт исторического оружия
17 февраля, 18:30
От Жигалова до Берлина. Памятная операция капитана Никанора Журавлева
17 февраля, 18:23
Суд изменил формулировку отставки экс-главы сельского поселения в Приморье
17 февраля, 18:02
Жюри конкурса на разработку названий нового мороженого "УРСА": тигр – бренд нашего края!
17 февраля, 18:00
"Транснефть – Дальний Восток" приобрело медоборудование для приморской больницы
17 февраля, 17:58
Приморские врачи предотвратили две трагедии на борту самолета
17 февраля, 17:50
Во Владивостоке завершён ремонт подпорной стены на Аллилуева – проезд открыт
17 февраля, 17:34
Новые правила энерготарифов разъяснили в Приморье: кому дорого, а кому — льготы
17 февраля, 17:31
Огнеборцы спасли маломобильную пенсионерку при пожаре в Находке
17 февраля, 17:13
Африка и Южная Америка: приморцы расширяют бизнес-контакты
17 февраля, 17:02
Эффект ключевой ставки: стройку школы в Снеговой Пади завершит новый концессионер
17 февраля, 17:01
В Артёме пьяный пассажир разгромил автобус после замечания водителя
17 февраля, 16:58

Ольга Пермякова: число обучающихся в колледжах Приморья неуклонно растет

"Качество" абитуриентов повышается: это уже не троечники, а дети, обучающиеся на 4 и 5
Ольга Пермякова RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа)
Ольга Пермякова
Фото: RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа)
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Начальник отдела профессионального образования Министерства образования и науки Приморского края Ольга Пермякова в интервью RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа) рассказала, какие специальности наиболее востребованы у приморских у выпускников и почему интерес к средне-профессиональному образованию в крае ежегодно растет.

Ольга Викторовна, какие приоритетные направления правительство Приморского края видит в области развития среднего профессионального образования региона?

— Перед системой среднего профессионального образования действительно стоят большие задачи по подготовке высококвалифицированных кадров для приоритетных отраслей социально-экономического развития Приморья. Эти отрасли определены стратегией СЭР края до 2030 года. В нее вошли промышленность, судостроение и судоремонт, сельское и рыбное хозяйство, нефть и газ, нефтепереработка, энергетика и туристический комплекс. Эти профессии и специальности реализуются в профессиональных образовательных учреждениях нашего региона. Губернатором поставлена задача, определить опорные колледжи. Начиная с 2020 года, мы формируем пул учебных заведений, которые будут специализироваться на подготовке кадров по этим направлениям.

Какова ситуация с набором на эти специальности? Можно ли сказать, что есть дефицит, и студентов меньше, чем необходимо?

— Да, кадров не хватает. Выпускников из общеобразовательных учреждений недостаточное количество, порядка 10 тысяч из 11 классов, плюс около 19 тысяч из девятых классов. При этом часть девятиклассников продолжает обучение в 10-11 классах. А большое количество 11-классников поступает в вузы.  Поэтому кадров не хватает, даже не смотря на то, что специальности востребованы у абитуриентов. Они понимают, где будут работать. Например, судостроительные специальности реализует несколько колледжей: Дальневосточный судостроительный колледж в Большом Камне, Владивостокский судостроительный колледж, Промышленный колледж энергетики и связи. На эти специальности ребята и поступают. Работодатели, такие как ДЦСС, выплачивают дополнительную стипендию для тех, кто обучается на этих специальностях. Что мотивирует ребят поступать и продолжать обучение.

То же самое касается и строительного направления. В Приморье строится большое количество объектов социального и культурного назначения, отрасль испытывает большую потребность в кадрах. Поэтому эти специальности у нас тоже пользуются популярностью. Кстати, четвертый год подряд мы увеличиваем контрольные цифры приема на бюджетные места по этому направлению.

Аналогичная картина и в судостроении — по сравнению с прошлым годом количество бюджетных мест увеличено на 100.

Также популярностью пользуются специальности в области сервисного обслуживания, туризма, гостиничного дела, технологий общепита, подготовки поваров и кондитеров. Эти специалисты востребованы, потому что в Приморье проводится большое количество мероприятий федерального и мирового уровня. Поэтому сервисный персонал нужен, направление является приоритетным. Кроме того ни одно предприятие не обходится без энергетики. Соответствующих специалистов готовит Промышленный колледж энергетики и связи.

Конечно, минобрнауки выгодно, чтобы колледжи специализировались на том или ином востребованном направлении, централизованно готовили кадры для отраслей, однако это не означает, что мы принижаем значимость других специальностей. ПТУ реализуют образовательные программы около 100 профессий и специальностей. Ребята поступают на направления в области медицины, культуры, связи. Большое внимание уделяется информационным технологиям, ведь в России активно внедряется цифровизация: веб-разработка, дизайн, сетевое администрирование, защита от компьютерных угроз, выработка решений на 1С платформе, разработка программных приложений — все эти компетенции реализуются в ПТУ. И по этим направлениям осуществляется оснащение материально-технической базой в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы".

Что это за проект?

— Министерство просвещения ежегодно проводит конкурс среди мастерских технического обслуживания (МТО), в которых позже будет осуществляться подготовка кадров и сдача демонстрационных экзаменов. Например, 2019 году Приморский край принимал участие в этом конкурсе по направлению "информационные технологии". Победителями стали два колледжа: Владивостокский судостроительный и Находкинский государственный гуманитарно-политехнический, они выиграли гранты на сумму около 28 миллионов рублей.

В рамках конкурса проводится оснащение мастерских новейшим оборудованием в соответствии с рекомендациями, указанными в инфраструктурном листе , осуществляется брендирование аудитории. Колледжи закупают это оборудование, чтобы аккредитоваться на сдачу демонстрационного экзамена и проведение региональных чемпионатов. Кстати, в 2019 году в оценке приморских МТО принимали участие работодатели. И были приятно удивлены тем фактом, что часть закупленного оборудования отсутствовала даже на самих предприятиях.

В 2020 году колледжи и организации высшего образования Приморья также принимали участие в конкурсах на оснащение мастерских. Второй раз победу одержал НГГПУ по социальным направлениям: дошкольное воспитание, подготовка преподавателей начальных классов, правоохранительная деятельность и социальная работа. Также победителями стали ВГУЭС (по сервисному направлению, поварскому делу и рекламе), филиал ДВФУ в Арсеньеве (по направлениям самолето— и авиастроение). Надеемся, что в 2021 году в конкурсе примут участие больше учебных заведений Приморья.

Направления для конкурса 2021 года определены? Какой охват ожидается?

— Министерство просвещения сейчас вносит изменения в конкурсную документацию. После этого будет объявлен сам конкурс. Что касается охвата, по России в среднем принимают участие 2 500 ПТУ. Стоит задача подготовить 5 000 МТО. Чем больше колледжей станут победителями, тем больше мастерских будет оснащено. Никаких квот для субъектов федерации нет, все зависит от того, насколько качественно профессиональными образовательными учреждениями подготовлена заявка и выполнены критерии министерства просвещения. Например, одно из условий — площадка должна ранее участвовать в региональных чемпионатах "Молодые профессионалы", должны быть подготовлены и обучены эксперты для той или иной компетенции, в учебном заведении должно быть не менее трех лицензированных специальностей одной группы направлений. Тогда учреждение имеет право принимать участие в конкурсе. Поэтому большая ответственность лежит на руководителях образовательных учреждений — качественно подготовить заявку, чтобы иметь возможность стать победителем.

Можно сказать, что некоторые специальности стали более популярными у ребят благодаря лучшему оснащению?

— Да, причем это сразу заметно, особенно по информационным технологиям. Молодое поколение очень хорошо разбирается в технических новшествах, у многих возникает желание пойти учиться. На протяжении последних трех лет, с начала модернизации мастерских, мы наблюдаем растущий интерес ребят. Они видят красивую лабораторию или производственную мастерскую, брендированную, хорошо оборудованную, это впечатляет.

Когда мы открывали мастерские по дошкольному/для начальных классов преподаванию, большое впечатление на молодежь произвели планетарии, песочницы, интерактивные доски, игры... Это очень привлекает молодежь. Для Приморья это ценно, ведь у нас в крае всегда была и сохраняется нехватка педагогов. Чем больше абитуриентов придет учиться на эти специальности, тем быстрее пополнятся ряды педагогического сообщества новыми специалистами.

Мы видим рост заинтересованности и качества абитуриентов. Приходят не просто ребята с тройками в аттестатах... Они мотивированы и заинтересованы. Как показал прошлый опыт, средний балл аттестата значительно вырос. Сейчас это твердая четверка. А по некоторым специальностям в прошлом году поступали ребята с 5 баллами. Сразу видно, что молодой человек заинтересован и замотивирован.

Как правило, ребята, выбирая специальности при поступлении, понимают, где они будут работать в будущем. Уже на втором — третьем курсе они проходят практику на предприятиях, где хотели бы работать. И впоследствии на них закрепляются. В последние годы это однозначно прослеживается, динамика присутствует.

Какая работа проводится по профориентации школьников и привлечению их в среднее профессиональное образование?

— Есть несколько механизмов. Во-первых, это традиционные дни открытых дверей. Например, с 14 по 17 апреля на базе Промышленного колледжа энергетики и связи проводится Городской профориентационный фестиваль "Трамплин в жизнь". Здесь свои возможности демонстрируют все колледжи Владивостока, Артема, Уссурийска и так далее, размещают информацию о себе, дают мастер-классы.

Во-вторых, это чемпионаты, в рамках которых традиционно проходят профориентационные мероприятия. Причем участвуют в них не только ученики 9-11 классов, но и пяти — шестиклассники. Были случаи, когда мы приводили группы из детских садов, это так называемая ранняя профориентация.

В-третьих, мы открываем мастерские, приобретаем оборудование, проводим в них экскурсии. Ребята могут прийти, посмотреть и потом принять решение, поступать на интересующую специальность в будущем или нет.

Кроме того, мы осуществляем взаимодействие с работодателями. В начале учебного года в колледжи приходят представители предприятий, ребята из школ. Дети знакомятся с работодателями и учреждением. Получается очень эффективное тройственное взаимодействие.

Все механизмы очень важны. Я повторюсь, что последние три года мы наблюдаем стабильное увеличение контингента обучающихся в колледжах. Если в 2020 году их было порядка 24 000 человек обучающихся, то в этом году мы ожидаем около 26 000 абитуриентов.

Как проходят демонстрационные экзамены? Кто их принимает?

— Это достаточно новая форма итоговой аттестации, связанная с реализацией федерального проекта Молодые профессионалы. Она введена с 2017 года. На демонстрационном экзамене студент-выпускник демонстрирует комиссии свои навыки в реальных производственных условиях. Например, если это сварочное производство, выпускник в течение восьми часов в соответствии с производственным циклом варит деталь. А экзаменаторы проверяют качество его работы. Если это поварское или кондитерское дело, студенты также в режиме реального времени готовят какое-то блюдо. Комиссия оценивает этапы работы: подготовку продуктов, приготовление самого блюда, соблюдение норм безопасности, весь технологический процесс, который выполняет выпускник. Если это ремонт автомобиля, то ему дается задание, например, найти неисправность, собрать мотор и так далее.

Демонстрационный экзамен призван показать как комиссии, так и самим ребятам, что они способны сделать своими руками. Проводится он по специальностям, которые реализуются по новым федеральным и государственным стандартам, после итоговой или промежуточной (при окончании семестра) аттестации.

И популярность такой аттестации растет. Если в 2019 году такой экзамен сдавало всего 111 студентов, то в 2020 году уже 687. А в 2021 мы ожидаем, что эта цифра достигнет 1000.

Материал подготовлен в рамках проекта RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа) "Профессиональное" будущее Приморья". Цель проекта — повышения уровня удовлетворенности населения информированностью об общем среднем и среднем профессиональном образовании в Приморском крае, популяризация рабочих профессий, необходимых на рынке труда Приморья, информирование о развитии профессионального образования в регионе. 

18+. Электронное периодическое издание RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-35110 перерегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 23.01.2009. Учредитель и издатель ООО "Прима Медиа". Адрес учредителя, издателя, редакции: 690001, г. Владивосток, ул. Светланская, 83, офис 201. Тел.: +7 (423) 221-52-59 и 265-17-28. Электронный адрес: info@primamedia.ru. Главный редактор Федотов И. М.

194956
43
37