Заместитель генпрокурора РФ Дмитрий Демешин сообщил о ряде административных препон в развитии преференциальных режимов на Дальнем Востоке (территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток). В их числе — давление контролирующих органов и частые проверки инвесторов, а также отсутствие персональной ответственности у чиновников за результат. Об этом он рассказал на расширенном межведомственном совещании, состоявшемся во Владивостоке 31 мая.
Помимо Дмитрия Демешина сопредседателями совещания стали вице-премьер и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, а также глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. Отметим, что мероприятие собрало во Владивостоке всех глав регионов ДФО.
Заместитель генпрокурора сперва обратил внимание на положительные моменты, которые дали макрорегиону преференциальные режимы. Так, с 2015 года в территориях опережающего развития и свободном порту Владивосток стартовали более 26700 новых предприятий с фактическим вложением в макрорегион почти 1,85 триллиона рублей. Более 70 процентов — это инвестиции в несырьевые предприятия, которые дают диверсификацию экономики, развитие технологий, повышают компетенции работников. За этот период рост промышленного производства на Дальнем Востоке в два раза превысил среднероссийский — 24 процента в ДФО против 12 процентов в среднем по стране.
С другой стороны, препятствуют экономическому развитию преференциальных режимов ряд недоработок. В частности, отставание от графиков возведения инфраструктуры.
"Есть проблемы с несвоевременным проведением конкурсных процедур, недостатки проектно-сметной документации, порой ее неготовность, нарушение при расходовании бюджетных средств, — сообщил Дмитрий Демешин. — Есть и многочисленные срывы сроков сдачи объектов.
Возникновению проблем способствует также отсутствие законодательных мер ответственности за недостижение целевых показателей по созданию объектов ТОР, иных индикаторов, а также действенных механизмов контроля за выполнение взятых на себя обязательств. В том числе и персональной ответственности чиновников за нереализацию проектов.
Еще одним препятствием является отсутствие административных регламентов при оказании услуг по выделению земельных участков для инвесторов, находящихся в преференциальных режимах.
Есть проблемы и по органам, осуществляющим контроль.
"В частности, Роспотребнадзором регулярно не соблюдаются сроки принятия решений об установлении санитарно-защитной зоны, ее изменении или прекращении существования, — подчеркнул заместитель генпрокурора. — Отдельные инвесторы — а у нас законом предусмотрен срок в 15 дней — ждут согласования от года до двух лет. Здесь есть претензии и к прокурорам. Где ваша реакция?"
По словам спикера, в 2020 году прокурорами прекращены незаконные проверки более 4,5 тысяч предприятий,а число проверок бизнеса стало минимальным за 11 лет. Всего — 29 тысяч.
"Но проблема не решена. И главная цифра, которая убеждает нас в этом — только 40 процентов из них являлись результативными и влекли за собой изменения к лучшему", — отметил Дмитрий Демешин.
По его словам, государственными заказчиками также не соблюдаются обязательства по своевременной оплате выполненных государственных и муниципальных контрактов. Генпрокурор России поставил задачу перед всеми территориями о дисквалификации должностных лиц, ответственных на несвоевременное выполнение данных обязательств.
"По нашим требованиям погашена задолженность перед хозяйствующими субъектами в размере около 5 млрд рублей", — сообщил Дмитрий Демешин.
Напомним, что на том же совещании полпред Юрий Трутнев призвал прекратить практику проведения внеплановых проверок представителей бизнеса на Дальнем Востоке с использованием расширительного принципа.
"В целях защиты предпринимателей законодательно заложена норма, требующая согласования внеплановых проверок с Минвостокразвития в отношении резидентов ТОР. Всего было 309 обращений с просьбой разрешений на проверку, в 90% они получены. Но не думаю, что это эффективная работа со стороны министерства. Говоря о внеплановых проверках, хочу подчеркнуть, что они нередко проводятся по обращениям конкурирующих структур или самих проверяющих. Кроме того, используется расширительный принцип. То есть выходят по одной теме, а проверять начинают по всему спектру вопросов, до нахождения какой-либо зацепки. Эту практику надо проанализировать и на мой взгляд прекращать", — заявил полпред.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в свою очередь рассказал о совершенствовании законодательства в области преференциальных режимов.
"Механизмы уже предоставляют самый благоприятный преференциальный режим, который только есть в РФ, — сказал он. — Безусловно, мы все хорошее должны делать еще лучше. Новые правки по ТОР и СПВ, которые сейчас находятся в Госдуме, дадут инвесторам еще больше уверенности. Это возможность пользоваться электронными сервисами, объединять таможенные зоны и другие очень важные новеллы, которые снимут неопределенность. Мы заявили переход от принципа "делать можно все, что прямо разрешено" к принципу "делать можно все, что не запрещено".