16 июня в Женеве может состояться историческая встреча между новым американским президентом Джо Байденом и президентом РФ Владимиром Путиным. Хочется верить, что по её итогам будет сделан первый шаг к снятию основных противоречий между двумя великими державами, в том числе начнется диалог по санкционным ограничениям, под пресс которых, и это не секрет, зачастую попадает без вины виноватый.
Всему миру известна нашумевшая история приморской судоходной компании "Гудзон", еще несколько лет назад являвшейся одним из крупнейших налогоплательщиков Дальнего Востока.
Из-за ошибочного включения в санкционный список, что подтверждено вердиктом ООН, компания в одночасье оказалась на мели, а её владельцы уже несколько лет безуспешно пытаются с помощью родного государства решить вопрос спасения, не имеющего аналогов в России бизнеса, в исчезновении которого изначально были заинтересованы прежде всего его заокеанские конкуренты. При том, что специализированные суда можно эксплуатировать на каботажных маршрутах внутри России или задействовать для заказов Минобороны, сегодня они стоят на приколе и ржавеют, угрожая экологической катастрофой в любой момент.
ИА PrimaMedia получило эксклюзивный комментарий о текущем развитии событий у основателя и генерального директора СК "Гудзон" Геннадия Кононенко.
Основатель и генеральный директор СК. Фото: ИА PrimaMedia
Из истории вопроса
Судоходная компания "Гудзон" создана в феврале 2011 года во Владивостоке. С начала своей деятельности компания уверенно развивалась, приобретала специализированный флот, расширяла штат сотрудников. В июле 2018 года компания пополнила свой флот седьмым судном и вошла в тройку крупных судовладельцев российского Дальнего Востока.
Компания являлась субъектом малого и среднего предпринимательства, крупным налогоплательщиком Приморского края с численностью сотрудников 250 человек.
СК "Гудзон" на тот момент была единственной компанией в России, владеющей судами под флагом РФ, оснащенными кранами грузоподъемностью до 500 тонн и судном-доком, способным принимать на борт в полупогружном состоянии плавсредства весом до 2,6 тысячи тонн. Это очень узкий сегмент рынка, требующий от его участников больших ресурсов и, самое главное, наличия специализированных судов, очень дорогих в обслуживании и непростых в применении. Достаточно сказать, что после ухода с рынка "Гудзона", в России так и не сумели полноценно залатать эту брешь.
Судно компании. Фото: предоставлено СК
Естественно, что наличие в России столь мощного специализированного флота было преградой для американских и европейских судовладельцев, стремившихся изо всех сил проникнуть на внутренний рынок нашей страны, чтобы доставлять на строительные объекты РФ крупногабаритные и тяжеловесные грузы на судах под иностранным флагом. Но то, что не получилось выиграть в честной конкурентной борьбе, было решено в подковерной игре.
"Чёрный лист" упал в августе
В августе 2018 года Минфин США объявил о наложении собственных (не поддержанных Совбезом ООН) санкций на ряд российских судов и компаний за торговлю нефтью с Северной Кореей. ООО "Судоходная компания "Гудзон" подпало под санкции из-за того, что американские спутники зафиксировали принадлежащий ему танкер "Патриот" стоящим бок о бок (!) с танкером Wan Heng-11, пойманном на торговле нефтью с КНДР. 21 августа СК "Гудзон" и её флот (каждое судно с индикационным номером) были необоснованно включены Минфином США в санкционный список OFAC (SDN List), так называемый "чёрный лист".
По факту со всеми этими судами не имеют права работать американские компании и граждане, а, учитывая экстерриториальный характер санкций, им фактически закрыт доступ в иностранные порты, что уже было проверено на практике.
На заседании Совбеза ООН в сентябре постпред РФ при ООН Василий Небензя отдельно коснулся судьбы танкера "Патриот".
Представитель РФ, сославшись на группу экспертов комитета 1718, заявил: танкер не нарушал санкционного режима.
Согласно экспертному заключению передача нефтепродуктов с "Патриота" на зарегистрированное под флагом Белиза судно Wan Heng 11, находящееся на тот момент под санкциями Совета Безопасности, действительно имела место. Однако санкции запрещают передавать нефтепродукты исключительно на северокорейские суда и не обязывают судовладельцев определять конечных пользователей продукции.
Соответственно, в действиях "Патриота" и его владельца эксперты ООН не усмотрели нарушений действующего в отношении КНДР санкционного режима!
Казалось бы, дело о нарушении можно смело закрывать за отсутствием нарушений, но, как выяснилось на практике, доказательство правоты мало что значит для американского правительства, особенно, если речь идёт о лоббировании интересов национального бизнеса под звёздно-полосатым флагом, дорогу которому в свое время перешел "Гудзон".
Введенные санкции способствовали тому, что с сентября 2018 года у СК "Гудзон" начала резко уменьшаться контрактная база, потому как последовали отказы российских и иностранных партнеров (фрахтователей) сотрудничать с санкционной компанией из-за опасения попасть под вторичные санкции.
В октябре 2018 года правительство Южной Кореи арестовало судно "Севастополь", принадлежащее СК "Гудзон" и находившееся в тот момент в порту Пусан. В ситуацию пришлось вмешаться МИДу России и председателю Совета Федерации РФ Валентине Матвиенко, которая в протест на такие действия отменила свой предстоящий официальной визит в Сеул. Благодаря позиции российских политиков арест судна был снят. Но, как выяснилось позже, это был только первый звоночек.
Особенности национальной поддержки
В октябре на связь с "Гудзоном" вышел Департамент контроля за внешними ограничениями Минфина России с предложением оказания помощи и поддержки, после чего у заместителя министра финансов РФ Колычева было проведено совещание по вопросу снижения негативных последствий от введения санкций против приморской компании. В совещании принимали участие МИД России, Минпромторг России, МЧС России, Минобороны России, Сбербанк России, "Росгосстрах" и др. По итогам совещания был выпущен протокол №15 и направлен всем участниками для исполнения.
Данное совещание вселило надежду получить поддержку нашего государства и возможность переориентироваться на российский рынок, что в условиях санкционного давления компании просто жизненно необходимо", — сказал Геннадий Кононенко.
Основатель и генеральный директор СК. Фото: ИА PrimaMedia
Однако уже спустя месяц после проведения совещания Департамент Минфина России сообщил, что компании необходимо самой осуществлять поиск контрактов, так как ведомство в силу ограничений полномочий на своем уровне помочь больше ничем не может. К тому времени (декабрь 2018 года) контрактная база компании была уже снижена на 70%.
Невероятно, но факт — руководство СК "Гудзон" продолжило бороться за сохранение компании. Только в аппарат президента РФ было направлено 18 писем с просьбой рассмотреть возможные варианты, 39 писем в Минфин России, 20 писем в Минобороны, 17 писем в Минтранс, 7 писем в Государственную думу и этот список ведомств можно продолжать до бесконечности.
"Все наши многочисленные обращения рассматривались, и компания получала копии положительных ответов, адресованные в Департамент Минфина России, по проработке вопроса оказания СК "Гудзон" содействия и поддержки", — рассказывает Геннадий Кононенко.
Также компания обращалась в кредитные учреждения (более 50 банков) для получения финансирования. Однако из-за угрозы санкций банки отказались сотрудничать с "Гудзоном".
На этом фоне в связи с падением выручки компания не смогла осуществлять своевременную выплату заработной платы, платить в полном объёме налоги и сборы, а самое главное, поддерживать техническое состояние судов, осуществлять их снабжение, оплачивать портовые сборы и услуги агентов, что привело к обвальному росту кредиторской задолженности.
Для того чтобы выполнить обязательства перед кредиторами, руководством компании было принято решение продать часть судов. Однако продать суда даже на металлолом по минимальной цене компания не смогла.
Покупатели, узнав о том, что суда находятся в санкционном списке OFAC (SDN List), отказывались от сделки, опасаясь вторичных санкций США.
При обращении в ФНС России компании было отказано в изменении сроков уплаты налогов из-за отсутствия банковской гарантии. В предоставлении банковской гарантии, обслуживающий компанию банк (Сбербанк) отказал ввиду отсутствия контрактной базы и невозможности проведения публичных сделок с СК "Гудзон". Не произвел банк и реструктуризацию имеющейся кредитной задолженности.
В июле 2019 года Департамент Минфина России сообщил, что правительством РФ подписано поручение об оказании мер государственной поддержки и содействия в проработке формирования портфеля заказов для поддержания финансово-хозяйственной деятельности СК "Гудзон". Однако в ответ на поручение Минтранс, Минпромторг и Минэнерго синхронно предоставили информацию, что оказание государственной поддержки компании не представляется возможным в связи с отсутствием полномочий по осуществлению государственных закупок товаров, работ и услуг в области перевозок водным транспортом. Минобороны в 2018 и 2019 году сообщало, что все заказы уже заключены с другими организациями и привлечение флота СК "Гудзон" военными не требуется.
"С момента введения санкций по сегодняшний день компания понесла убытки свыше 7 млрд рублей. Получается "замкнутый круг", из которого компании самостоятельно не выбраться. Контрактная база не пополняется. Банки не предоставляют кредиты и не производят реструктуризацию кредитной задолженности. Продать суда невозможно. И банкротство самой компании невозможно исходя из позиции правительства РФ", — отмечает Геннадий Кононенко.
Дело с политическим оттенком
Лучик надежды блеснул в ноябре 2019 года, когда в правительстве была создана рабочая группа по оказанию необходимой помощи российскому бизнесу для минимизации последствий американских санкций. Дело приняло политический оттенок. На данный момент рабочая группа под руководством вице-премьера, полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева вырабатывает дорожную карту, как практически оказать помощь.
Юрием Трутневым была поставлена задача по возвращению судов компании, находящихся в иностранных портах, на территорию РФ.
Увы, но на сегодняшний день ситуация по флоту изменилась только в худшую сторону. 3 судна компании простаивают в портах Китая и Южной Кореи, 3 судна в портах России. Седьмое судно реализовано с аукциона в Сингапуре в целях погашения долга перед администрацией порта Сингапур за оплату стояночных сборов.
За полтора года фактической помощи не оказано. Изредка проходят совещания по инициативе руководства СК "Гудзон", итоги которых остаются только на бумаге", — констатирует Геннадий Кононенко.
Основатель и генеральный директор СК. Фото: ИА PrimaMedia
К примеру, Минфин России предложил Минвостокразвития проработать через Фонд развития Дальнего Востока и Арктики (ФРДВ) финансирование компании для выполнения поручения Юрия Трутнева. Однако, в связи с тем, что документами Фонда не предусмотрено выделение финансовых средств санкционным компаниям, данное предложение было отвергнуто.
На данный момент все суда судоходной компании "Гудзон" выведены из эксплуатации, а значит, доходов у компании нет. Мало того, Федеральная служба судебных приставов (ФСПП) России время от времени арестовывает имущество СК "Гудзон", а также имущество третьих лиц, и пытается его реализовать.
Все сложившиеся обстоятельства способствуют банкротству ООО "Судоходная компания "Гудзон". Но банкротство может иметь далеко идущий политический резонанс ввиду того, что некоторые суда брошены (оставлены) компанией по независящим от нее причинам, а именно из-за отсутствия финансов из-за санкционного давления и невозможности продать суда.
Спасение возможно
Но даже в, казалось бы, патовой ситуации есть возможность для исправления ситуации. Во-первых, можно восстановить работоспособность компании.
Например, за счёт предоставления субсидии или иных видов финансирования. При этом необходимо проработать механизм проведения закупок с возможностью участия в них СК "Гудзон", и привлекать её флот к выполнению заказов. Содействовать в приостановке процедуры банкротства до рассмотрения вопроса по оказанию государственной поддержки и помощи компании. Наконец, присвоить ООО "СК Гудзон" статуса стратегической организации и включить ее в перечень таких предприятий.
Ещё один вариант — по принципу утилизационного гранта передать компанию с находящимся на балансе имуществом в пользу Российской Федерации, взамен получить грант на строительство или покупку нового флота. Грант выдать вновь созданному юрлицу, что поможет избавиться от санкционного давления. А использовать этот грант можно в рамках указа президента РФ Владимира Путина №645 от 26 октября 2020 года для создания новой контейнерной линии по Северному морскому пути. Концепция и финансовая модель проекта бизнесом уже разработаны.
Грант также можно использовать для создания стратегической специализированной компании вспомогательного флота РФ, специализирующейся на перевозке негабаритных, тяжеловесных, наплавных грузов для поддержания и развития обороноспособности страны.
Как видим, в случае помощи государства не на словах, а на деле, вполне реально создать на Дальнем Востоке новый успешный бизнес с чистого листа.
ИА PrimaMedia продолжит следить за развитием ситуации с компанией "Гудзон".