Владивостоку повезло. В отличие от многих городов, у него есть зафиксированный в документах день рождения. Каждый год, 2 июля город отмечает этот праздник, устраивая концерты, шествия, театрализованные представления. Но много ли мы знаем о том, что происходило на берегу бухты Золотой рог 2 июля 1860 года? О "белых пятнах" в истории города ИА PrimaMedia рассказал историк, ведущий проекта "Объяснения" городской библиотечной сети, Сергей Корнилов
Легенды и мифы
О том, что основание Владивостока остается малоизвестной страницей истории, говорит тот факт, что до сих пор нет ни одного подробного исследования по данной теме. Даже в книге профессора А.И. Алексеева "Как начинался Владивосток", выпущенной в 1985 году, к 125-летию города, несмотря на название, большая часть повествования посвящено событиям до и после 2 июля 1860 г., а сам факт основания описывается в нескольких абзацах и базируется на записях в бортовом журнале транспорта "Маньчжур". Воспоминаний прапорщика Комарова об основании поста Владивосток не существует, либо мы о них ничего не знаем. Могут ли они хранится в пыли архивов?
Ответ: могут, но причина их погребения в спецхранах заключается в том, что основание Владивостока долгое время оставалось секретной операцией, о которой знали лишь несколько человек. И даже после того, как об этом стало возможно говорить, точные сведения долго не публиковались. О том, что в 1859 — 1860 гг. русские заняли южные гавани Уссурийского края, в Европе не знали до 1861 г.
Проблема состояла в том, что летом 1860 г. Уссурийский край еще не принадлежал России, точнее, принадлежал не в полной мере. В 1858 г. между Россией и Китаем был подписан Айгунский договор, согласно которому Амур стал пограничной рекой между двумя империями, но только до впадения в него р. Уссури. Уссурийский же край оставался не разграниченным и находился в состоянии кондоминиума, т.е. в совместном владении двух государств — России и Китая.
Летом и осенью 1860 г. в Пекине шли переговоры российского представителя графа Николая Игнатьева с китайским правительством об определении границ и принадлежности Уссурийского края. В результате, в ноябре 1860 г. был подписан Пекинский договор, по которому Уссурийский край отошел к России, но до подписания договора информация о том, что Россия выставляет военные посты на территории края была абсолютно секретной. Об этом не знали ни китайцы, ни европейцы. Более того, об этом не знали в Петербурге, кроме Александра II и двух-трех приближенных к царю лиц.
Одно из первых изображений Владивостока, 1861 — 1862 гг. Рисунок из "Всеобщей географии" Реклю, Париж, 1873. Фото: из открытых источников
О секретности операции говорит и тот факт, что больше 100 лет описание высадки отряда прапорщика Комарова с транспорта "Маньчжур" в исторической литературе не имело ничего общего с действительностью. Вот как обычно описывалось это событие до 1985 г. в научно-популярных изданиях: "Туманным утром 20 июня (по старому стилю) 1860 г. в бухту Золотой рог вошел транспорт "Маньчжур", с борта которого высадились 40 солдат 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона во главе с прапорщиком Комаровым, которые основали пост Владивосток". В этой цитате нет ни слова правды, кроме фамилии прапорщика и названия батальона.
Только в 1985 году когда профессор Алексеев изучил шканечный журнал транспорта "Маньчжур" стало ясно, что дело обстояло не совсем так. Первые же записи, касающаяся 20 июня (2 июля по нов. ст.) 1860 года разбивают устоявшийся стереотип о туманном утре: "В 1 час, подходя к проливу Босфор Восточный, стали располагать курсами для входа в порт Влади-Восток. В 3 часа, придя в порт Влади-Восток, положил якорь Даглиста на глубине 8 сажен, канату вытравили 20 сажен грунт — ил...". Далее: "Июня 20 дня, пополудни… Ветер тихий, ясно… по термометру +13 ½". То есть никакого туманного утра — был солнечный день и корабль прибыл в порт Владивосток (портом в то время называли гавань, удобную для стоянки крупных морских судов) в 3 часа пополудни, т.е в 15.00.
Обозначая разворот России на Восток
И, наконец, вишенка на торте: "Сего числа отправлено на берег 1 обер-офицер, 2 унтер-офицера и 28 рядовых 4-го линейного батальона для занятия поста". Обер-офицер — это прапорщик Комаров, в подчинении у которого были 2 унтер-офицера и 28 рядовых. Несложные арифметические действия показывают, что пост Владивосток был основан отрядом численностью 31 человек. Все, казалось бы про "40 человек" можно забыть, но этот миф продолжает тиражироваться в книгах и публикациях до сих пор.
Комаров
Секретность операции по высадке десанта в порту Владивосток (названия бухты Золотой рог тогда еще не существовало, а английское название "порт Мэй" Муравьев-Амурский упразднил) привела к тому, что мы мало знаем о людях, которые участвовали в этом событии.
Даже прапорщик Комаров долгое время оставался полумифической личностью — до недавнего времени не были даже известны его имя и отчество. Поиски историков ни к чему не приводили, поскольку в архиве Российской армии отсутствовали данные на такого офицера. Лишь в 2000-х гг. удалось отыскать информацию о загадочном прапорщике в Омске, где он получил образование.
Вот все, что на сегодня мы о нем знаем. Комаров оказался Николаем Васильевичем. Родился он в 1831 году в селе Комарово, которое позже вошло в территорию г. Тюмень. В 1850 г. окончил училище армейских прапорщиков в Омске, после чего проходил службу на Дальнем Востоке. В составе линейного батальона (пограничная служба) занимался созданием и устройством военных постов на реке Амур. В 1858 г. участвовал в основании и строительстве поста Хабаровка (ныне г. Хабаровск), в 1859 г. — поселка Софийск (ныне с. Софийск Хабаровского края). С 1860 г. находился в Николаевске-на-Амуре в составе 3-й роты 4-го линейного Восточно-Сибирского батальона под командованием штабс-капитана И. Ф. Черкавского. В июне 1860 г. отправлен во главе полуроты из Николаевска на транспорте "Маньчжур" для основания поста Владивосток. Пробыл в посту до 20 июня 1861 г., то есть ровно год и был отстранен от командования отрядом майором Н.Н. Хитрово, присланного сюда для проверки.
Монумент на месте высадки отряда прапорщика Комарова, Корабельная набережная. Фото: из открытых источников
Оказалось, что из поста бесследно исчезла бочка казенного спирта. Расспросы солдат показали, что Комаров часто напивался, выстраивал подчиненных перед своим домом и заставлял их петь песни, даже в дождь. Это вывело майора из себя и Комарова из поста удалили. После него первым командиром поста официально назначили лейтенанта Бурачка, списанного с клипера "Разбойник" из-за непрекращающейся "морской болезни" — молодого офицера постоянно укачивало и с мечтой о карьере моряка ему пришлось распрощаться.
Комарова вновь перевели на Амур, где он, видимо, неплохо проявил себя, поскольку дослужился до звания капитан-инженера и в 1875 г. вышел в отставку. Далее следы Комарова теряются. Дата и место его смерти неизвестны.
Сведения о начальной истории Владивостока приходится добывать по крупицам, но все-таки, сейчас мы знаем больше, чем 30-40 лет назад. Возможно, нас ждут новые находки. Например, хочется знать, как выглядел прапорщик Комаров, ведь в 1875 г., когда он выходил в отставку, в Приамурском крае уже работали два фотографа: Владимир Ланин и Карл Шульц. В альбоме "Воспоминания о Далеком Востоке 1874 — 1886 гг.", хранящемся в музее им. В.К.Арсеньева, есть фотографии трех молодых офицеров, относящиеся к ранней истории Владивостока, но, к сожалению, эти фотографии не подписаны. Кто знает, может быть, один из них и есть прапорщик Комаров.
Память
С увековечиванием памяти прапорщика Комарова и его отряда во Владивостоке тоже складывалось не просто. В 1880 г., когда бывший пост получил статус города, на его карте появилась улица Комаровская. Использование фамилии в качестве прилагательного для названия улицы, видимо, традиционная фишка для нашего города — отсюда ул. Ленинская (а не Ленина), Некрасовская (вместо Некрасова), Калининская и др. При советской власти ул. Комаровская несколько раз меняла название: она была Бородинской, затем Шевченко, позже Геологов, пока, в 1985 г. ей не вернули историческое название, правда, в слегка измененном виде. В год 125-летия Владивостока она стала улицей Прапорщика Комарова, каковой остается по сей день.
В том же году, на берегу бухты Золотой рог, на месте предполагаемой высадки отряда Комарова, был открыт монумент основателям Владивостока.
Мемориальная доска на памятнике основателям Владивостока. Фото: из открытых источников