Дальний Восток 20 июля. "Этот день в истории".
20 июля 1906 г. родился Илья Павлович Мазурук
Полярный лётчик, Герой Советского Союза Илья Мазурук родился в г. Брест-Литовск в рабочей семье. В 1928 г. окончил Ленинградскую военно-техническую школу ВВС, в 1930 г. — Борисоглебскую школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС, участвовал в военных операциях против басмачей в Средней Азии. С 1932 г. — лётчик и командир отряда в Дальневосточном управлении Гражданского воздушного флота, одним из первых освоил воздушные трассы на Сахалин и Камчатку. В январе 1932 г. на гидросамолёте S.55 доставил в с. Пермское комиссию, выбравшую место для строительства г. Комсомольска-на-Амуре. 27 августа 1932 г. совершил перелет Хабаровск — Иман (ныне Дальнереченск) — Владивосток. Эта дата считается днём рождения гражданской авиации Приморского края. С 1935 г. — командир 13-го гидроотряда Дальневосточного управления ГВФ в Хабаровске. В мае 1935 г. совершил перелёт Москва — Сахалин. С 1936 г. работал в полярной авиации Главсевморпути. В 1937 г. в качестве командира самолёта ТБ-3 участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции "Северный полюс-1". За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого задания, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. С июля 1938 по июль 1941 гг. занимал пост начальника Управления полярной авиации Главсевморпути. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В июле 1941 г. назначен командиром 2-й авиационной группы Военно-воздушных сил Северного флота. Группа отвечала за защиту морских коммуникаций в северных морях. В декабре 1941 г. назначен заместителем начальника Главсевморпути. С августа 1942 г. — начальник Красноярской воздушной трассы ВВС РККА. С июня 1943 г. — командир 1-й перегоночной авиационной дивизии Авиации дальнего действия, руководил перегоночной трассой Алсиб (Аляска — Сибирь) для поставок по ленд-лизу американских самолётов. Лично освоил весь маршрут трассы, начиная с Аляски. Часть воздушной линии Уэлькаль — Марково — Сеймчан — Якутск — Красноярск лётчики называли "линией Мазурука". Всего по воздушному мосту было переброшено около 8 тыс. самолётов. Мазурук лично перегнал 50 машин. В 1944 г. вновь назначен начальником Управления полярной авиации Главсевморпути. С 1947 г. — заместитель начальника Научно-испытательного института ГВФ. С 1949 г. — заместитель начальника Управления полярной авиации Главсевморпути, совершил 254 полёта на дрейфующие станции. В 1950 г. был участником воздушной высокоширотной экспедиции "Север-5". В 1953 г. уволен в запас, но продолжал работать в полярной авиации Главсевморпути. В 1955—1956 гг. — начальник лётного отряда первой советской экспедиции в Антарктиду. В 1956 г. первым осуществил посадку самолёта Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде. Скончался в 1989 г. в Москве. Именем лётчика названа улица в пос. Сеймчан Магаданской области.
Илья Мазурук. Фото: из открытых источников
20 июля 1920 г. родился Илья Григорьевич Коновалов
Гарпунёр китобойных флотилий "Алеут" и "Советская Россия", Герой Социалистического Труда Илья Коновалов родился в с. Вознесенка Приморской области (ныне Хорольский район Приморского края) в крестьянской семье. После окончания сельской школы приехал во Владивосток, окончил фабрично-заводскую школу при Дальзаводе. Во время Великой Отечественной войны работал слесарем-судоремонтником. После войны устанавливал оборудование на китобойном судне, после чего пошел учиться на гарпунёра. С 1949 г. работал гарпунёром на судах Управления китобойных флотилий, с 1950 г. — на китобойной флотилии "Алеут". Из многих товарищей по профессии, его отличал дар меткого стрелка. Добыча Коновалова превышала 100 китов за путину, а в 1957 г. он добыл 225 китов и был удостоен звания Героя Социалистического Труда. В 1961 г. на Дальний Восток прибыла китобойная флотилия "Советская Россия", которая должна была вести промысел китов в Антарктике. С этого времени Коновалов стал гарпунёром-наставником флотилии. Избирался депутатом горсовета Владивостока (1957), депутатом Приморского краевого совета (1959) и Верховного Совета СССР (1962). Скончался в 1979 г. во Владивостоке.
Илья Коновалов. Фото: из открытых источников
20 июля 1924 г. из Владивостока на канонерской лодке "Красный Октябрь" отправилась экспедиция на остров Врангеля.
В 1921 — 1923 гг. о. Врангеля был захвачен англо-американской экспедицией Стефенсона, которая незаконно била на острове белых медведей, моржей, песцов и других животных. Для водворения непрошеных гостей, на остров была направлена экспедиция на "Красном Октябре" под руководством гидрографа Бориса Давыдова. Экспедиция успешно выполнила задание, сняв с о. Врангеля 14 чел. американцев и доставив их во Владивосток. Все участники экспедиции были награждены особым знаком, а руководители — орденами и медалями.