Видеонаблюдение на выборах в этом году будет применяться в усеченно-расширенном формате (усеченном — по массовости, расширенном — по охвату участков). Хэштег владивостокского депутата поставил под угрозу "бана" российских атлетов-олимпийцев. Председатель хасанской думы Вероника Ильина внезапно выбыла из борьбы за место в Законодательном собрании Приморья — по "забывчивости" своей партии. Владивосток к концу лета ждет открытие отделения посольства Белоруссии, а новым заместителем председателя правительства региона стал 30-летний и трижды образованный Николай Стецко.
"Видеонаблюдение — это не праздное любопытство"
Если кто-то думал, что видеонаблюдение за выборами — не хлопотное занятье, которому каждый гражданин может предаться в часы досуга, то он был жестоко поправлен Центризбиркомом. Парадигма изменилась и теперь, чтобы посмотреть "кино" с избирательных участков, необходимо сперва доказать профпригодность.
Центризбирком отогнал от виртуальной замочной скважины электоральных вуайеристов и прочих, по его мнению, праздно любопытствующих. На предстоящих в сентябре выборах онлайн-трансляция с избирательных участков будет доступна только узкому кругу замотивированных и обученных людей — и только по списку. Сами списки составят партии и кандидаты. Также будет создано 86 центров наблюдения — по одному на регион плюс федеральная территория "Сириус". Стоит отметить, что одновременно увеличен охват "всевидящего ока". В объективы попадут более 50 тысяч участков (в 2016-м — около 22 тысяч), где голосуют более 80 процентов избирателей. А сам прямой эфир будет длиться три дня и две ночи — то есть безостановочно весь период голосования.
Элла Памфилова. Фото: cikrf.ru
"Видеонаблюдение — это не праздное любопытство, лежа на диване смотреть кино какое-то, — объяснила председатель ЦИК Элла Памфилова на заседании 16 июля. — Для этого есть кинотеатры и телевизор. Это большая работа. Хочешь? Заинтересован? Активный гражданин? Немножко надо потрудиться. Мы не можем выбрасывать в виртуальную пустоту миллиарды народных денег. Просто так, ради амбиций полутора десятков экспертов. Или ради праздного любопытства. Хочешь наблюдать — записывайся в наблюдатели. Пройди необходимое обучение, чтобы понимать, что там происходит на самом деле. И пожалуйста, все открыто. У нас к ресурсу, на котором будет идти трансляция и запись, допущены все участники избирательного процесса. Все партии — у них будет доступ. И их право этот доступ открывать своим представителям, которых они включили в список".
Как подчеркнула председатель ЦИК, возможности видеонаблюдения новыми правилами не сужаются, а расширяются. По ее словам "никогда так много участков не охватывалось". "Мы просто оптимизируем процесс, делаем его адресным и ответственным. Выборы будут абсолютно прозрачны и открыты", — заявила она.
Напомним, что с инициативой ввести видеонаблюдение за выборами в 2011 году выступил (тогда еще в "промежуточной" должности премьер-министра РФ) Владимир Путин. Идея возникла не на пустом месте — ей предшествовали массовые акции протеста, прокатившиеся по стране после выборов в Госдуму. Народное недовольство вызвали итоги голосования, не попавшие в общественные настроения, зато попавшие в общественный нерв. На этой волне и было предложено соломоново решение — что может быть прозрачнее прямого эфира с участков? Идею успешно реализовали уже на президентских выборах в 2012 году. Хотите — смотрите. Не хотите — тоже ваше право. Но потом не жалуйтесь.
Многие, конечно, не хотели. Их можно понять — созерцать процесс голосования, где большую часть ничего не происходит и, скорее всего, не произойдет — удовольствие для людей богатых духом и свободным временем. Однако, часть граждан подошла к вопросу основательно — следила, записывала, публиковала то, что казалось им серьезными нарушениями. Фишка новшества заключалась в массовости участников и их самоорганизации. Активный костяк выступил в роли коллективного Аргуса — многоглазого стража из древнегреческих мифов, который никогда не спал. Нынешняя "оптимизация" превратила его в циклопа. А мы помним на примере Полифема, что с такими персонажами творят многоумные одиссеи.
С одной стороны, власти заявляют о важности повысить доверие общества к результатам голосования. С другой — убирают один из необходимых для этого инструментов. Впрочем, эксперты, по большому счету, не видят проблемы в "секвестировании" видеонаблюдения на предстоящих выборах.
— Видеонаблюдение давало примеры того, как фальсифицируются выборы, что, конечно, "взрывало" людей, — считает известный приморский журналист Андрей Калачинский. — Появлялись и видео-фальшивки, фейки. Это тоже усугубляло отношение людей к выборам. Так что не понятно, как видеонаблюдение может спасти от подозрений в нечестности.
К тому же все люди, которые работают на участках, знают, куда смотрят камеры. Только самые глупые из нечестных попадались на вбрасывании бюллетеней. А число таких, все же, крайне мало.
Политолог Виктор Бурлаков отметил, что набор требований по контролю за выборами и так избыточен. Но подчеркнул — в том плане, что все принимаемые меры не имеют особого смысла, если отсутствует реальная конкуренция.
— Можно бесконечно долго вводить меры контроля за выборами: видеонаблюдение, QR-коды на бюллетенях и прочее, — отметил он. — Сколько бы их не вводилось, все равно найдется кто-то, кто скажет, что их недостаточно. В США видеонаблюдения не было никогда. И проблем не было. Поэтому введение или отмена онлайн-трансляции — чисто технические действия, которые в реальности на отношение к выборам не влияют. Нужно добиваться не столько абсолютной прозрачности выборов, сколько их конкурентности. При здоровой конкуренции, когда борются разные политические силы, вопросы контроля не встают так резко. А когда одна партия борется сама с собой — тогда вопрос легитимности будет вставать всегда, какие бы меры не вводили.
Инструмент видеонаблюдения, хоть и применялся, не был массовым с точки зрения использования различными политическими силами, говорит политолог Павел Наливайко.
— Традиционно гарантию чистоты на выборах обеспечивает присутствие наблюдателей непосредственно на участках, — считает он. — И на это делают ставку все партии. А что касается вопроса, подорвет ли это доверие людей или нет, тут, мне кажется, мало кто вообще что-то заметит. Зато виден плюс в экономии бюджетных средств.
— Когда видеонаблюдение за голосованием впервые устанавливалось в России, это было важное новшество, поскольку можно было увидеть каждый участок и за каждым понаблюдать, — прокомментировал политолог Вячеслав Беляков. — В целом, это заметно сократило количество нарушений, сделав отдельные вопиющие ситуации публичными. Скорее всего, именно публикация и слив в Youtube (12+) таких нарушений повлияли на "секвестирование" массового видеонаблюдение.
При этом эксперт отметил, что в условиях трехдневного голосования формат, избранный ЦИКом, можно только приветствовать.
— Сейчас ЦИК говорит о том, что видеонаблюдение будет продолжаться три дня и две ночи. И к порталу будет доступ у всех кандидатов и политических партий. Они больше всех заинтересованы в чистоте процедуры, — отметил эксперт. — Самое интересное — то, что будет вызывать наибольшие споры, конфликты и инсинуации, — это как раз промежутки между днями голосования. Мы помним, сколько скандалов было с сохранением бюллетеней в сейф-пакетах в прошлом году. Вопрос только в том, как фактически будет реализовано видеонаблюдение, которое анонсирует ЦИК. Вряд ли множество людей будет ночами сидеть у компьютеров и смотреть на картинку, на которой в большинстве случаев ничего не происходит. А для партий это важно.
Если доступ будет у всех партий, если они смогут выстроить наблюдение вахтами на всех участках — отлично. Если это будет реализовано формально: приходите, вот вам один компьютер, листайте на нем любые участки — тогда это можно будет назвать полной профанацией прекрасного проекта.
Олимпийские игры владивостокских политиков
Депутат Думы Владивостока Роза Чемерис запустила в интернете акцию "Сборная Победы" в поддержку наших спортсменов на Олимпиаде в Токио, предложив всем желающим делать селфи и снимать видео с российским флагом, а затем выкладывать их в соцсети с соответствующим хэштегом. Было ли это чистым душевным порывом, попыткой заработать политические очки или миксом из стремлений, результат один — акция спровоцировала скандал и поставила под угрозу само участие российских спортсменов в Олимпиаде.
Тематическая иллюстрация. Фото: Pixabay.com
Ранее Олимпийский комитета России (ОКР) направил информационное письмо руководителям общероссийских российских федераций по видам спорта, включенным в программу Игр XXXII Олимпиады в Токио. В документе подчеркивалась необходимость исполнения решений CAS (Спортивного арбитражного суда) от 17 декабря 2020 года. В частности напоминалось о запретах, касающихся использования изображения герба и флага РФ спортсменами, тренерами и другими членам олимпийской команды в период проведения Олимпийских игр.
"Кроме того, не исключены случаи намеренного подстрекательства и провокаций со стороны третьих лиц, которые могут быть направлены на размещение спортсменами в своих социальных сетях информации, содержащей политическую пропаганду, призывы к неисполнению требований международных спортивных организаций и иную провокационную и деструктивную информацию", — говорилось в письме.
Так что Олимпийскому комитету России пришлось публично открещиваться от инициативы владивостокского политика, призвавшего делать снимки с российским флагом всем без исключения и публиковать их в соцсетях. Президент Олимпийского совета Приморского края Олег Докучаев сообщил, что такой призыв противоречит официальной позиции ОКР и может привести к строгим санкциям со стороны МОК — вплоть до снятия сборной, представляющей ОКР.
Тревожную ситуацию комментирует президент Олимпийского совета Приморского края Олег Докучаев
По его мнению, настоящей поддержкой российских спортсменов, выступающих в Токио, являются отнюдь не громкие кличи в духе "квасного патриотизма" и призывы, которые могут насторожить МОК. А спортсмены и так чувствуют поддержку со стороны народа и государства — без сторонней "помощи".
Вести с южного фронта
Несмотря на зыбкое межэлитное перемирие на Хасане, о котором мы писали в прошлом политобзоре, новости с южного фронта продолжают поступать. Так, председатель Думы Хасанского района Вероника Ильина не попала в список от "Единой России" по региональной группе №2 на выборы в ЗС ПК.
Напомним, что на конференции, которую реготделение провело в начале июля, Ильину обозначили первым номером в списке (правда, одновременно удалив из местного политсовета и с должности секретаря районного отделения). Партия не подала на нее документы в избирком. Из возможных причин не следует исключать и банальную забывчивость. Тем более, что технические сбои периодически возникают в разных регоинах и у разных партий. Похожий случай, например, произошел в Хабаровском крае, где был снят с выборов в Госдуму экс-председатель Думы Хабаровска Михаил Сидоров. В пакете документов, представленных в Центризбирком, не обнаружилось его заявления о выдвижении. Документы на кандидата подавала Партия Роста.
— Конфликт вокруг Вероники Ильиной начался еще до конференции, — напомнил Вячеслав Беляков. — На этой же конференции партия проявила удивительное свойство брать свои слова обратно. Мы помним отмену итогов праймериз по господину Вельгодскому, которого товарищи сначала обвинили в скупке голосов и снесли с предварительного голосования, а потом он волшебным образом появился в списке выдвинутых кандидатов. Мне кажется, история здесь повторяется с точностью до наоборот.
Не исключаю, что Веронику Ильину могли попросту забыть удалить из презентации, показанной на съезде.
Однако, более вероятный вариант — переписывать сценарий конференции под разворачивающийся конфликт было уже поздно, поэтому Ильину благополучно выдвинули, а потом партия воспользовалась своим правом просто не подавать на нее документы.
История с председателем хасанской Думы разворачивалась на фоне конфликта региональных властей с местными элитами, имеющими бизнес интересы на территории. То, что она продолжилась уже после примирения сторон, можно в равной степени объяснить отложенным эффектом от впрыснутых некогда политических ядов, донастройкой мирового соглашения и обыкновенной нерасторопностью партработников.
Белоруссия меняет берега на ДВ
На этой неделе стало известно, что отделение посольства Белоруссии переедет во Владивосток из Хабаровска до 1 сентября. О переезде дипмиссии в Приморье (состоящей, кстати, из двух человек) стало известно еще в 2019 году — он связан с переносом сюда столицы Дальневосточного федерального округа.
В то же время, за эти годы заметно усилились личные контакты президента Республики Александра Лукашенко и главы региона Олега Кожемяко. Глава союзного государства не раз называл губернатора своим "хорошим другом" и "большим другом Беларуси", а в марте 2021 года принял делегацию из Приморья во главе с Олегом Кожемяко и заключил ряд договоренностей (закупка почти 400 единиц белорусской коммунальной техники, создание в Приморье сборочных производств комбайнов и тракторов, поставка инкубационного яйца, проведение культурного фестиваля (12+) и т.д.).
Александр Лукашенко и Олег Кожемяко в Минске. Фото: president.gov.by
— Я напомню, что и при Евгении Наздратенко мы видели здесь Лукашенко, — говорит Андрей Калачинский. — Я лично жал руку нынешнему президенту Белоруссии. Он выступал у нас на телевидении. Я спрашивал "ну как же с Беловежским соглашением?" Он ответил "придет время, и я все расскажу". Но ничего так и не рассказал. Думаю, что было бы гораздо приятнее узнать, что мы с этой страной стали единым государством, чем комментировать то, что открылось его представительство во Владивостоке. Открытие дипмиссии говорит как раз о том, что мы не единое государство.
Виктор Бурлаков отметил, что "нет никакого специального влияние региональных властей на процессы открытия консульств и представительств".
— Тут все даже на государственном уровне вряд ли что-то может повлиять, — подчеркнул он. — В свое время генконсульство КНДР, находясь в Находке, переехало во Владивосток. Генконсульство Китая изначально было в Хабаровске, а во Владивостоке — только представительство. Оно тоже переехало во Владивосток. С Белоруссией это тоже сработало. Международная практика говорит о том, что представительства организовываются там, где складываются наибольшая необходимость, где есть заинтересованность страны, где город был бы более представителен и показателен. Владивосток со временем становится более популярным. И ВЭФ здесь проходят, и столицу ДФО перенесли. И большое количество иностранных консульств сконцентрировано во Владивостоке — логика тут присутствует.
Трижды образованный зампред
Новым заместителем председателя правительства Приморья стал Николай Стецко. Из примечательного — ему 30 лет (самый молодой из зампредов), имеет три высших образования ("Регионоведение", "Государственное и муниципальное управление" и "Экономика и управление народным хозяйством"), вошел в ТОП-40 конкурса "Лидеры России". Ранее руководил агентством проектного управления региона.
Николай Стецко в правительстве будет курировать вопросы экономики, проектной деятельности, промышленности и торговли, профессионального образования и туризма. С его приходом связывают возможную перезагрузку краевых институтов развития.
Руководитель краевого департамента проектного управления рассказал о позитивном менеджерском опыте в ДВФУ и приоритетах в нынешней работе
— Мы с товарищами обсуждали, а чем этот человек известен, кроме того, что у него три образования и что он участвовал в "Лидерах России". Что за ним реального есть? — задается вопросами Андрей Калачинский. — Это намного важнее. Пока мы видим, что человек а) молодой, и б) мы можем на него только надеяться. Если он окажется удачным выбором — порадуемся за него. Это пока подкидывание монетки. Повезет нам с ним или нет. Надеюсь, что повезет.
— Если мы видим на высоких должностях конкурсантов "Лидеры России", это можно только приветствовать, — считает Вячеслав Беляков. — В целом, вся эта программа и задумывалась для того, чтобы пополнить очень короткую кадровую скамейку в регионах. В том числе, в Приморском крае. Честно говоря, не знаю, с какими целями было сделано это кадровое назначение, но можно сказать точно, что конкурс "Лидеры России" — один из лучших источников, чтобы набирать новых чиновников в администрации разных уровней.