Заседание дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия" (12+) по теме "Развивать Дальний Восток — что это значит?" состоялось во Владивостоке во вторник, 20 июля. Участники обсуждали результативность программ по развитию региона, анализировали исторические факты, обсуждали отношения с приграничными странами. Своим видением того, почему национальные программы развития Дальнего Востока не работают достаточно эффективно, поделился заместитель директора Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, эксперт фонда "Хамовники", кандидат исторических наук Анатолий Савченко.
Напомним, что основная задача дискуссионной площадки "Тихоокеанская Россия", созданной Приморским отделением Союза журналистов России и Дальневосточным отделением Российской академии наук, — создание сообщества экспертов, которые хотят и могут менять Дальний Восток к лучшему.
— Ответ на вопрос "Зачем развивать Дальний Восток?" у каждого свой. Для президента развитие Дальнего Востока должно соответствовать стратегическим установкам, для министра финансов — не нарушать макроэкономическую стабильность, для губернатора — удерживать социально-экономические показатели региона. Для предпринимателя — льготные условия деятельности и отсутствие помех. Главное — как свести эти разные ответы в единую политику, которая, помимо стратегических целей, позволила бы отвечать на вопрос "Почему именно здесь, на Дальнем Востоке, надо жить и работать?"
Теперь что касается ТОРов. ИА PrimaMedia недавно опубликовало показательное интервью с министром по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым. У него спросили, что в деятельности по созданию ТОСЭР получилось, а что нет. Это интервью, на мой взгляд, показало необходимость рефлексии.
Первоначальная модель "территории опережающего развития", очевидно, не заработала. По разным причинам. Дело не только в подходе к реализации этой политики, но и во внешнеполитических причинах, которые повлияли на нашу страну. Политика не заработала, но об этом никто не говорит. Никто сейчас не оценивает ТОРы по тем критериям, которые изначально закладывались, когда эти территории были образованы. Как мы помним, они имели экспортную направленность, были нацелены на привлечение иностранных технологий, создание конвейерных производств на экспорт.
Результаты этой политики нужно показывать. Можно говорить о привлеченных в экономику триллионах рублей инвестиций, о 70-ти тысячах рабочих мест. Но можно приехать на сами площадки и увидеть, что некоторые из них, официально являясь заполненными, выглядят как чистое поле. Отсюда возникают вопросы: где эти люди? Где эти инвестиции?
Дальний Восток развивался в самых разных условиях. В последние годы дальневосточной политикой "рулит" Москва, и люди связывают какие-то проблемы с этим. В 90-е годы дальневосточной политикой "рулили" дальневосточные губернаторы, но выдающихся результатов не было и тогда.
Выскажусь и на тему программ развития Дальнего Востока. На них можно смотреть по-разному. Важно различать понятия "политика развития", "идеология развития" и "программа развития". Программа — это, как правило, документ, созданный путем компромиссов и многочисленных согласований, начиная от уровня их принятия, когда довольно часто случайные предложения случайным образом попадают в документы, потом — в бюрократических кабинетах — случайным образом обрезаются, а потом, в процессе сокращения бюджета, случайным образом финансируются.
Ни одна программа развития, начиная с горбачевской программы 1987 года, не была полноценно сформулирована и реализована.
Это были скорее политические компромиссы, когда сходились интересы региональной, федеральной власти и различных ведомств. Это один из ответов на вопрос "Почему программы продолжают принимать, несмотря на то, что они оказываются неудачными?" Это механизм согласования различных интересов, — отметил Анатолий Савченко.
Участниками дискуссии стали председатель Приморского отделения Союза журналистов России Виктор Суханов, академик РАН, заместитель председателя ДВО РАН и заведующий Центром глобальных и региональных исследований ИИАЭ ДВО РАН Виктор Ларин, ученый и политик, почетный гражданин Приморского края, председатель ЗСПК (четвертого и пятого созывов) Виктор Горчаков, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ (г. Москва), доктор исторических наук Сергей Караганов, директор "ДОМ.РФ" в ДФО Александр Левинталь, председатель ДВО РАН, академик Валентин Сергиенко, заместитель директора Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, эксперт фонда "Хамовники", кандидат исторических наук Анатолий Савченко, директор музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева Виктор Шалай, вице-президент Союза "Приморская торгово-промышленная палата" Михаил Веселов, заведующий отделом международных отношений Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, доктор политических наук Сергей Песцов, заведующий кафедрой философии Школы искусств и гуманитарных наук, доктор философских наук Сергей Ячин.