Торговым сетям "Самбери" и "Реми", оккупировавшим Приморье, вскоре придется потесниться — планы выхода на Дальний Восток озвучил ритейлер X5 Retail, в портфель которого входят "Пятерочка" и "Перекресток". Эксперимент с запуском прямого авиасообщения с Санкт-Петербургом из Владивостока и Хабаровска "штормит" из-за низкой загрузки рейсов. Губернатор Приморья пообещал "посодействовать" в прокладке газопровода к птицеводческой фабрике "Агроптица", работающей на мощностях обанкротившегося "Михайловского бройлера". Верфь "Звезда" готова потратить около 800 млн рублей на программу виртуализации.
Об этих и других важных экономических тенденциях читайте в еженедельном бизнес-дайджесте ИА PrimaMedia.
"Пятерочку" готовят к заходу на Дальний Восток
Федеральные торговые сети продолжают нервировать дальневосточных конкурентов заявлениями о планах экспансии в регион. На данный момент в Приморье и Хабаровске бал правят местные игроки — "Самбери" и "Реми" (принадлежит семье Дмитрия Сулеева). Первая не так давно поглотила большую часть бизнеса сети "Фреш 25". Свою нишу на рынке Приморья пытается занять проект сети минимаркетов "Квартет вкусов" от создателей ритейлера ДНС (DNS).
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, подготовку к заходу в Приморье ведет сеть "Бристоль", позиционирующая себя как "сеть магазинов "у дома", но торгующая в основном крепкими напитками.
X5 Retail Group, крупнейший в России ритейлер по объему продаж, планирует начать открывать первые магазины на Дальнем Востоке в 2022 году.
До 2023 года мы продолжаем развитие на Восток и будем представлены во всех восьми федеральных округах, у нас будет более 20 тысяч магазинов",
— сказал главный исполнительный директор Х5 Игорь Шехтерман на конференции для партнеров "Диалог Х5-2020"
В настоящее время компания представлена в семи федеральных округах: Центральном (50% в структуре продаж за I полугодие 2020 года), Приволжском (18,8%), Северо-Западном (14,5%), Уральском (6,8%), Южном (6,1%), Сибирском (2,8%) и Северо-Кавказском (1%).
X5 Retail Group — крупнейший в России ритейлер по объему продаж. На конец марта группа объединяла 16 тысяч 658 магазинов, включая 15 тысяч 739 магазинов "у дома" "Пятерочка", 846 супермаркетов "Перекресток" и 73 гипермаркета "Карусель".
Япония и Тайвань довольствуются крохами
А вот "Магнит", крупнейший по числу магазинов и второй по размеру выручки ритейлер в России, на Дальний Восток пока не замахивается.
"Нет, пока текущих планов по развитию в данном федеральном округе у нас нет", — сказал директор по связям с инвесторами Альберт Аветиков в ходе "Диалога с эмитентом", организованного БКС, отвечая на вопрос о планах выхода на рынок Дальнего Востока. — Мы думаем, будем продолжать развиваться в текущих регионах присутствия, и, безусловно, с возможным приобретением "Дикси" ставка в первую очередь будет сделана на две столицы, на Москву и Северо-Запад.
Согласно данным аналитической компании InfoLine, в 2020 году на десятку лидеров приходилось 37,4% российского рынка продовольственного ритейла. Крупнейшим в России ритейлером является X5 Retail Group с долей рынка 12,8%, у следующего за Х5 "Магнита" доля составляет 8,8%, объединенная компания ДКБР замыкает тройку лидеров (доля 6,6%). За ними следуют "Лента", "Ашан", Metro, "Светофор", "О"Кей", "Монетка" и "Вкусвилл".
Без посадок в Петербург летать невыгодно
Эксперимент с запуском прямого авиасообщения с Санкт-Петербургом из Владивостока и Хабаровска, на который на фоне пандемии решилась авиакомпания Nordwind ("Северный ветер"), не выдержал испытания рублем из-за низкой загрузки рейсов. С 16 августа авиакомпания отменяет прямые рейсы из Хабаровска в Северную столицу, утвержденное расписание из Владивостока пока продолжает выполняться.
Представитель Российского союза туриндустрии Валентина Асеева назвала "Интерфаксу" две возможные причины для отмены рейсов. Во-первых, полностью заполнить два рейса в неделю в Санкт-Петербург для Хабаровского края затруднительно, так как спрос на такие перелеты не такой высокий как из Москвы и других крупных российских городов. Еще одной возможной причиной отмены прямых перелетов могло стать то, что Nordwind не вошла в число авиакомпаний, получивших так называемую "дальневосточную субсидию" на эти направления.
На рейсе были субсидированные перевозки для пенсионеров и молодежи, деньги закончились на такие субсидии, государство не выделило дополнительно, а перевозчик, возможно, на это рассчитывал. Деньги на дальневосточную субсидию выделены только "Аэрофлоту", а он туда (из Хабаровска в Санкт-Петербург — прим. ред.) не летает",
— сказала Валентина Асеева.
Плюс в том, что Nordwind выполняет все свои текущие обязательства перед пассажирами — пересаживает тех, кто приобрел билеты на более поздние даты, на свои же рейсы в Санкт-Петербург, но с пересадкой в Москве.
Беспосадочные рейсы в Санкт-Петербург из Владивостока и Хабаровска не выполнялись пять лет, после того как это направление закрыла обанкротившаяся авиакомпании "Трансаэро".
Рейсы Nordwind из Хабаровска в Санкт-Петербург открылись в октябре 2020 года. Первоначально они были запланированы дважды в неделю, но чуть позже авиакомпания сообщила об отмене полетов с 9 ноября по 23 декабря из-за низкого спроса. В летнем расписании перелеты сохранялись. Рейсы из Владивостока в Санкт-Петербург Nordwind открыла 1 июня текущего года. На маршруте используются воздушные суда A330-200 с местами бизнес-класса. Общее время в пути — 8 часов 45 минут.
Кожемяко пообещал открыть вентиль для "Агроптицы"
Власти Приморья без раскачки взялись решать задачу газификации — к 2023 году в регионе планируется подключить к "большой трубе" около 72,5 тысяч домовладений. При этом, газ будут подводить до границ земельного участка бесплатно, дальше по территории домовладения — за счет собственника.
По территории края проходит магистральный газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток. По этому газопроводу с 2011 года осуществляются поставки газа в регион.
Глава Приморья Олег Кожемяко напомнил, что с 2023 года начнется газификация юга Приморья, "и уже сейчас необходимо определить промышленные предприятия, объекты энергетики и ЖКХ, которые будут переведены на газ". Одним из потенциальных газополучателей является ООО "Агроптица", реализующее птицеводческий проект на мощностях обанкротившегося "Михайловского бройлера".
Будем содействовать и в прокладке газопровода к фабрике, ориентировочно в период с 2022 по 2023 годы, уже есть такие договоренности с "Газпромом". Приморский край заинтересован в развитии этого предприятия",
— сказал Олег Кожемяко.
Поставку природного газа потребителям в Сахалинской и Амурской областях, Камчатском и Приморском краях осуществляет АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" (до 6 июля 2015 года — ОАО "Хабаровсккрайгаз"), входящее в группу компаний "Газпром межрегионгаз".
В октябре 2020 года ПАО "Газпром" и Приморский край приняли программу развития газоснабжения и газификации региона на новый пятилетний период 2021-2025 годов. Инвестиции "Газпрома" предусмотрены в объеме 21,139 млрд рублей. В ближайшей перспективе предусмотрена газификация морского порта "Суходол" в Шкотовском районе, Находкинского завода минеральных удобрений и концертно-спортивного комплекса "Фетисов-Арена".
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, одними из первых в Приморье доступ к природному газу получили верфь "Звезда", "Спасскцемент" семьи бывшего мэр Владивостока Игоря Пушкарёва, тепличный комплекс "НК Лотос" и производственная площадка ООО "Русагро-Приморье" (входит в группу "Русагро") в ТОР "Михайловский".
Верфь "Звезда" будет суперпродвинутой
Судоверфь "Звезда" (создается консорциумом во главе с НК "Роснефть") готово потратить более 800 млн рублей на создание центра обработки данных (ЦОД).
Согласно данным сайта госзакупок, ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" объявило четыре запроса оферт на выполнение соответствующих работ. Самый крупный лот со стартовой ценой 570,7 млн рублей предусматривает установку систем виртуализации рабочих мест и резервного копирования данных.
Остальные контракты рассчитаны на установку антивирусной защиты (начальная цена — 125,4 млн рублей), внедрение системы корпоративной сети передачи данных (начальная цена — 98,3 млн рублей), а также системы удаленного доступа к ресурсам корпоративной сети (начальная цена — 18,5 млн рублей).
Прием заявок завершится 9 августа, итоги планируется подвести 20 августа.
ССК "Звезда" создается на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) консорциумом АО "Роснефтегаз", ПАО "НК "Роснефть" и Газпромбанка. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает "Роснефть" с заказом порядка 30 судов. Сейчас в портфеле верфи насчитывается более 50 судов.
Приморье готовится к лесному локдауну
Запрет на экспорт круглого леса, вводимый с 1 января 2022 года, больше всего повлияет на лесозаготовителей в семи регионах России, в том числе Приморский и Хабаровский края.
С 1 января прекращается вывоз с территории РФ необработанных и грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. Запрет коснется деятельности порядка 4 тысяч организаций, которые, по данным системы ЛесЕГАИС, в 2020 году занимались экспортом древесины.
Согласно информации ФТС России, в 2020 году объем экспорта необработанных лесоматериалов в целом по России составил 15,5 млн кубометров, или 7,2% от общего объема заготовленной древесины.
Как отмечает Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослес), список регионов с наибольшими объемами экспорта круглых лесоматериалов возглавляют Хабаровский край (2,7 млн кубометров). Также в списке Вологодская область (2,2 млн кубометров), Иркутская область (1,9 млн кубометров), Приморский край (1,6 млн кубометров), Ленинградская область (1 млн кубометров), Красноярский край (0,8 млн кубометров) и Карелия (0,7 млн кубометров). Совокупно на долю этих субъектов приходится 70% всего экспорта необработанных лесоматериалов страны.
В стоимостном выражении максимальная доля необработанной древесины от всего объема экспорта древесины и изделий из неё приходится на Дальний Восток — 42%. В среднем по России это показатель составляет 12%.
Новые владельцы Приморской ГРЭС серьезно раскошелятся
ООО "Сибирская генерирующая компания" (СГК, входит в СУЭК) на данный момент оценивает стоимость проекта реконструкции Приморской ГРЭС (крупнейшая тепловая электростанция Приморского края) в 28 млрд рублей.
Огромный проект у нас по Приморской ГРЭС. На днях принято решение по старту реализации проекта Приморской ГРЭС с ориентировочным capex 28 млрд рублей с НДС. Это ориентировочный capex, постановление правительства сегодня еще находится в стадии разработки, мы ждем с началом августа постановление и уже официальный старт работ",
— сообщил замгендиректора СГК по строительству объектов ДПМ Андрей Егоров на пресс-конференции в Instagram-аккаунте компании.
Речь идет, ни много ни мало, о глобальной реконструкции станции, обновлении всех девяти энергоблоков.
"Охватит полностью реконструкцию всего котельного оборудования, части вспомогательного оборудования, турбин, замену генераторов (два генератора выходят из строя), реконструкцию системы топливоподачи, системы гидрозолоудаления, вагоноопрокидователей, которые с 1970 года не реконструировались — ремонтировались, конечно, но не подвергались капремонтам, и сегодня находятся в плачевном состоянии. Огромная программа запланирована к реализации", — подчеркнул Егоров.
Завершение программы намечено на декабрь 2024 года.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, в 2020 году "РусГидро" обменяла непрофильные активы — Лучегорский угольный разрез и технологически связанную с ним Приморскую ГРЭС (на 41,98%-ю долю, принадлежащую группе миноритарных акционеров в уставном капитале ПАО "Дальневосточная энергетическая компания" (ДЭК). Приморская ГРЭС входит в СГК с апреля 2020 года.
СГК принадлежат 6 ГРЭС, одна ГТЭС и 19 ТЭЦ общей установленной электрической мощностью 17,5 ГВт и тепловой мощностью 26,5 тыс. Гкал/ч, а также тепловые сети, ремонтные и сервисные компании. СГК является крупнейшим производителем тепловой энергии за Уралом и вырабатывает четверть электроэнергии энергосистемы Сибири.