3 августа исполнилось 70 лет основателю первой частной художественной галереи на Дальнем Востоке Александру Городнему. А год назад, к сожалению, остался тоже почти совсем незамеченным другой примечательный юбилей — 30-летие его детища — легендарной галереи, а сейчас музея современного искусства "Артэтаж".
Середина 1990-х — начало 2000-х… Казалось бы, один из самых деструктивных периодов для российской культуры. Но свобода творчества, совпавшая с небывалым расцветом приморской живописи, дали свои плоды. "Артэтаж" размещался тогда в самом центре Владивостока, в "Белом доме" — на первом этаже краевой администрации. Жизнь вокруг галереи буквально кипела, и вскоре она стала эпицентром выставочной деятельности всего Дальнего Востока.
Это было удивительное время. Галереи "Артэтаж" Александра Городнего, "Арка" Веры Глазковой и позже присоединившийся к ним Portmay Александра Скляра проводили громкие, грандиозные выставки, и многие из них стали настоящим событием культурной жизни всего региона. А параллельно проходили, организованные ими, крупные международные вернисажи — в Европе, Америке и Японии… Гостями Владивостока были известные зарубежные художники Росс Коутс, Лари Рэндал, Мариэль Онодера, Омиа Масаро, Ёсио Мураками и многие другие. Их работы теперь находятся в коллекции "Артэтажа".
Приморские художники много и интересно работали, и их экспозиции часто сменяли одна другую… Виктор Федоров, Юрий Собченко, Александр Пырков, Виктор Шлихт, Рюрик Тушкин, Федор Морозов, Валерий Ненаживин, Андрей Камалов, Евгений Макеев, Виктор Серов, Ильяс Зинатулин, Владимир Старовойтов, Сергей Симаков, Джон Кудрявцев, Александр Арсененко, Владимир Погребняк, Лидия Козьмина, Михаил Павин… "Золотой век" приморского авангарда.
Недаром же один из тогдашних деятелей российского и международного художественного рынка, галерист и авантюрист Александр Глезер, неожиданно для многих вдруг ставший благодетелем приморских живописцев, приехал во Владивосток и подружился с А. Городним, а затем, спустя какое-то время, на глазах у изумленной общественности, пытался совершить рейдерский захват галереи "Артэтаж"… Но эта затея, к счастью, ему не удалась.
Приморец по рождению, историк по образованию и рокер по складу души, Александр Городний, или Городничий, как его называют художники, с завидной интуицией нашел своё "время и место", поддержал и поставил на крыло многих известных теперь художников, его "Артэтаж" принес поистине мировую известность приморской живописи, а Владивостоку — славу одного из признанных центров современного искусства.
Александр Городний и приморские художники. из архива Александра Городнего
И, если в ближайшие год или два не будет издан большой каталог коллекции "Артэтажа", с рассказом о бурной и весьма содержательной деятельности музея и его отца-основателя Александра Городнего, то он никогда уже не будет издан. Останется незапечатленной и уйдет в небытие целая эпоха в художественной жизни Дальнего Востока и России. Это будет огромная расточительность и несправедливость. И наш с вами общий плевок в будущее… А для того, чтобы этого не случилось, нужны только деньги на печать каталога. Все остальные хлопоты и затраты я готов взять на себя.
Александр Колесов, директор издательства "Рубеж"