Вице-премьер и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев провел во Владивостоке брифинг ProДФО "Дальний Восток: итоги и новые вызовы", сообщает ИА PrimaMedia. Заместитель председателя правительства РФ оценил подготовку к Восточному экономическому форуму, нового мэра дальневосточной столицы Константина Шестакова, а также ответил на вопросы журналистов ведущих СМИ региона о мерах по борьбе с ЧС, состоянии погранпереходов и ряд других.
О ВЭФ
Юрий Трутнев отметил, что Восточный экономический форум в прошлом году не проводился и это ощущается в текущем году. При этом он подчеркнул, что темпы, которые были набраны за прошедшие годы, необходимо удержать.
"Внимание со стороны всего мира на прошедшем форуме в 2019 году было серьезным — участвовали 65 стран и 8 тысяч гостей, собрались руководители крупнейших компаний АТР, России, представители органов власти. Разговор был предметный", — сообщил Трутнев.
В этом году уже заявились участники из 54 стран. Но заявки продолжают поступать. Что касается подготовки к форуму, полпред сказал, что она идет "медленнее, чем хотелось бы".
Вице-премьер и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев провел во Владивостоке брифинг ProДФО. Фото: ИА PrimaMedia
"Я сегодня коллег ругал (во время осмотра установки павильонов "Улицы Дальнего Востока" на набережной ДВФУ — прим.ред.) Они мне называли сроки — 30 августа. Зачем 30-го? 1 сентября открывается форум. Надо проверить оборудование, чтобы все было сделано так, как надо. Мы заставим наших коллег-губернаторов работать своевременно", — подчеркнул Трутнев.
Многие объекты, презентующие регионы Дальнего Востока участникам Восточного экономического форума, не готовы
Также полпред подвел промежуточные итоги ВЭФ и рассказал о некоторых планах на будущее. По его словам, сейчас на стадии реализации 2600 проектов. Общий объем уже произведенных инвестиций — 1,9 трлн рублей. Согласно соглашениям, к 2024-2025 году они должны подойти к цифре в 6 трлн.
"Не думаю, что какой-то другой макрорегион может с нами состязаться", — сказал Трутнев.
При этом, в 50 проектах объем инвестиций превышает 10 млрд рублей. Один из них — Баимская рудная зона в Чукотском АО — в случае реализации способен удвоить бюджет региона.
Юрий Трутнев подчеркнул, что многие "спящие" проекты начали осуществляться только в условиях преференциальных режимов. Старт им дали экспериментальные площадки. В создании таковых главной движущей силой была поддержка президента "на каждом шаге".
"У нас часто были совещания, когда 90% участников выступали против (преференций Дальнему Востоку — прим.ред.), — отметил Трутнев. — Например, по выравниванию энерготарифов. Получали постоянно отказы от министерств. Потом провели совещание у президента. Присутствовало человек 15. Из них 14 высказались против. Президент во время мероприятия не поднимал головы и слушал. А потом, когда все выступили, сказал — эту землю наши предки омывали кровью. И тут уже все остальные опустили головы… Так что законодательство не должно быть одно на всю страну. Она у нас разная. Дальний Восток — особая территория, для которой нужно особое законодательство".
Полпред подчеркнул, что "мы только учимся разрабатывать преференциальные режимы".
"Вокруг нас страны, которые демонстрируют устойчивый и быстрый рост, — отметил он. — Инвесторы — свободные люди. Могут вкладывать в Россию, а могут — в Корею или Японию. Чтобы инвестиции шли к нам, надо постоянно совершенствоваться. Они это и делают. Япония постоянно меняет преференциальные режимы".
Вице-премьер заметил, что экономически на Дальнем Востоке достигнули многого, однако социальное развитие за экономикой не поспевает.
"Взять и прямо сейчас решить все проблемы — это к старику Хоттабычу, — сказал он. — Но у нас есть национальная программа развития Дальнего Востока, и есть поручение президента достигать цели не по всему ДВ в целом, а по каждому региону отдельно. К 2024 году должны быть существенные изменения в качестве жизни в ДФО".
О дальневосточной авиакомпании
Юрию Трутневу задали вопрос о дальневосточной авиакомпании. По словам вице-премьера, создание единой структуры напрашивалась давно. Изношенный парк, проблемы с обучением пилотов, сложности в субсидировании перевозок для целого ряда субъектов — все это копилось годами и требовало решений.
"Единая компания дает единый баланс, — считает Трутнев. — Чтобы в рамках этого баланса были предусмотрены билеты по тем ценам, которые мы обещали, чтобы было понятно, сколько нужно выделять средств из бюджета на субсидированные маршруты. И второе — нужны новые самолеты. Позиция однозначная — они должны быть российского производства".
Вице-премьер подчеркнул, что к 2025 году пассажиропоток дальневосточной авиационной компании должен быть увеличен в два раза.
О ЧС
Юрий Трутнев ответил на вопрос о том, как минимизировать ущерб от ЧС. Вопрос актуальный — пожары бушуют в Якутии, а в Амурской и Еврейской областях прошли паводки.
"Лет восемь назад, когда я работал министром природных ресурсов, то делал доклад на заседании правительства о климатических изменениях, — отметил полпред. — Общие выводы помню до сих пор. В чем сходятся учёные — на планете будет расти количество ЧС и повышаться степень их опасности. Сегодня мы видим реализацию этого прогноза. Но исправить это можно и нужно".
Вице-премьер и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев провел во Владивостоке брифинг ProДФО. Фото: ИА PrimaMedia
Юрий Трутнев рассказал, как на днях побывал в Якутии.
"Люди спасают населённые пункты, вырубая лес вокруг своих домов. А дальше интересно — разрешение на вырубку даётся только при введении режима ЧС, — сказал он.
Я дал поручение, чтобы у глав муниципалитетов дали право создавать минерализованную полосу не тогда, когда огонь разгорелся, а заранее".
Что касается паводков, то полпред сообщил, что, по сравнению с 2013 годом, в этом году масштабы паводков и их территориальный охват выше, а уровень ущерба — кратно ниже. В частности, благодаря более точным прогнозам, своевременно принятым мерам, строительству гидротехнических сооружений.
Полпреда также спросили — есть ли альтернатива массовому расселению людей с территорий, где постоянно происходят подтопления.
"Альтернатива простая — защита и строительство гидротехнических сооружений. Что касается массового расселения — не уверен, что это нужно делать, — уточнил Трутнев. — Я был в десятках населенных пунктах, которые подверглись воздействию паводков. И сталкивался с очень интересными случаями. Например, Николаевск-на-Амуре. Дома стоят вплотную к реке. Их подтопило. Были очень жестко поставлены сроки — надо было за год построить жилье и всех расселить. Быстро нашли площадку повыше. Говорю, начинайте строительство со следующей недели. Выходим на саму площадку, попросил жителей поучаствовать. Говорю, здесь хотим вам дома построить — поедите? Нет, не поедем. Почему? Юрий Петрович, вы что, вот речка, вот лодка, мы здесь живем, чтобы рыбу ловить. Нет, жить будем здесь. Но вас же подтапливает? Ну да, но вода пришла и ушла, а рыба остается. Так что расселять людей, конечно, надо, но это надо делать только в том случае, когда они сами того хотят. Я дал поручение — мы проработаем механизм, чтобы с одной стороны создать для людей возможность жить там, где они хотят. С другой стороны, государство не должно платить после паводка за то, что люди живут в паводкоопасной территории и не хотят никуда уезжать. Мы должны создать новый вид пользования землей, в рамках которого государство не несет ответственности за подтопление".
О мэре Владивостока
Один из вопросов касался работы нового мэра Владивостока Константина Шестакова. Юрия Трутнева, который за плечами имеет успешный опыт управления городом-миллионником (Пермь), попросили дать оценку работы главы Владивостока и, заодно, практический совет.
"Практический совет очень простой — любить город. Я когда в 1996 году выходил на выборы мэра Перми, предприятия стояли, фасады были обклеены объявлениями, город не чистился. Я вышел с лозунгом: "Я люблю Пермь". Все смотрели и не понимали, но я выиграл".
Что касается оценки Шестакова, Юрий Трутнев отметил, что впервые видит положительный сдвиг в управлении городом.
"Мэр Владивостока — расстрельная должность. Знаете, проезжая сегодня по улицам города, я увидел, что что-то впервые стало меняться. Я вижу, что Константин Шестаков работает с правильным настроением. Рано давать оценку, но хочется, чтобы он стал мэром, у которого получилось, а мы будем приглядывать и помогать".
Вице-премьер: Это показывает отношение ответственных лиц к людям. И чиновники, которые такое допускают, должны за это ответить
О погранпропусках
Также Юрия Трутнева спросили о том, кто будет ответственен за состояние пунктов пропуска в Приморье на границе с КНР. В ходе одного из прошлых визитов в Приморье полпред посетил такой объект и был крайне не доволен увиденным. По словам Трутнева, данное направление остается "самым сложным".
Вице-премьер и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев провел во Владивостоке брифинг ProДФО. Фото: ИА PrimaMedia
"Что нужно сделать? Это не очень сложные действия. Прежде всего, начать обрабатывать автомобили, которые проходят через пункты пропуска. Там рамки стоят, они ржавые и ничего из них не течет. И корыта внизу тоже сухие. Почему этим коллеги так занимаются — сложно сказать. Я этот вопрос поднял перед председателем правительства. Во-вторых, Приморье — уникальный регион. Здесь было пять частных пунктов пропуска. Зачем они частные, я понять не могу. Мы с этим как-то справились. Частных пунктов пропуска у нас здесь нет. Сейчас надо государственные привести в порядок. Надо сделать, чтобы было обеззараживание. Как временная мера, считаю допустимым электронную очередь. Все меры понятны. Но это одно из тех направлений работы, которым мы не можем похвастаться. Наоборот, оно у нас хуже всего. По проблеме есть доклад рабочей группы. Предложения лежат на столе у председателя правительства. Насколько я знаю, конечного решения пока не принято", — рассказал он.
Напомним, что Юрий Трутнев с 17 августа находится во Владивостоке с рабочим визитом. Вице-премьер посетил ДВФУ, осмотрел павильоны выставочной композиции "Улица Дальнего Востока" на набережной ДВФУ, кампус университета, а также объекты на набережной Спортивной гавани и на центральной площади города.