На этой неделе произошла масса событий, которые сами по себе кажутся обыденными, но при погружении в контекст обретают новые качества. Губернатор Приморья Олег Кожемяко в очередной раз высказался за возвращение прямых выборов мэра Владивостока, уточнив, что эту инициативу поддержат в приморском парламенте. Правда, ему еще предстоит наполниться депутатами — региональные выборы впереди. Тем временем мэр-пока-еще-назначенец Владивостока Константин Шестаков получил от полпреда Юрия Трутнева совет да похвалу. Сам Юрий Трутнев провел два плодотворных дня в дальневосточной столице. Экс-губернатор Сергей Дарькин приобрел часть Владивостокского рыбного порта, что несколько меняет не только экономический, но и политический ландшафт. А малым партиям стали поступать отказы в регистрации их списков на выборы в ЗС ПК.
Выборы мэра вернут, но с условием
Губернатор Олег Кожемяко подтвердил свое намерение вернуть прямые выборы главы Владивостока. На сей раз, уточнив, что одна политическая партия в Законодательном собрании Приморья поддержит такое решение после региональных выборов, которые состоятся 19 сентября 2021 года.
"Надо дать муниципалитетам такое право, — отметил губернатор. — Мы на ЗС ПК вернемся к тем обязательствам, которые давали в рамках предвыборных обещаний… Во Владивостоке должен быть всенародно избранный мэр".
По словам главы региона, применение мэров-назначенцев было необходимо в "непростые времена". Также он заметил, что "должность мэра не становится такой привлекательной" в последнее время, о чем свидетельствует динамика числа претендентов за последние три мэрских конкурса — с 50 человек до 6. А должность главы города губернатор назвал "тяжелым трудом" (Юрий Трутнев же вообще назвал ее "расстрельной", пожелав при этом успехов действующему назначенцу Константину Шестакову).
Политобозреватель Андрей Калачинский отметил, что "сейчас люди уровня Кожемяко ищут доверительный тон разговора с людьми".
— Он понимает, что владивостокцы почему-то хотят выбирать мэра, — говорит эксперт. — Но выборы — затратная вещь. Как для бюджета города, так и для кандидатов. Кто сможет собрать достаточно денег, чтобы обеспечить себе победу? Губернатор — человек, который прошел через самые разные электоральные события. Он прекрасно знает ответ на этот вопрос. И это нормально, что он осторожно и взвешено говорит о возвращении прямых выборов, не то, чтобы совсем говорит об их возвращении.
Тут стоит отметить, что возвращение прямых выборов мэра Владивостока было одной из инициатив Олега Кожемяко во время его губернаторской кампании 2018-го года. Позже законопроект был отложен депутатами в связи с многочисленными обращениями мэров-назначенцев, которые просили оставить все как есть. Весной этого года Олег Кожемяко ненароком сообщил, что рано или поздно Владивосток будет сам выбирать себе главу, а на недавней инаугурации Константина Шестакова продолжил эту длинную историю обещаний новым — посмотреть, как работает мэр-назначенец и, в случае успеха, выдвинуть его на всенародное голосование.
— Уже традиционно Олег Кожемяко обещает вернуть прямые выборы Владивостока перед другими важными выборами, — говорит политолог Вячеслав Беляков. — В прошлый раз — перед выборами губернатора в 2018 году. Сейчас — перед выборами в ЗС ПК и Госдуму. Возможно, в следующий раз он будет это обещать перед выборами президента в 2024 году.
По словам эксперта, неизвестно, что мешало губернатору выступить с этой законодательной инициативой раньше или приступить к ней прямо сейчас.
— Тем более, что сейчас у одной политической партии большинство в местном парламенте. Это можно сделать в любой момент. Так что обещание можно в очередной раз рассматривать, возможно, как предвыборное, — считает Вячеслав Беляков.
Трутнев и дни
Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев провел плодотворную неделю, наполненную как рабочими визитами в дальневосточные регионы, так и экспертными площадками, в которых он не участвовал лично, но которые вдохновил мыслью, а, главное, поручением.
Стратегическая сессия ProДФО "Сильный Дальний Восток — Сильная Россия", организованная Трутневым, собрала крупных чиновников ДФО, лидеров общественных мнений, активных граждан и федеральных спикеров для выявления самых острых проблем населения и выработки их решений. По словам депутата Госдумы Ирины Яровой, список проблемных сфер макрорегиона согласно опросу населения возглавляет здравоохранение. Также в ТОПе — транспортная доступность, жилье и образование. А решения участники предлагали, пусть и в разных риторических фигурах, по сути, одинаковые — касающиеся увеличения федеральных траншей.
Во Владивостоке Юрий Трутнев провел два дня, в ходе которых проверил готовность города к ВЭФ-2021, встретился со всеми главами субъектов ДФО на Совете и дал напутствие главе Владивостока Константину Шестакову, как успешный экс-мэр мэру-новичку.
Подготовка к ВЭФ-2021 идет, в целом, по штатному расписанию. Если же не в целом, то в числе отстающих — павильоны Улицы Дальнего Востока на набережной ДВФУ. Полпред высказал недовольство, что некоторые объекты находятся еще в степени, далекой от готовности. Но досталось и тем, у кого все идет согласно графикам — их полпред попросил сдвинуть сроки на несколько дней, чтобы был запас времени. "Зачем ждать до последнего момента?" — спрашивал Юрий Трутнев. Вопрос, на который чиновникам тяжело отвечать как-либо иначе, кроме как согласительными кивками.
На заседании Совета ДФО, где присутствовали все главы регионов, обсуждались вопросы борьбы с коронавирусом, ликвидации ЧС, увеличения объемов строительства жилья и ряд других. Если более предметно — вакцинация населения, которая сейчас составляет 46,9 процентов, должна в ближайшее время дойти как минимум до 60. Сдача жилья в эксплуатацию должна вырасти в 1,6 раза (с 2,5 млн квадратов до 3,3 млн). Здесь предложен новый инструмент — программа "Дальневосточный квартал". Но она еще дорабатывается. Вице-премьер акцентировал внимание на оказании помощи пострадавшим от ЧС людям в короткие сроки и в полном объёме (до 1 августа 2022 года), а также озвучил профилактические меры, чтобы сократить риски ущерба от ЧС в принципе.
Также Юрий Трутнев провел брифинг ProДФО "Дальний Восток: итоги и новые вызовы", который транслировался на 17 регионов РФ. Один из вопросов касался работы нового мэра Владивостока Константина Шестакова. Юрия Трутнева, который за плечами имеет успешный опыт управления городом-миллионником (Пермь), попросили дать оценку работы главы Владивостока и, заодно, практический совет.
Вице-премьер правительства — о новом мэре Владивостока, подготовке к ВЭФ-2021 и погранпропусках
"Практический совет очень простой — любить город. Я когда в 1996 году выходил на выборы мэра Перми, предприятия стояли, фасады были обклеены объявлениями, город не чистился. Я вышел с лозунгом: "Я люблю Пермь". Все смотрели и не понимали, но я выиграл".
Что касается оценки Шестакова, Юрий Трутнев отметил, что впервые видит положительный сдвиг в управлении городом.
"Мэр Владивостока — расстрельная должность. Знаете, проезжая сегодня по улицам города, я увидел, что что-то впервые стало меняться. Я вижу, что Константин Шестаков работает с правильным настроением. Рано давать оценку, но хочется, чтобы он стал мэром, у которого получилось, а мы будем приглядывать и помогать".
Прогноз по партиям-"малышам" оправдался
Малые партии, как и предполагалось, стали получать отказы в регистрации списков кандидатов на выборы в ЗС ПК. На неделе подобные решения Крайизбирком принял в отношении реготделений "Родины", "Новых людей" и "Гражданской инициативы".
Новость ни для кого не стала сюрпризом. Эксперты и ранее оценивали шансы "малышей" пробиться в региональные выборы, как близкие к нулю. В основном потому, что непарламентским политобъединениям предстояло собрать подписи в свою поддержку — а это административный барьер, который можно перепрыгнуть только определенным усилием воли. Тоже, кстати, административной.
При этом в медиа непролазность самой процедуры сбора подписей заранее прикрыли историей "малые партии косячат". В телеграм-каналах (12+) стрелки переводили со сложности процесса на нарушения и проколы, которые якобы допускают непарламентские объединения в тщетных попытках накопить подписные листы нужного количества и качества.
— Когда мы говорим о сборе подписей, то собрать их в том объеме, который необходим для выдвижения, практически невозможно, — отметил Вячеслав Беляков. — Даже при идеальной и прилежной работе сборщиков, все равно можно к чему-то придраться, найти нарушения и отказать. Нам еще раз продемонстрировали, что такое сбор подписей на выборах — это, возможно, административный барьер, который в любой непонятной ситуации способен отстранить политические объединения от регистрации.
По мнению эксперта, вопрос о регистрации или нерегистрации списков малых партий — это, возможно, вопрос политических договоренностей.
— То, что общественность заранее готовили сообщениями, что малые партии плохо собирают подписи, и дальнейшее их снятие с дистанции демонстрируют лишь то, что этих договоренностей не было или они так и не были достигнуты, — говорит Вячеслав Беляков.
Ахиллесов порт
Владивостокский морской рыбный порт постепенно переходит под контроль экс-губернатора Приморья Сергея Дарькина и его партнеров. На этой неделе стало известно, что бывший глава региона и бывший вице-губернатор Сергей Передрий стали совладельцами московской компании "Геотекс", которой принадлежит 51,9% уставного капитала ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" (52,14% обыкновенных акций). Как говорят, с "одобрения" местных властей.
Экс-губернатор Приморья и его партнер выкупили долю московской компании, контролирующей Владморрыбпорт
По мнению экспертов, Сергей Дарькин, укрепляя свои экономические позиции в регионе, приобрел и точку уязвимости. Многочисленные бизнесы экс-губернатора ранее не имели особых ахиллесовых пят, которые власти на местах могли бы при необходимости щекотать. По крайней мере, эти пятки находились вне зоны их досягаемости. Что, скорее всего, предоставляло Сергею Дарькину (и его друзьям) некоторую свободу действий.
Недавно эксперты агентства "Минченко консалтинг" поставили Сергея Дарькина в ряд участников межэлитного конфликта с Олегом Кожемяко. При этом самого губернатора из-за этого конфликта разместили в красной зоне рейтинга политической выживаемости. Ситуация нестрашная, но и неприятная. Глава Приморья конфликт в итоге потушил. Как уточняют некоторые эксперты — приостановил.
С этих позиций наличие в активах Дарькина порта, переваливающего, в том числе, и уголь, можно рассматривать в виде некой болевой точкой, которая в случае надобности (нового витка межэлитной раздробленности, например), возможно, будет оголена и задета.
— Последний раз слышал от Дарькина в СМИ только то, что он целиком в бизнесе. Я думаю, что он говорит это искренне, — считает Андрей Калачинский. — У меня нет оснований говорить, что в последнее время он пытался расставить своих людей в региональный парламент. Да, у него есть союзники, друзья, товарищи, и максимум, что они смогли сделать — организовать клуб "Нам здесь жить", который быстро был разгромлен местной прессой. Поэтому я бы не опасался возвращения Дарькина в приморскую политику в каком-то виде. Другое дело — мы не знаем, что по этому поводу думает Олег Кожемяко. Наверно, два человека, опытных и в политике, и в бизнесе, просчитали риски и договорились.