Глава Владивостока Константин Шестаков накануне первой сотни дней на посту (в администрацию он пришел 19 мая в ранге и.о.) встретился с коллективом Медиахолдинга ИА PrimaMedia.
Мэр рассказал о своей команде в лицах, о идеях переноса нефтебазы и порта, о "большом брате" за школьными директорами, о направлении развития города юг-север и о том, почему он действительно хочет сделать город удобным для жителей.
С кадрами решили все. Или почти все…
— Константин Владимирович, насколько за эти три с небольшим месяца получилось освоиться в должности? Подобрать команду? Есть ли она вообще?
— 100 дней — интересный срок. Задуманное удалось сделать процентов на 95. Если говорить о команде, за исключением нескольких направлений, ребята уже пришли. Сегодня несколько человек из края тоже написали заявление на переход в администрацию города. Я их назову.
Глава Владивостока Константин Шестаков в редакции ИА PrimaMedia. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Процесс набора команды — перманентный. Недавно получилось выкроить 40 свободных минут — слетела одна из встреч, и я решил посвятить их нескольким незакрытым вопросам. Пришел в Единую диспетчерскую службу. Встретился с ребятами, задавал вопросы об их работе, рассказал, что был у них условным "тайным покупателем" — то есть пытался понять на личном опыте, насколько их услуги комфортны для жителей и полезны. На следующий день после этой встречи, понимая ситуацию, руководитель ЕДДС написал заявление по собственному желанию. Представляю, что процесс обновления команды будет идти какое-то время. У меня не было запроса на смену команды. Я хотел для себя понять тех партнеров, которых в существующей команде я мог для себя обрести.
— 1-е сентября близится, а в мэрии еще нет зама, который отвечает за вопросы образования. И при этом нет еще начальника управления образования. Что происходит сейчас на этом фронте?
— Есть очень опытный зам, Сергей Дмитриенко. Он возглавлял это направление в Амурской области. Сейчас есть возможность, чтобы он подхватил этот блок. Но я понимаю — шаг промежуточный. Мне бы очень хотелось, чтобы это направление, значимое по определению, было подхвачено и превращено в одно из самых важных и ярких. Я бы хотел, чтобы зам был и начальником управления, чтобы со мной в постоянном контакте был человек, курирующий образование. Сейчас мы продлеваем конкурс. Берем еще месяц, чтобы собрать тех кандидатов, которые хотели бы поучаствовать.
Кандидаты есть, но мне бы хотелось, чтобы это направление было действительно прорывным. Для этого нужно дать возможность в том числе, молодым специалистам, которые видят в себе достаточно потенциала, энергии и знаний. Может, это будут выпускники ДВФУ по профильным направлениям. А, может, это будут ребята из других регионов ДВ и Сибири.
— Почему прорывным? Сейчас все тормозится? Чего не хватает?
— Любому руководителю, который приходит на направление, стараются представить приемлемую картинку. Такую картинку представили и мне. Но, когда я стал собирать обратную связь из аналитики соцсетей и СМИ, то увидел неблагополучные моменты.
Глава Владивостока Константин Шестаков в редакции ИА PrimaMedia. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Два раза в неделю на протяжении двух месяцев мы выезжали по школам и детсадам. Я встречался с учителями и директорами. Была приличная обратная связь после этих выездов. Собрали серьезную выгрузку комментариев по школам: их техническое состояние, учебный процесс, климат, буллинг. Все, что возможно. Эту аналитику я для себя свел и вижу, что нам есть, с чем работать. Вот когда одного директора останавливаешь за локоток и спрашиваешь отдельно от всех "А в вашу конкретную школу когда в последний раз вкладывали деньги?". А он отвечает "А что, были деньги?"... А потом приходишь в другую школу, где директор встречает широкой улыбкой и начинает "Константин Владимирович, посмотрите на этих сотрудников управления. Это прекрасные люди, которые продвигают наше образование вперед!". А там были средства в этом году. Школа неплохая.
Логики в том, каким школам приходят деньги, а каким — нет, я не заметил. Объективного критерия, на что может рассчитывать директор с точки зрения обеспечения элементарными материальными активами. Когда говоришь о ремонтах — это вообще тайна, покрытая мраком.
Вопрос образования объемный и системный. Большое количество блоков работы, которые нужно расширить новому руководителю. Мне хотелось бы, чтобы сюда зашел человек, у которого глаза горят. Которого не нужно было подталкивать, а хотя бы вести в рамках действующего законодательства и все...
Глава Владивостока Константин Шестаков в редакции ИА PrimaMedia. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Давайте посмотрим на уроки технологии. С времен моего детства ничего не поменялось — те же "труды". Но заходишь в некоторые школы, а там бац — ни с того, ни с сего — робототехника. А почему в соседней не так? Может, не было доступа к финансированию? Или не было мыслей на эту тему? Человек работает 20 лет и у него нет запроса на изменения. Все это я заложил в качестве задачи для будущего руководителя. Я хочу предложить муниципальную программу, которая могла бы провести полную модернизацию уроков "технологии". Мы, конечно, не будем насаждать историю с робототехникой, но интересные направления в школах же есть.
— То есть можно говорить об ужесточении требований к директорам?
— Можно говорить о серьезном уровне контроля.
— Вы обещали рассказать про новые кадры в мэрии.
— Сейчас проверку документов на должность моего нового заместителя проходит Дарья Стегний. Она работала раньше в администрации Владивостока, курировала международное направление. Культура, молодежка, международка — это будет ее блок.
Ребята из организационного блока правительства. Мне бы хотелось, чтобы оргблок администрации был усилен людьми, которые все понимают, умеют организовать правильно мероприятие и сам процесс работы.
Их много. Просто, возможно, для широкой общественности эти фамилии ничего не скажут. Для меня же это те люди, на которых я точно могу положиться.
Вынос нефтебазы и порта и рыбный рынок-2024
Глава Владивостока Константин Шестаков в редакции ИА PrimaMedia. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
— Давайте порассуждаем о вашем взаимодействии с такими монстрами, которые формируют основную часть бюджета города и у которых есть свои проблемные места. Ваши предшественники в свое время выдвигали много популистских лозунгов о вынесении нефтебазы и ВМТП за пределы Владивостока. В ближайшей перспективе бизнес такой задачи перед собой не ставит. У них нет ни возможности, ни желания. Вы в каком ключе об этом думаете? Возможен ли какой-то сдвиг в перспективе?
— Это крупнейшие налогоплательщики. Какие должны быть преференции для муниципалитета, чтобы перенос этих объектов превалировал над налоговой отдачей? Я их не вижу сейчас. Для нас эти партнеры важны. Они формируют серьезную часть муниципального бюджета. Нам с этим жить. То, что мы хотели бы новые набережные, так у нас есть еще и Амурский залив. Там никого переносить не надо, там набережную строить надо. Поэтому инициировать какие-то самостоятельные шаги, которые ухудшат экономическое состояние муниципалитета... У нас есть другие направления, над которыми стоит потрудиться в первую очередь.
— Когда во Владивостоке появится свой специализированный рыбный рынок? Что тормозит проект, который уже разработан?
— Я встречался с коллегами (инвесторами — прим. ред.), они обозначили 2024 год. Это вопрос исключительно их воли и финансирования. Ничего не тормозится, все есть. Идите и стройте. Если есть деньги сейчас, вперед. Уже ничего не нужно. Парковка рядом есть. Мне бы конечно хотелось, чтобы они реализовали этот проект красиво. Каких-то сдерживающих факторов со стороны муниципалитета нет.
— Три года назад ваш предшественник Виталий Веркеенко передал администрации автомобили Mazda, которые должны были сформировать ее парк. Что сейчас с этим направлением? Куда исчезли эти белые автомобили?
— Не занимался отдельно этим вопросом, не могу вам прокомментировать.
Мэр-хозполитик
— За последнее время возникла такая дихотомия мэра-хозяйственника и мэра-политика. Якобы мэр — это по хозяйственной части, а политика — не его дело. Но хочу напомнить, что вы получили должность в результате единогласного голосования депутатов гордумы. Все партии подняли за вас руку. Однако, в последнее время мы видим в СМИ, как вы совершаете обходы, общаетесь с кандидатами от одной партии. Возможно, это только мне так кажется и видится. Но вот с точки зрения политического процесса — кем вы себя в нем видите?
— Я мэр Владивостока. Я не мэр-политик и не мэр-хозяйственник. Все это вместе — моя вахта. Абсолютно странно заявлять, как делали некоторые мои предшественники, что я мэр такой-то. А остальная часть работы? Ведь должность связана и с политикой, и с хозвопросами. Очень часто хозвопросы связаны с политикой. Как ты собираешься их решать, если сознательно ограничиваешь себя в действиях? Другое дело, что сейчас жителям города важна чистота и качество общественного транспорта, новые общественные пространства, готовность школ и детсадов. Вполне конкретные вещи, которые к политике прямого отношения не имеют. Если партии, которые сейчас представлены в гордуме, будут голосовать в интересах жителей Владивостока, у меня никаких вопросов ни к кому не будет. Если системная позиция не голосовать за бюджет, каким бы он ни был, встанет во главе угла просто потому что... Мне кажется, что это не в интересах жителей города. А если не в интересах жителей, то мое отношение будет эквивалентным.
У меня сейчас задачи другие. К политическим вопросам — это крепко позже.
По поводу обходов с теми или иными депутатами. Первыми депутатами, с которыми мы выезжали на совместные мероприятия, были коллеги из КПРФ. Потом — из ЛДПР, потом — из "Единой России". То, что сейчас мероприятий больше у одной из партий — так у них сложилось. Меня сейчас больше интересуют мероприятия, которые проводит администрация Владивостока.
Фонтан и точечная застройка
— Недавно был представлен проект реконструкции набережной Спортивной гавани. На рисунках вместо действующего мозаичного фонтана был изображен новый, сухой. Снос старого фонтана на набережной входит в планы администрации?
— Это вообще не вопрос. Меня пытаются связать то со стадионом "Динамо", то с другими экстравагантными решениями. Вопрос фонтана должен рассматриваться жителями города. То, что сейчас запроектировано, не затрагивает территорию, где находится объект. Эта территория только в концепте. Я сам этот фонтан еще с детства помню. Нет у меня задачи его сносить. Если он нужен жителям, давайте приведем его в порядок, пусть стоит еще 100 лет. И это не пустые слова, поверьте.
— Можете сформулировать ваше отношение к точечной застройке?
— Вся застройка, которая не находит отклика у более 49% проживающих на территории в рамках общественных обсуждений — это зло. Все, что нарушает положение существующих скверов, придомовых территорий и детских площадок. Все, что не находит массово отклика у жителей ближайших районов, рассматривается как точечная застройка. Но, если мы говорим, что где-то в районе есть пять ветхих домов и парковка, и жители понимают, что инвестор, который реализует проект, говорит "У вас есть несколько застарелых проблем, решив которые вы можете получить несколько условных плюсов..." И вы соглашаетесь, что на этой территории возможно возведение дома, но получаете какое-то благо, и соглашаетесь с этим благом... и вас 51% и более, значит, это добро. Если люди скажут "нет" этой застройке, давайте искать законные методы, чтобы противостоять этой застройке.
Глава Владивостока Константин Шестаков в редакции ИА PrimaMedia. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Есть еще такая история — "это законно, но неверно"... А зачем меня избирали главой, если глава будут принимать незаконные шаги? Есть законодательство и мнение прокуратуры на эту тему. Если жители скажут массово, что нет, этого здесь быть не должно, давайте искать законные варианты, чтобы этой стройки не было. Предлагать компенсационные участки, например.
Город большой, строится огромное количество компаний. Уверен, что компромисс можно найти. Но то, что уплотнительная застройка во многих районах нужна — это факт.
— Как быть с уже выделенными разрешениями на строительство и участками?
— То же самое. Только по закону. Нет других вариантов. Если есть любые меры для диалога, давайте идти по этому пути. Ничего отбирать не будем. Это не наша задача. Давайте посмотрим, насколько законно был предоставлен этот участок. Если законно, значит ситуация так сложилась. Либо мы можем предложить другие варианты земли или еще что-то.
Если на основании инициативы жителей, какой-то активной группы, прокуратура проверит законность выданного разрешения, я всем скажу спасибо и соглашусь с любым последствием. Буду рад, если подтвердят законность. Преемственность работы есть. Я бы, конечно, хотел, чтобы те решения, которые принимались ранее, были законными. Если скажут, что все хорошо, значит все хорошо. Если скажут нехорошо, давайте смотреть, где те люди, которые принимали эти решения. Если они еще в мэрии, давайте проводить служебную проверку. Если нет, пусть правоохранительные органы разбираются, что с этим делать. Это законный путь. Другого быть не должно.
Тактильная плитка, платные парковки и штрафы
Глава Владивостока Константин Шестаков в редакции ИА PrimaMedia. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
— О благоустройстве и доступной среде. Тактильная плитка разрушается вся и повсеместно... мы несколько раз поднимали этот вопрос, городские власти отвечают, что ее разрушили при чистке снега. На адмирала Кузнецова новый тротуар, асфальт целый, а плитка вообще отсутствует. Вот так получается. Если выйти на остановке Краевая больница, там нормально с коляской или на коляске не проехать. И таких тротуаров в городе очень много. Второй момент — все заставлено машинами. Несколько раз поднимался вопрос о том, почему бы не использовать московский опыт. То есть передать через соглашения с правительством право регистрирования штрафов за неправильную парковку в муниципалитет? Не только в Москве, во многих городах уже есть такая практика. Не гаишники штрафуют, а местные власти. Зафиксировал и отправил письмо счастья.
— По тротуарам — улицы у нас в центре сложились так исторически. Мы можем влиять и реконструировать пешеходные связи в центре — это один из первых шагов на пути, по которому мы пойдем. Но это не понравится многим предпринимателям, за что я вынужден принести свои извинения прямо сейчас. К сожалению, даже успешные ресторанные проекты используют крылечки, предбанники, лестницы, которые никоим образом не легализованы... Позволю легкое напоминание им о том, что в ближайшее время они либо успеют это легализовать (и мы даем такое время, не задавая вопросов), либо мы их демонтируем. Потому что двигаться по той же улице Пограничной стало невозможно.
По тактильной плитке. Сейчас УДИБ (управления дорог и благоустройства — прим. ред.) мне предложит несколько других вариантов, и если они хоть сколько-нибудь будут здесь применимы, мы ими воспользуемся. Первым вариантом была пластиковая плитка. Посмотрели по отзывам — скользкая. Пусть они даже не будут разрушаться, но счастья приносить вряд ли кому-то будут. Рассматривали каменные варианты, которые реализуются в Китае. Металлические. Из этого что-то выберем.
Глава Владивостока Константин Шестаков в редакции ИА PrimaMedia. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
То, что сейчас с ней происходит — мучаю подрядные организации, заставляю переделывать в рамках гарантийных обязательств. Да, мы идем по этому пути. Ни к счастью, ни к сожалению, как данность. Сами установили, значит, будете менять, пока не закончится гарантийный срок.
Что касается перевода полномочий по штрафам за незаконную парковку на уровень города — интересная история. Не всегда есть возможность применить то, что реализуется в Москве, на другие города. Но это любопытное направление, постараюсь применить его здесь. Других вариантов просто не вижу.
— Платные парковки во Владивостоке — насколько этот план реализован? Можете назвать сроки и как сделать, чтобы не вызвать гнева автомобилистов?
— Чтобы не вызвать негатива, нужно вводить все поэтапно. Это факт. Приморский край заключил концессионное соглашение, и организация такой парковки является одним из существенных блоков этой концессии. Как будет организована эта парковка, сколько она будет стоить, какие пилотные территории — это все вопрос глубокой проработки специалистами. Я не должен сейчас выходить с какими-то громкими заявлениями. Но у меня есть внутреннее убеждение, что нам стоит обратить внимание на центр города, на какие-то пилотные улицы. Мне так кажется.
За три года основные позиции концессии должны быть осуществлены в полном объеме. В том числе, и позиция по платной парковке. А сейчас путь простой. Концессионеры разрабатывают проект организации движения по тем территориям, где это возможно. А возможно это не везде. Где закон, нормы и где эксперты скажут, что это возможно, они будут реализованы. Но если честно, это один из этапов большой истории со снижением автомобилизации центра. Все-таки мы выбрали для себя очень простой путь. Это выделенная полоса по магистральному маршруту для общественного транспорта...
— На Светланской ее уже делали, и она перестала работать на второй день. Все запарковали.
— Я понимаю, что сделать что-то и бросить я не имею права. Мне нужно, чтобы был комплекс действий. Чтобы появилась полоса, должны быть камеры, направленные на нее. Должны быть предусмотрены санкции. Не сразу, пусть люди привыкнут. А штрафы должны поступать через какой-то разумный срок. Это все должно быть. Выделенная полоса, камеры, санкции за выезд на эту полосу, за парковку на этой полосе... Все это должен решить ПОДД — проект организации дорожного движения. Сейчас мы его заказали. Мы их разработаем на магистральном маршруте.
Глава Владивостока Константин Шестаков в редакции ИА PrimaMedia. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Вторая часть — это концессия развития общественного транспорта, которую мы, скорее всего, заключим на ВЭФ. Это будет комплекс троллейбус, трамвай и автобус (электробус). Нам нельзя бросить трамвай. Понимаю, что новые трамвайные пути не появятся на Светланской, но то, что они пользуются спросом по пути с Сахалинской до Баляева — это факт. Там должны быть адекватные рельсы, само полотно, новые вагоны. С троллейбусами та же история. Сейчас они — заплатка на заплатке на заплатке. Мы недолго так протянем. Профессионалы должны сделать расчеты — куда было бы целесообразно направить этот более емкий электротранспорт, по какому маршруту и куда он должен прийти в конечном итоге, чтобы разгрузить наши дороги.
Район Уссурийский. Иначе — второй Советский
— Есть ли план у Владивостока по строительству целыми микрорайонами?
— Микрорайон Уссурийский — это то, с чем мы хотели бы шагнуть дальше. Это нереализованный проект еще с советских времен. Территория как бы нависает над Горностаем, южная часть полуострова. Большая работа. Пока нет участка. Был бы участок, я бы сказал точнее про объем строительства.
Вообще, по территории это полноценный аналог Советского района. Участок достаточно объемный, но ввиду того, что есть ограничения в виде земель минобороны и другие, связанные с этим ведомством, завтра проект не случится.
Однако то, что эта территория будет одним из перспективных районов Владивостока — это наша задача. С нее мы должны шагнуть вперед. Понимаю, что мы должны подниматься вверх по карте и на север, но пока район Уссурийский — это одно из предложенных решений советского периода и поддерживаемых текущими урбанистами.
Глава Владивостока Константин Шестаков в редакции ИА PrimaMedia. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
— Сегодня видна тенденция на массовое загородное строительство? Весенняя, Садгород — огромные территории, на которых практически нет общественного транспорта, школ и детсадов. Люди вынуждены пользоваться личным авто, создавая пробки, потому что основная часть все-таки работает в городе. Нет никакой альтернативы.
— То, что там нужна социальная инфраструктура — это факт. По каждой территории, которая была приобретена и сейчас будет заходить на проект планировки, мы будем требовать учета такой инфраструктуры — это факт.
Давайте отдельно про Садгород. Там очень крепкая стройка. Есть несколько проектов комплексной застройки. В их рамках предусмотрены помещения под детские сады. У Владивостока, в свою очередь, есть более 5 га с семью корпусами около "Лесной поляны" — это лицей "Буревестник". Я выезжал дважды на место, потому что нужно принять решение — ремонтировать и запускать туда детей, или принимать решение о комплексной реновации под полноценное и современное учебное заведение. Я бы хотел предложить реализовать там федеральный образовательный проект по типу "Сириуса" в Краснодарском крае: школа и детский сад или просто школа, или интернат — нужно смотреть. Конечно это разные объемы, но подобный как в "Сириусе" подход к проекту — комплексной современной образовательной инфраструктуры — было бы здорово тут реализовать. Я бы хотел, чтобы во Владивостоке появился серьезный проект, который бы отличал столицу Приморья от других городов. Мои крестники полетели в "Сириус", участвовали в конкурсах, олимпиадах и были очень рады такой возможности. Мне хотелось бы, чтобы подобные объекты появились и у нас
"Расстрельные" должности
— Полпред Юрий Трутнев недавно заявил, что должность мэра Владивостока — расстрельная. Что об этом думает мэр Владивостока?
— Ответственная должность, как и многие другие. Не думаю, что она более расстрельная, чем зампред правительства, который курирует 11 направлений. Здесь другая ответственность. Я бы хотел остаться здесь жить и через эти пять лет. Мне потом с этими людьми, жителями Владивостока, ходить по одним улицам. Если я сделаю что-то крепко плохо... Я здесь жить собираюсь, как и мои дети. Вот это для меня важно, а все остальное история вторичная.
Глава Владивостока Константин Шестаков в редакции ИА PrimaMedia. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Я за пятилетний срок должен сделать хорошо. Других задач нет. Поэтому расстрельная или нет... Справился? Молодец. Не справился — не молодец. Связывать свое имя с коррупционными схемами я не желаю ни в каком ключе.
Помните, я заговорил о какой-то своей мечте про стадион "Динамо". Это про возможность на его месте создать общественное пространство, а стадион построить в другой точке. А потом жители высказали свое фи. Если ты сделаешь что-то подобное, не посоветовавшись с людьми, что негативно будет воспринято жителями, а потом рассчитывать здесь остаться... Так себе история. Поэтому нужно очень взвешенно к таким вещам подходить и с людьми советоваться. Остальное меня не смущает. Тему я знаю. Госслужба мне абсолютно понятна. Где взять деньги, чтобы реализовать мечты жителей Владивостока, я тоже понимаю.
— Можете коротко назвать 3-5 решений, шага, которые вам удалось за это время совершить? Что уже совершено или что уже для людей работает?
— Я в начале пути. Гордиться можно тем, что явно вырывается из общей действительности. Чистые дороги и адекватно работающий общественный транспорт не заслуживают отдельного спасибо или реверанса для мэра. Это его работа. Ты за это, пусть и небольшую, но заработную плату получаешь. А за все остальное — это история экстрарешений. Я не могу упомянуть даже те проекты, которые для меня были совершенно очевидными, которые нужно было реализовать, что я и сделал. Гордиться главе города не сильно с руки.
— Дорогу на Светланской за неделю сдали.
— Мне было бы стыдно такое даже упоминать. Мне очень хочется, чтобы наш город, в том числе в рамках крупных и значимых мероприятий, когда к нам приезжают гости со всего мира и из другой части России, видели красивым и преуспевающим. Мы постарались сделать максимум за тот короткий период времени.
Любопытной для меня была реакция по поводу облаков над ТЦ "Максим" ("облачный" фальшфасад появился над сгоревшим торговым центром перед ВЭФ-2021 — прим.ред.)... Мы старались вести диалог с предпринимателями , чтобы они закрывали неприглядные части города, находящиеся в их ведении. Нельзя в моменте демонтировать торговый центр. Там корпоративные споры, споры со страховщиками и прочее. Но город Владивосток должен выглядеть презентабельно. Клуб Дзержинского на Фокина, которому еще год предстоит проектирование — неужели его надо все это время держать перед глазами? Сгоревшее строение на Семеновской, сразу за Миллионкой. Неужели мы, когда прогуливаемся по Семеновской, должны его видеть? А объект в судах. И в 2-3 дня оно приятным или красивым не станет.
Эти вещи должны быть как минимум аккуратными. И мы шли по этому пути. И впредь будем. Это не про то, чтобы пустить пыль в глаза, а про хозяина, который хочет представить эту территорию преуспевающей, чтобы в нас вкладывались инвесторы, а жители хотели здесь жить.