Во Владивостоке завершают подготовку насосного оборудования к отопительному сезону
19 сентября, 20:01
Во Владивостоке обновляют дорожное полотно от Авроровской до Прапорщика Комарова
19 сентября, 19:19
Утвердили новые 10 000 рублей для семей с детьми – закинут на карты через 5 дней
19 сентября, 19:11
В Приморье суд оштрафовал родственника кандидата в депутаты за попытку подкупа избирателей
19 сентября, 18:45
Проблема Овнов, страсть Львов и роман Рыб: подробный гороскоп на 20 сентября
19 сентября, 18:30
Во Владивостоке возбуждено уголовное дело после осквернения памятника Рихарду Зорге
19 сентября, 18:23
В Приморье создается селекционно-семеноводческий центр лесного хозяйства
19 сентября, 18:00
Мир, Влюбленные, Смерть: экстремальный таро-прогноз на эти 3 дня - взрыв эйфории
19 сентября, 18:00
Интеллектуальная транспортная система Владивостока получит новое развитие
19 сентября, 17:50
В Михайловском округе приступила к работе дума первого созыва
19 сентября, 17:45
Тельцы сорвут куш, а Рыбы свихнутся на наличке - прогноз с 20 по 25 сентября
19 сентября, 17:30
Депутат ЗС ПК Игорь Чемерис поздравил первокурсников ДВФУ
19 сентября, 17:29
Популяция диких кабанов в Приморье будет увеличена по решению президента
19 сентября, 17:29
Только успевай стрелять: аккумуляторный степлер
19 сентября, 17:10
В Приморье пройдут масштабные рейды - ГАИ
19 сентября, 17:08
Сбер принял участие в работе съезда "Опора России" во Владивостоке 19 сентября, 13:15
Архангельская область и ВАРПЭ усилят сотрудничество для развития рыбной отрасли в регионе 19 сентября, 12:49
Камчатский край и ВАРПЭ закрепили многолетнее сотрудничество на полях МРФ-2024 19 сентября, 11:14
Почему Дальнему Востоку не хватает электроэнергии и что с этим делать 19 сентября, 10:01
Аграрии Китая хотят арендовать в Приморье землю для выращивания риса и сои 18 сентября, 15:06
Участники рыбопромышленного форума обозначили направления развития экспорта рыбопродукции 18 сентября, 10:22
В Приморье реализуются шесть мастер-планов городов 17 сентября, 16:15
Дальневосточный банк – лауреат премии "Золотой Меркурий" 17 сентября, 16:00
Губернатор ЕАО: Бизнес в регионе получает все необходимые преференции 17 сентября, 10:00
Экспортные пошлины отодвигают окупаемость инвестпроектов рыбаков минимум на год 16 сентября, 17:56
Росреестр: Приморский край лидирует в строительстве жилья на Дальнем Востоке 16 сентября, 12:51
Порты Владивосток и Находка работают с превышением прошлогоднего графика 16 сентября, 08:40
В Республике Беларусь растет доверие к приморским товарам - Олег Кожемяко 14 сентября, 15:00
"Главное, чтобы международная ТОР в Приморье принесла пользу стране" – Юрий Трутнев 13 сентября, 20:35
Группа "Аэрофлот" перевезла 37,2 млн пассажиров за восемь месяцев 12 сентября, 18:00

В новый город Спутник надо перенести правительство Приморского края – эксперт

Известный дальневосточный демограф также призвал подумать хорошенько над названием
1 сентября 2021, 17:57 Общество
В новый город Спутник надо перенести правительство Приморского края – эксперт ИА PrimaMedia
В новый город Спутник надо перенести правительство Приморского края – эксперт
Фото: ИА PrimaMedia

Идея строительства первого города-миллионника на Дальнем Востоке, озвученная главой Минвостокразвития Алексеем Чекунковым и поддержанная вице-премьером Юрием Трутневым, своей административной удалью затронула за живое местное научное сообщество и привела в движение целый пласт уж было окаменевших стремлений к Большому Владивостоку. Министерское визионерство, по мнению экспертов, нуждается в донастройке под региональные реалии. Известный приморский демограф, ведущий сотрудник Тихоокеанского института географии Юрий Авдеев считает, что возведение нового города Спутника имеет смысл при переезду туда правительства Приморского края.

В новый город Спутник надо перенести правительство Приморского края — эксперт

В новый город Спутник надо перенести правительство Приморского края — эксперт. Фото: ИА PrimaMedia

— Идея 30-летней свежести, — говорит Юрий Авдеев. — Впервые она была озвучена в нашем проекте Большой Владивосток в 1991-1993 годах. По существу, его актуальность сохраняется с некоторым всплесками. Не так давно, в 2019 году, я вместе с проектной организацией на инвестиционном совете с участием губернатора докладывал о возможности вынесения административного центра Владивостока за пределы административных границ города. Что сегодня предлагается? Будем говорить так — это урезанный вариант того, что предлагалось 30 лет назад. Подход не столько стратегический, сколько ситуативный. Накануне министр обороны провозгласил строительство новых городов-миллионников в Сибири. Минвостокразвитию нужно было как-то отреагировать, и они заявили о городе-миллионнике здесь.

По словам эксперта, с 90-х годов реальность изменилась и "мысль об агломерации ушла намного дальше".

— До Уссурийска транспортная связь в пределах часа. До Находки в недалеком будущем будет примерно столько же. До Хасанского района — хорошая дорога. Прекрасная дорога до Пограничного. Агломерационные связи вышли далеко за пределы того, о чем мы говорили в 90-х годах, — отметил он. — Сейчас агломерацию стоит рассматривать в пределах 13 районов юга Приморья с населением 1,4 млн человек и площадью где-то 24 тысяч квадратов. Вроде смотришь — огого, в 10 раз больше Москвы. Но Тернейский район сегодня — 27 тысяч. И ничего, живет.

Эксперт подчеркнул, что "агломерация ради агломерации" не имеет будущего и, в первую очередь, необходимо смотреть на то, какие виды деятельности могут развиваться в новых административных рамках.  

— Мы являемся наиболее удобным выходом России в мировой океан, — сказал Авдеев. — Это вам не Черное море с Балтикой. В пределах нашей экономической зоны 5,5 млн квадратов акватории Тихого океана. Поэтому здесь должна проявиться роль России как морской державы. А у морской державы должны быть порты, соразмерные с азиатскими. Порт Пусан — 300 млн тонн грузооборот. Далянь, Шанхай, Сингапур — от 600 до 700 млн тонн. И у нас — все порты Дальнего Востока вместе с опорными пунктами, которых более 60, дают меньше 300 млн тонн. Меньше одного Пусана. Значит, на этой территории должно получить развитие портовое хозяйство. Сегодня в акватории залива Петра Великого — порты Посьет, Славянка, Владивосток, Суходол, Большой Камен, Восточный и так далее .Все они работают разрозненно между собой.

Мы говорим Владивосток — крупнейший порт на ДВ. А он в общей сложности перевозит всего 15 млн тонн груза. Это что за порт? На берегах Уссурийского и Амурского залива, противоположных от Владивостока, должны работать два порта по 200 млн тонн. Хотя бы.

Это, в свою очередь, вызывает необходимость согласования с железной дорогой.

— Сегодня поставлена задача довести грузооборот со 100 до 180 млн тонн по Транссибу и БАМу, — отметил эксперт. — Тут требуется и развитие скоростных трасс. Никакой Шелковый путь нам бы был не конкурент, если бы по Транссибу грузы перемещались со скоростью ну хотя бы 200 км в час.

Сам Владивосток, по мнению ученого, в этом отношении ограничен. Даже если двукратное увеличение грузооборота приведет к тому, что "жизни в городе не будет".

— Надо создавать технологически новые порты на противоположных сторонах акватории города, — считает Юрий Авдеева. — Это одна из функций, которую могла бы выполнять агломерация. А Владивосток должен туристическим центром. Те портовые строения, которые есть в городе, должны превратиться в пассажирский транспортный флот. Естественно, это потребует рекультивации бухты Золотой Рог, доведения ее до первоначального состояния, чтобы и трепанги, и гребешки были, а не тяжелые фракции нефтепродуктов.

Еще одна проблема портового Владивостока — транспорт. Она тоже имеет агломерационное решение.

— Пробки в условиях, когда административный центр находится в оконечности полуострова, не разрешимы, — считает эксперт. — Я, конечно, не знаю, что в голове у министра, когда он говорит о новом городе Спутник. Но в моем понимании — это должен быть новый административный центр агломерации, как единого территориального образования.

Тот самый белый дом, который стоит у центральной площади, должен переехать в новый город. И вокруг него не только 300 тысяч, но больше жителей могут проживать. Смысл в том, что вокруг него все транспортные связи. Это решение транспортных проблем и попытка сохранить исторический облик старого города, как туристического центра.

При этом само название Спутник ученый считает "очень низким полетом фантазии".

— Во-первых, в пригороде Владивостока уже есть одноименная станция. Во-вторых, причем здесь спутник. Я понимаю, "Спутник V", первый спутник в космосе. Но у нас уже есть очевидный бренд — "владеть Востоком". А Спутник здесь ни при чем.

Напомним, что министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков в интервью РБК сообщил, что просчитывается бизнес-модель создания города-спутника Владивостока, который мог бы так и называться — Спутник. По его словам, если объединить Владивосток с Артемом, построить там новый город и привлечь еще порядка 300 тысяч человек в эту агломерацию, на Дальнем Востоке появится первый город-миллионник.

Идею Алексея Чекункова прокомментировал и полпред Юрий Трутнев. Создание нового города вблизи Владивостока, по его мнению, позволит снизить цены на жилье, даст людям новое качество жизни и усилит агломерацию.

В дискуссию о пути развития городов Дальнего Востока включился и президент группы ДНС (DNS) Дмитрий Алексеев (№154 в списке богатейших людей России по версии Forbes). Бизнесмен заявил в своем Telegram (12+), что однозначно поддерживает Чекункова. По его мнению, "Большой Владивосток — это вообще синоним развития российского ДВ".

Пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков прокомментировал, что авторы проекта по созданию первого города-миллионника на Дальнем Востоке смогут доложить о нем президенту РФ 2 сентября на совещании во Владивостоке по развитию Дальневосточного федерального округа.