В рамках Восточного экономического форума (6+) Владивосток посетил президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит. Помимо участия в важнейшем событии в планах у спортивного функционера было обсудить с руководством региона проведение крупного международного турнира. Также глава федерации рассказал ИА PrimaMedia о развитии кибероспорта в России и в ходе беседы разрушил массу стереотипов.
— Дмитрий Вячеславович, когда была создана федерация компьютерного спорта в нашей стране, это произошло в 2017 году?
— Нет. Наша федерация была создана в марте 2000 года, притом мы прошли интересный квест. Нельзя было создать федерацию по виду спорта, которого нет, и нельзя было создать вид спорта без федерации. Примерно год у нас ушёл, чтобы этот круг разомкнуть и в 2001 году Россия стала первой страной в мире, которая признала компьютерный спорт. Потом у нас был долгий путь и только в 2016 году наш вид спорта был признан, а в 2017 году смог войти во второй раздел реестра видов спорта, куда были внесены четыре наши дисциплины. После этого были утверждены Министерством спорта России и зарегистрированы в Министерстве юстиции России требования и условия их выполнения по компьютерному спорту, появилась возможность присвоения спортивных разрядов. Возможность присваивать спортивные звания появилась только в 2020 году. В 2017 году федерация была наделена правами аккредитованной спортивной федерации, а через год — в 2018 году — ФКС России была аккредитована на четыре года. Сейчас мы являемся официальной федерацией и ничем не отличаемся от других видов спорта.
— Сколько сейчас есть мастеров спорта по компьютерному спорту?
— С этим есть сложности. Так как мы молодая федерация, то присвоить это спортивное звание можем только за победу на чемпионате мира. Поэтому мастеров в настоящее время нет.
— Расскажите, любой человек, который играет на компьютере может назвать себя киберспортсменом?
— Конечно нет. Не нужно путать игру на компьютере и киберспорт. Они отличаются друг от друга радикально. В киберспорте у человека есть своя команда, тренер, он регулярно готовится к соревнованиям и выступает на них. Притом подготовка спортсмена не заключается в том, чтобы сидеть и нажимать на кнопки. Она делится на три части. Первая — это теоретическая — изучение теории игр, разбор игр (как своих так и соперника), тактическая и стратегическая подготовка, подготовка домашних заготовок под конкретного оппонента, психологическая подготовка. Вторая часть — это практика, когда люди сидят и отрабатывают механические заготовки, навыки, скорость реакции и так далее. Третья — физическая подготовка, ей уделяется также большое внимание, так как для нас "в здоровом теле — здоровый дух" не просто слова. Это стало очевидным ещё в прошлом веке на примере шахматистов, когда они интегрировали в свою подготовку физические нагрузки и результат у них повысился.
— Но все же. Каждый человек, который играет в компьютерные игры изучает карты в тех же шутерах, делает свои заготовки, но получается, что он не киберспортсмен?
— Хорошо. Вот занимается человек на брусьях во дворе, он спортсмен?
— Скорее физкультурник.
— Вот и в киберспорте спортсменами люди становятся, когда всё принимает систематический характер, когда появляется команда, тренер и постоянные выступления на соревнованиях. Ключевой момент любого спорта — это дисциплина и умение дозировать свою агрессию. Есть даже такой термин спортивная агрессия. Без неё человек нигде не сможет победить ни на соревнованиях, ни в бизнесе. Первое чему учит спорт — это дисциплина, второе — работать в команде и, если говорить о компьютерном спорте, — принятие решения в условиях неполной информации, нехватки времени, менеджмент ресурсов и так далее.
Дмитрий Смит. Фото: ИА PrimaMedia
— Многие россияне когда говорят о киберспорстмене представляют себе эдакого ботана... А вы говорите, что уделяете большое внимание физической форме.
— Сейчас радикально изменился образ киберспортсмена. Если раньше это был молодой человек в очках, то на последнем нашем чемпионате в Челябинске у нас было 9700 зрителей, из них более 2000 прошло через стенд ГТО и 150 сдали нормативы на знак отличия. Если говорить о профессионалах, то они занимаются ещё каким-нибудь классическим видом спорта: кто-то легкой атлетикой, кто-то тхэквондо, кто-то боксом. Не нужно думать, что киберспорт — это сидение за компьютером.
— Представляя себе соревнования по киберспорту люди говорят о турнирах с огромным призовым фондом. Насколько это соответствует действительности?
— За рубежом есть один турнир, который называется The International, там действительно около 40 млн долларов призовой фонд. Есть и другие с призовыми фондами поменьше. Например, мы совместно с ESforce Holding проводили турнир "Эпицентр" с призовым фондом в 1 млн долларов. Прошёл он на ЦСКА-арене, которая вмещает 12 тысяч человек и на который приехали лучшие команды мира. Говорить о том, что в России всё плохо не нужно. Мы на передовых позициях в киберспорте. С нашей помощью более 30 стран создавали федерации в своих государствах, мы входим в правление европейской и международной федераций. Но наша задача, как федерации создать массовый спорт.
— Для создания массовости помогают игры с помощью интернета, онлайн?
— В эпоху пандемии коронавируса мы получили возможность играть онлайн, люди играли дистанционно, но происходило всё по-честному, спортсмены устанавливали камеры с помощью которых можно было отследить, что нет подсказок и спортсмен играет с соблюдением всех правил. Сейчас больше проводим гибридных соревнований, когда часть турнира проводим онлайн, а часть вживую. Например, в студенческой лиге участвовала команда из ДВФУ. На начальном этапе они провели турнир во Владивостоке офлайн, где сыграли между собой, а после чтобы не ехать никуда продолжили соревнование по интернету. Все это проходило под контролем аттестованных судей и камер видеонаблюдения. Но на финал все лучшие игроки приезжали в одно место.
— А есть некоммерческие турниры или в киберспорте всегда есть призовой фонд?
— Давайте начнём с того, что для участия в соревнованиях по другим видам спорта есть регистрационный взнос, у нас участие бесплатное. Плюс у нас есть возможность, за счёт того, что аудитория большая, предложить её партнерам-рекламодателям, которые готовы дать призы. Если мы сейчас зайдём в интернет, то найдём с десяток турниров и все они будут с призами. Зачем вам или мне участвовать в турнирах без призов? Хотя есть такие соревнования, где участвуют за респект и уважуху. Хотя в этом я ничего плохого не вижу. Сам занимался киберспортом и самое большое что заработал — это компьютер. В некотором смысле деньги портят нашу аудиторию, но, с другой стороны, они продвигают киберспорт и повышают к нему интерес. Сами смотрите, о киберспорте заговорили, когда на соревнованиях по Quake была разыграна Феррари или на турнире The International был разыгран приз размером миллион долларов.
— Сколько профессиональных команд в России?
— Если говорить о командах, которые зарабатывают на этом деньги, то таких в нашей стране порядка десяти. Одни из лидеров — ESforce и Virtus pro, Team Empire. Они более чем конкурентноспособны на мировой арене. Перед последним International рейтинг букмекеров возглавляла команда Virtus pro. Они были основными претендентами на победу, но, к сожалению, заняли 5-6 место. Не в полной мере оправдали ожидания болельщиков, но в спорте всегда случаются непредсказуемые вещи.
Дмитрий Смит. Фото: ИА PrimaMedia
— Какие игры сейчас в топе?
— Если говорить о России, то это Dota и Counter-Strike. Если говорить о мире, то там "Лига Легенд" больше популярная чем Dota. Но здесь есть ложка дёгтя. На территории Российской Федерации, в отличии от международной истории, все игры связанные со стрельбой — эта дисциплина у нас называется "тактический трехмерный бой", официально не признаны спортивной дисциплиной. Мы уже несколько лет в диалоге с Министерством спорта России в попытке объяснить, что это такой же спорт, но пока с коллегами из министерства не можем прийти к общему пониманию. Получается, что в Counter-Strike мы занимаем призовые места на чемпионатах мира, а положить себе в копилку это не можем. Положительная сторона в том, что пару лет назад мы уже проживали подобную историю с признанием дисциплины "Файтинг". В конечном счёте, дисциплина была признана.
— Какие дисциплины киберспорта официально признаны в нашей стране?
— Официально есть шесть дисциплин: стратегия в реальном времени, соревновательные головоломки, технический симулятор, спортивный симулятор, файтинг и боевая арена.
— Что в Приморье с компьютерным спортом?
— Отделение нашей федерации в Приморском крае создано, мы начали здесь работу со студенческого направления. Выступили с инициативой в адрес руководства региона и просим рассмотреть возможность провести крупные всероссийские или международные соревнования в следующем году. Например, проведение Чемпионата России по компьютерному спорту в Челябинске в мае этого года дало мощный толчок для развития киберспорта. Сейчас там создается своя внутренняя лига.
Сейчас также обсуждаем с коллегами из ДВФУ инициативы, направленные на развитие компьютерного спорта в Приморском крае. На полях форума ВЭФ подписали с университетом соглашение о сотрудничестве.