Выданные в России карты UnionPay отключают от работы
16:01
Всеобъемлющее стратегическое партнерство России и КНДР: стратегия, вызовы и возможности
16:00
Авито Работа представила тренды рынка труда в Приморском крае
15:54
С 2025 года в России вводится Стандарт прав и законных интересов ипотечных заемщиков
15:39
В ЕАО вновь будут бесплатно предоставлять уголь и дрова семьям бойцов СВО  
15:10
На пороге открытия: тестирование горнолыжного курорта "Арсеньев" перенесли на февраль
15:00
Десятки домов Владивостока остались без света из-за аварии
14:50
Разгул стихии: мощный ветер и дождь продолжают бить по Владивостоку (обновляется)
14:40
ДТП с участием автомобилей и автобуса произошло в Надеждинском районе
14:27
Грузооборот Дальтрансугля за 10 месяцев составил 12,2 млн тонн угля
14:23
Во Владивостоке преображают 20 пришкольных территорий
13:57
Мэр Владивостока рекомендовал работодателям отпустить сотрудников домой
13:56
Режим повышенной готовности введён в Октябрьском округе из-за непогоды
13:33
С балконом или без: ТОП вопросов о трендах в новостройках застройщикам Владивостока
13:33
Два вагона сошли с рельсов в Приморье
13:22
Выданные в России карты UnionPay отключают от работы 16:01
Всеобъемлющее стратегическое партнерство России и КНДР: стратегия, вызовы и возможности 16:00
В ЕАО вновь будут бесплатно предоставлять уголь и дрова семьям бойцов СВО   15:10
В мэрии Владивостока назначен замглавы по ТЭК: должность занял Роман Чернявский 12:04
Полисы ОСАГО могут подорожать уже весной 12:01
Власти Приморья просят Госдуму сделать проезд по дорогам к погранпереходам платным 25 ноября, 18:42
Интервью председателя Думы города Владивостока – скоро на PrimaMedia (АНОНС) 25 ноября, 16:17
Три города в Приморье станут муниципальными округами из-за низкой плотности населения 25 ноября, 12:59
Жители Раздольного выступили против преобразования Надеждинского района в округ 22 ноября, 17:03
Главный коммунист Приморья потребовал закрыть процесс об элитном жилье от общественности 22 ноября, 13:20
Камчатская икра не подошла к столу краснодарского бизнесмена 21 ноября, 12:35
Вектор на рост: модернизация Приморской ГРЭС в 1,5 раза увеличит выработку электроэнергии 21 ноября, 10:27
Сергей Маринин: Способность адаптироваться к переменам — наше преимущество 20 ноября, 15:19
Парламент Приморья просит детского омбудсмена чаще общаться с депутатами 20 ноября, 13:55
В агентстве по делам молодежи Приморья определили временного руководителя 20 ноября, 11:53

Президент ВАРПЭ рассказал "РГ", куда следует двигаться рыбной отрасли страны

Герман Зверев поделился с правительственным изданием своим видением эффективного использования рыбных богатств России
10 сентября 2021, 09:10 Бизнес
Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников пресс-служба ВАРПЭ
Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников
Фото: пресс-служба ВАРПЭ

Рыбная отрасль — механизм тонкой настройки. В идеале национальные водные биологические ресурсы должны и давать отдачу в бюджет, и генерировать прибыль для рыбаков, и просто быть доступными для всех россиян — вне зависимости от региона проживания. Сегодняшняя ситуация, разумеется, от идеала пока далека: качественную отечественную рыбу в магазинах найти непросто, рыбная отрасль переживает не лучшие времена из-за последствий пандемии, налоговая отдача ее затормозилась. С вопросами о том, что делать в такой ситуации, издание правительства Российской Федерации "Российская газета" обратилось к президенту Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герману Звереву. ИА PrimaMedia публикует текст интервью признанного отраслевого эксперта полностью.

"Минтай подешевел до многолетних минимумов. Но его всего равно не покупают, потому что его есть невозможно. Даже более дорогую красную рыбу не так просто найти в магазинах приличного качества. В чем причина?

 —  Хорошую рыбу надо поискать, это факт. Не в каждом магазине у дома она продается. Система доставки включает в себя транспортировку, хранение, использование холодильных мощностей. Для того, чтобы доставить рыбу в хорошем качестве, необходимо, чтобы на каждом из этих этапов доставки полностью выдерживались технические условия. А если рыба едет в полувагоне, особенно летом, температура поднимается выше — 18 °С. В Москву она уже пришла при — 11°С. Перегрузили в холодильник — она опять задубела. Дальше ее начинают развозить на машинах по мелким магазинам. Опять разморозилась. По нашим подсчетам, около 18-20% на рынке вот такой рыбы "второй свежести". Подчеркну: она соответствует параметрам безопасности, микробиологии. Но органолептические ее свойства, вкусовые свойства, внешний вид потеряны.

 — То есть нужны серьезные инвестиции в транспорт, чтобы спасти нашу рыбу? Почему их никто не делает?

 — Очереди из желающих проинвестировать в такие проекты я не вижу. Значит, невыгодно, дорого. Нужны инвестиции не столько в подвижной состав, сколько в такие способы заморозки, хранения рыбы и доставки рыбы, которые позволяют максимально полно сохранить органолептические свойства рыбы при ее перемещении.

Например, в Японии используют шоковую заморозку. Тогда, если мы размораживаем ее в мойке, хрусталики холода сдерживают жидкость в теле рыбы, она не получается сухая. А при традиционной заморозке размораживать нужно постепенно, в холодильнике. При быстрой разморозке рыба обезвоживается.

 — Насколько снимают проблему субсидии государства на перевозку минтая в центр?

 — Субсидирование перевозок снизит стоимость доставляемой рыбы — это факт. Поэтому мы поддерживаем решение правительства субсидировать перевозки минтая в 2021 году, поддерживаем инициативу Минсельхоза продолжить субсидирование в следующем году.

И, тем не менее, не транспортировка является главной проблемой. Главной проблемой является низкая покупательная способность населения и неорганизованность государственного спроса. Минсельхоз собрал заявки от силовых ведомств, которые готовы покупать минтай в объеме 50-60 тысяч тонн в год (а если это безголовый минтай, то в живом весе это около 100 тысяч тонн). Притом что все наши поставки на внутренний рынок составляют 250-260 тысяч тонн.

Но сейчас система госзакупок построена так, что в лотах, которые выставляют для торгов, упакованы разные виды продукции: рыба, мясо, крупа, консервы. И те предприятия, которые выходят на госзакупки, — это по определению посредники, у которых есть и крупа, и рыба, и мясо. Рыбопромышленные и перерабатывающие предприятия в таких госзакупках не участвуют. Они не будут закупать отдельно пшенку для того, чтобы продать минтай. Между рыбопромышленниками и заказчиком получается целая цепочка из посредников. В итоге и цена вырастает существенно.

Нужны централизованные категории продукции для электронных торгов — только рыба или только пшенка. Это позволит расширить круг участников в госзакупках. Тогда и рыбопромышленные предприятия будут участвовать в этих закупках.

 — Дальнему Востоку распределят 20% инвестиционных квот на строительство судов и перерабатывающих заводов. По-вашему, это полностью снимет проблему с переработкой рыбы внутри страны?

 — Мы проанализировали результаты первого этапа и пришли к выводу, что строительство крупнотоннажного флота создаст 1870 рабочих мест для Дальнего Востока. Строительство береговых заводов создаст 2600 мест. При этом чтобы создать новое рабочее место в крупнотоннажном флоте, нужно потратить 50,5 млн рублей. Для того, чтобы создать одно рабочее место в береговом секторе, нужно потратить около 6 млн рублей.

Мы предложили 20% общего допустимого улова минтая и сельди на Дальнем Востоке (хочу подчеркнуть, 20% от общего допустимого улова, а не от инвестиционных квот) располовинить. 10% нужно выделить под береговую переработку. Но это должны быть большие заводы — у которых есть причал, холодильные мощности с объемом хранения не менее 10 тысяч тонн, может быть, портовые мощности (если предприятие находится в прибрежном регионе). И обязательно должны быть линии по производству готовой продукции уже для потребительского рынка. Может быть, стоит подумать над расширением локации для строящихся под инвестиционные квоты заводов, но это пока в рамках обсуждения, это пока гипотеза.

Пусть таких больших заводов будет не 20, а восемь или девять на весь Дальний Восток. Но такие заводы позволят создать большее количество рабочих мест на Камчатке, на Сахалине, в Приморье. Они позволят перетянуть значительную часть переработки минтая на территорию России, на берег. Они позволят предложить рынку продукт по оптимальной цене, потому что филе минтая, которое производится на борту судна, по определению будет стоить дороже. Потому что экономика производства на судне дороже, чем экономика производства на берегу. Ведь на судне у вас ограниченная емкость хранения. Нужна перегрузка на транспортное судно, потом на берег. Судно работает на таком топливе, которое стоит дороже, чем то, которое используется при работе на берегу.

Такие крупные перерабатывающие комплексы позволят производить порядка 170-180 тысяч тонн филе минтая. Это как раз тот объем, который сейчас производится на территории Китая, а мы сможем этот объем перерабатывать на российской земле.

А вторые 10% общего допустимого улова минтая и сельди на Дальнем Востоке можно использовать для судостроения. Да, сейчас сроки строительства рыбопромыслового флота в рамках первого этапа инвестквот сбиваются, поэтому второй этап судостроения мы предлагаем начать с 2025-2026 года, когда первые корабли будут уже построены. Заводы мы предлагаем возводить с 2022-2023 года — их надо запустить пораньше.

 — Население продолжает мигрировать в центр страны. Будет ли кому работать на этих береговых предприятиях на Дальнем Востоке?

 — Тут получается заколдованный круг. Мигрируют, потому что не хорошей работы. А хорошей работы нет, потому что мигрируют. Разорвать этот круг можно, создав новые, современные предприятия. Если раньше молодежь звали на работу на рыбопромышленное предприятие кувалдой махать, то на новое предприятие, которое строится под инвестиционные квоты, потребуется человек с образованием, для высококвалифицированной работы, например, с пусконаладочным оборудованием и, соответственно, совсем другой — более высокой — зарплатой. Какой тогда смысл будет уезжать молодому человеку из родного города, где у него родители и друзья?

 — Есть поручение президента загрузить Северный морской путь рыбой. Почему не получается?

 — Северный морской путь работает в течение ограниченного периода времени — лето и ранняя осень. Минтаевая путина заканчивается 10 апреля. К этому времени Северный морской путь еще не открывается. А летом и осенью на Дальнем Востоке только одна путина — лососевая. Но для Северного морского пути точка консолидации грузов — Камчатка. А сейчас при том объеме холодильных мощностей, которые есть на Камчатке, Севморпуть не способен наполниться рыбными грузами.

Поэтому мы и предлагаем на втором этапе инвестиционных квот строительство больших прибрежных комплексов. Это позволит увеличить объем холодильных мощностей на Камчатке примерно до 80-90 тысяч тонн за пару лет.

 — Счетная палата недавно проверила Росбыловство и сделала неутешительные выводы относительно крабовых аукционов. Новых игроков не пришло, квоты ушли по заниженной стоимости. Согласны ли вы с этими выводами?

 — Счетная палата не проанализировала такой риск, как возможность сокращения запасов краба. Мне кажется, Счетная палата слишком оптимистично оценила запасы краба и экстраполировала запас 2019 года на 15 лет вперед. У нас нет ни одного вида водных биологических ресурсов, запас которого в течение 15 лет оставался бы на одном уровне. Это же живая природа. Наука говорит о том, что на Дальнем Востоке возможно снижение запасов краба. Участники аукционов тоже понимали, что в 2019 году они могут добыть условно 1 тысячу тонн, а через пять лет это может быть уже 500 тонн".

17492
43
7