Сельское хозяйство в Приморском крае сейчас не та отрасль, которая полностью содержится за счет государственных субсидий — это уже самодостаточный бизнес, который живет и работает в рыночных условиях. О том, что сегодня происходит в данной сфере, ИА PrimaMedia рассказал министр сельского хозяйства Приморского края Андрей Бронц.
— Расскажите, какие направления сегодня ведет министерство сельского хозяйства Приморского края?
- Министерство сельского хозяйства сопровождает проекты как крупные, так и небольшие в области развития сельского хозяйства. Кроме того, министерство курирует вопросы пищевой перерабатывающей промышленности. И мы реализуем политику обеспечения продовольствием Приморского края. Что-то где-то не получается. Есть вопросы, связанные с изменением политики, и многие проблемы возникли сегодня из-за коронавируса, так как ограничены поставки ряда продовольствия из зарубежных стран. И здесь от того, насколько оперативно мы будем работать вместе с сельхозтоваропроизводителями, будут зависеть, обеспечим ли мы основными продуктами питания жителей Приморского края.
— Каким образом в Приморье осуществляется поддержка сельхозпроизводителей?
— У нас сегодня есть и крупные проекты, которые реализуются уже в течение 4-5 лет, но и все-таки основа нашей поддержки и привлечения — это обычные, небольшие фермерские хозяйства, которые производят животноводческую продукцию: молоко, яйца, мясо, а также активно занимаются производством овощей. Тех овощей тех, которые до этого китайские фермеры поставляли в приморские торговые сети и даже в социальные объекты: в детские дома, больницы и т.д. Так вот сегодня ведется политика, для того чтобы наш фермер поставлял продукцию непосредственно в соцучреждения и обеспечивал рынки и торговые сети. Чтобы напрямую без посредника работали с сельхозтоваропроизводителем.
У нас создано подразделение подведомственное — это Центр компетенций, который занимается небольшими хозяйствами. Там помогают подготовить бизнес-план, создать бизнес-модель развития мелкого крестьянского хозяйства. В центре поддерживают агро-стартапы. Телефон Центра компетенций в городе Владивостоке: 2-61-05-78. Если кому-то интересно можно позвонить и уточнить подробности.
Что касается государственной поддержки, то основные меры поддержки на сегодняшний день направлены на развитие животноводства, потому что животноводство — это практически все сбалансированные продукты. Это молочная продукция и продукция, идущая на переработку молока. Второе направление — это поддержка птицеводства. Это яичное птицеводство и мясное птицеводство. В растениеводстве мы осуществляем поддержку производства овощей, которые выращиваются как в защищенном, так и в открытом грунте.
Активно в последнее время помогаем фермерам ставить небольшие теплички сезонные, которые позволяют нам раньше получить овощи и до самого ноября производить овощную продукцию и реализовать.
Последнее направление, которое губернатор сегодня активно продвигает — это крупные личные подсобные хозяйства, которые могут на своем подворье произвести сельскохозяйственную продукцию. Основная задача сегодня эту продукцию поставить в город. Сегодня заработала платформа "Ярмарка" — это на базе нашей фермерской площадки, где раньше регистрировались только фермеры. Сегодня там регистрируют и личные подсобные хозяйства, и каждый житель города в выходные дни может посмотреть в близлежащих районах, где есть личное подсобное хозяйство с излишками сельхозпродукции. Таким образом, мы решаем задачу продовольственной безопасности и еще и другую задачу — тот человек, который может заработать, он может на своем личном подсобном хозяйстве получить дополнительный доход.
То есть те моменты, которые мы должны сегодня решать, мы стараемся решать, в том числе, с помощью и жителей, которые нам всегда помогают своими советами. Мы работаем над задачами, которые ставит губернатор в части решения продовольственной безопасности и обеспечения экономики эффективного производства. То есть, сегодня сельское хозяйство — это не та отрасль, которая целиком и полностью содержится за счет государственных субсидий — это самодостаточный бизнес, который живет и работает в рыночных условиях.
— Жители Владивостока интересуются, вернется ли ярмарка на центральной площади?
- Все-таки центральная площадь — это место для проведения культурно-массовых мероприятий. Много людей, приезжающих в город отдохнуть, посетить какие-то места считают, что не совсем правильно центральную площадь занимать ярмаркой выходного дня. Сегодня город рассматривает альтернативные площадки. Уже четыре площадки нашли и, думаю, в ближайшее время, как минимум, около 20 площадок в течение года город предоставит для фермеров и производителей
— Очень высокие цены на привозные фрукты и ягоды в Приморье. Ситуация может поменяться в будущем?
- К сожалению, Приморский край меньше всего производит фруктов, ягоды — да. Есть какие-то сады, частные подворья, которые производят у нас продукцию — в основном яблоки и груши. Да, есть проблема сегодня с поставкой яблок из-за границы, потому что сегодня выявлены нарушения у производителей из Китайской народной республики в части семечковых из-за мер, которые они применяют при химзащите растений. Роспотребнадзор давал время китайской стороне, должны были выехать инспекторы для того, чтобы обследовать эти сады. Если китайская сторона устранила свои нарушения, то я думаю, что в ближайшее время они появятся на рынке.
Но хочу отметить, что на сегодняшний день работает мощная программа федеральная по развитию садоводства. Ведь в любом случае цена высокая, когда есть дефицит. Сегодня наши южные республики и регионы они готовы поставлять продукцию и наращивают активно садоводство, потому что есть государственная поддержка. Но в ближайшее время, думаю, мы себя обеспечим. До этого была проблема в чем? Садоводы не могли конкурировать без господдержки с зарубежными странами, потому что там очень хорошие меры поддержки. Там отдельная субсидия выделяется из европейского бюджета. Но сегодня, когда мы начали субсидировать плодоводство и можно уже конкурировать, это должно привести к тому, что на плоды и ягоды цена снизится.
— Много ли у нас земель, не введенных в оборот?
- Если смотреть в разрезе сельскохозяйственных угодий, то пашен у нас — 703 тысячи гектар. Сегодня мы используем порядка 495-500 тысяч гектаров, то есть, грубо говоря, вот эти 200 тысяч гектаров — это тот земельный ресурс, которым мы обладаем в резерве, который необходимо вводить в оборот. И, кстати сказать, мы ежегодно вводим от 5 до 8 тысяч гектаров. А вообще в планах вводить до 15 тысяч в ближайшие 3-4 года. Но есть несколько проблем. Часть земельных участков заболочена . Требуются мощные вложения в мелиорацию, реконструкцию тех мелиоративных систем, которые были построены в 70-е годы. Но в любом случае у нас есть расчет, есть предварительно подбор земельных участков. Из тех 200 тысяч можно ввести до 130 тысяч — там требуются небольшие мелиоративные работы. Ну и нужно сказать, что эти сельхозугодья порядка 27-30 лет не использовались. Сегодня там наросли деревья, так как влаги хватало, 15-17 сантиметров в диаметре. Там требуется раскорчевка, уборка этих земель, разделка, борьба сорняками и выполнение работ по дренированию, для того чтобы канальную сеть восстановить или заново ее построить. Эту работу ведем.
Стоит отметить, что сегодня сельхозтоваропроизводители не очень активно участвуют в мелиорации, потому что это строительные работы: проектирование, изыскания. Так как все воды сбрасываются и попадают в реки, а в реках у нас нерестится рыба, сначала нужно проводить экспертизу проекта и только потом начинать строительство. Вот здесь мы пока не можем решить вопрос с природоохранными структурами, чтобы упростить схему экспертизы. Потому что на этом этапе удорожание мелиоративных систем по рыбозащитным и очистным сооружениям резко возрастает. А так, я уже сказал, что из тех земель, из 700 тысяч мы планируем до 130 тысяч ввести. И плюс у нас еще порядка 700 тысяч гектаров — это сенокосы и пастбища. Из них также есть возможность часть использовать по назначению как сенокосы и пастбища, а до 100 тысяч вводить, выполняя ряд мероприятий, связанных с улучшением плодородия, то есть с улучшением качественных характеристик почвы. Нужно перевести эти сельскохозяйственные угодья под пашни. Для этого есть еще и меры господдержки на культуртехнические работы, известкование и на мелиорацию. Работаем с федеральным министерством, привлекаем деньги в виде субсидий.
- Ведется ли какой-то контроль по деньгам, которые даются фермерам в рамках поддержки?
- Да контроль ведется и ведется активно. Контролирующие органы — это органы прокуратуры, Контрольно-счетная палата, следственные органы, федеральная служба безопасности. Сегодня как раз по двум фермерам проходит изъятие документов. Нужно сказать, что у нас раз в неделю выемка документов проводится, для того чтобы сверить как фермер по целевому назначению использовал деньги.
- Расскажите, пожалуйста, про сотрудничество с "Минским трактором заводом". Какие перспективы, что планируется для Приморья?
- С белорусскими заводами мы давно в контакте и работаем. Это можно увидеть, если посмотреть на структуру техники и оборудования, которое у нас есть. Ведь "Минский тракторный завод" даже в советское время был основным поставщиком тракторов до 80 лошадиных сил, и с тех времен у нас той техники, поставленной в советское время и постсоветское время, 50% . Есть трактора МТЗ-80, МТЗ-82. Другой популярный трактор — МТЗ-1221. Это такой средний трактор, который сегодня мы используем и в междурядных обработках и как пропашной трактор. То есть он и с плугом работает, и с культиватором, на него навешиваем даже немецкие картофелеуборочные комбайны прицепные. Этот трактор в последнее время самый ходовой после МТЗ-82.
Кроме того, если взять кооператив "Новолитовский" у него практически вся техника из Белоруссии и он активно ее использует. Конечно, эта техника не роботизированная, не автоматизированная в процессе подключения иностранных каких-то дополнительных устройств, которые могут в автоматическом режиме выбирать трек по полю. То есть, для того чтобы разгрузить механизаторов и он мог полностью устройству отдать контроль, чтобы человек мог отдыхать, а компьютер за него определял, что дальше делать. Но это трактор простой в управлении, простой в ремонте и поэтому фермер его выбирает.
— На каких условиях фермеры могут взять эти трактора? Возможно, напрямую есть какое-то сотрудничество между Приморским краем и Белоруссией?
— У нас есть дилер "Белорусского тракторного завода", ведутся как поставки, так и сервис, а также обеспечение запчастями. На сегодняшний день все фермеры знают эти точки — это Михайловский район, там отдельная база есть. В хранении могут трактор выбрать и под заявку привести из Белоруссии или через торговый дом, который находится в Сибири.
— Какие планы по расширению развития фермерских хозяйств в крае и какое направление?
- В первую очередь, мы хотим развивать молочное животноводство, но в последнее время замещаем свиноводство, в связи с тем что африканская чума полыхает во многих районах сегодня. Дикий кабан больной приходит на поля, приходит в частные подворья, он разносит нам заболевания. Для того, чтобы прервать цепочку распространения надо там, где хозяйства не защищены от заболевания, срочно вводить альтернативное животноводство. Будем развивать и птицеводство, и мелкий рогатый скот. То есть самые простые варианты готовы предложить хозяйствам.
Напомним, что в регионе активно реализуется госпрограмма "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края" на 2020-2027 годы.