Научной библиотеке Дальневосточного университета безвозмездно передана коллекция самиздатовской периодики конца 80-х — начала 90-х годов ХХ века — тот случай, когда слово "уникальный" действительно уместно. В коллекции почти 400 экземпляров изданий о рок-музыке и неформальной культуре позднего СССР, сообщает ИА PrimaMedia.

О Максиме Немцове. Фото: ИА PrimaMedia
Даритель — Максим Немцов, один из самых известных выпускников Дальневосточного государственного университета, переводчик, редактор.
— Я не чувствовал себя вправе распоряжаться тем, что мне не принадлежит (вернее — принадлежит не только мне), потому что в эти издания вложен безвозмездный труд сотен людей. Библиотека университета — мой второй вариант выбора. Первым был гипотетический литературный музей Дальнего Востока, который должен был возглавить мой старый друг и соратник Александр Лобычев. Но Лобычев умер, литературный музей пока остаётся прожектом, и в октябре прошлого года, когда мы участвовали в фестивале "Меридианы Тихого" (16+), при содействии Марины Бариновой мы договорились с библиотекой ДВФУ. Её директор Сергей Соловьёв объяснил, как все будет устроено с оцифровкой коллекции и предоставлением её для читателей и исследователей, а также гарантировал, что она будет ссужаться музею Арсеньева, если у Виктора Шалая будет возникать к ней интерес, — рассказал Максим Немцов.

Архив передали музею ДВФУ. Фото: ИА PrimaMedia
Первыми коллекцию увидели люди, имеющие к ней самое непосредственное отношение. Леонид Штительман, солист группы "Туманный стон", легенда владивостокской неформальной субкультуры и Михаил Павин, фотохудожник, автор большинства представленных фотографий и коллажей.
И, конечно, директор библиотеки ДВФУ, яркий представитель рок-сцены 90-х, Сергей Соловьёв.
Что такое самиздат
Само понятие возникло в Советском Союзе. Как известно, все стороны жизни советского общества были сверх меры зарегулированы. Вся пресса подвергалась цензуре. И даже тексты песен появившихся сначала ВИА, а потом и рок-групп нужно было "литовать" — согласовывать в комсомольских органах.
Как ответ возник самиздат. Занятие это было небезопасным. За иную книгу можно было получить реальный срок. Доступ к копировальной технике имели единицы, а правила использования были настолько строгими, что напечатать даже несколько страниц "левого" текста было сложно. Печатные машинки приравнивались к охотничьему оружию. Каждый владелец обязан был зарегистрировать её в милиции и предоставить образец текста: у каждой машинки был уникальный "почерк", по которому, в случае чего, могли установить, кем именно напечатан запрещённый текст.
По словам Максима Немцова, дело было относительно опасное.
— Нас, правда, не прессовали, потому что мы говорили, что издаем "культурологический журнал, как в Республике ШКИД". "Республика ШКИД" (16+) как произведение разрешенное, видимо, успокаивало, а слова "культурологический" кураторы, похоже, не знали, но звучало умно.
Со временем это стало ещё проще. В стране началась перестройка и гласность, "волосатых" рокеров показывали по всем двум имеющимся в стране телеканалам.
Тем не менее, информации не хватало. Сегодня эту проблему легко бы разрешил какой-нибудь Инстаграм (12+), а тогда, более 30 лет назад, энтузиасты издавали журналы.

В этом году писателей из ДФО ожидается намного больше, чем в прошлом
Из множества представленных артефактов только 4 наименования того, что выходило на Дальнем Востоке. Остальные — это периодика других рок-клубов, и дальневосточные издания сильно от них отличаются.
— Возьмём, к примеру, журнал =ДВР=. В последнем номере освещено много событий 90-го года, в том числе Советско-Японского рок-фестиваля . Но первое, что мы видим, открывая журнал, это перепечатка дореволюционной книги Лопатина "Гольды"(16+). То есть самиздатовский журнал =ДВР=(16+) издавал краеведческую прозу ещё до того, как это стало мейнстримом, к тому же там, где она в принципе не должна была появиться, — говорит Сергей Соловьёв.

Максим Немцов передал музею ДВФУ уникальный архив по самиздату Владивостока 80-х. Фото: ИА PrimaMedia
Кстати, аутентичный экземпляр "Гольдов" сейчас хранится в фонде редкой книги библиотеки ДВФУ, в специальном хранилище.
В журнале =ДВР= также был опубликован перевод отрывка из книги Боба Дилана "Тарантул", выполненный Максимом Немцовым, перевод текстов японской поэтессы Тавара Мати Дмитрия Коваленина (человек, открывший России Харуки Мураками), и многое другое, не свойственное, казалось бы, журналу о рок-музыке.

Письмо раскаявшегося панка Леонида (Шлеп) Штительмана. Фото: ИА PrimaMedia
Как делали самиздат
Несмотря на отсутствие компьютерной вёрстки и графических редакторов, все журналы неимоверно креативны.
Самые первые напечатаны на печатной машинке. Как рассказал Михаил Павин, за один раз можно было печатать несколько копий используя специальную бумагу-копирку. Но механическая машинка пробивала всего 7 листов, поэтому тираж зачастую этим и ограничивался.
Фотографии, отпечатанные на толстой фотобумаге, могли просто вставляться в качестве самостоятельной страницы журнала, а в особых случаях вручную вырезался фрагмент и приклеивался на страницу с текстом. Процветал такой вид фотоискусства, как коллаж.
Позже журналы печатались на принтерах, уже появившихся в некоторых организациях.
— Я имел доступ к копировальному участку ТИНРО. Знали ли об этом мой тогдашний начальник Виктор Петрович Туманов, личность до сих пор легендарная, — большой вопрос, но этот доступ был весьма ограничен, и я не особо им злоупотреблял. А последние номера мы уже тиражировали за деньги в копировальном участке Дальрыбсистемотехники на Нерчинской, которым заведовал дивный человек по фамилии Корень, наводнивший город неподцензурной остродефицитной литературой. С ним меня познакомил прекрасный человек Сергей Семенович Соловьев, известный депутат городского собрания и наш преданный читатель, — вспоминает Максим Немцов.

Раскаявшийся панк Леонид (Шлеп) Штительман. Фото: ИА PrimaMedia
Издатели =ДВР= отличались отличным чувством юмора. Чего только стоит "Письмо раскаявшегося панка".
История такова: служивший в рядах Советской Армии Леонид Штительман прочитал статью кандидата филологических наук, товарища Дундева о тлетворности и опасности рок-музыки, осознал и раскаялся. Итогом осознания стала его письмо в журнал "Советский воин" (16+) — полный неприкрытого сарказма текст о том, что "от многолетнего потребления рок-культуры моя нервная система истощилась и я плАчу при демонстрации кинофильмов", "мои сподвижники ненормальны — их не взяли в армию из-за психических расстройств", и даже "сможет ли девушка, слушающая рок, песню спеть колыбельную?". Копия этого письма была опубликована в =ДВР= и вызвала среди неформалов лютое веселье.

Директор библиотеки ДВФУ Сергей Соловьев. Фото: ИА PrimaMedia
Помимо =ДВР=, отдельно стоит выделить журнал "Штучка"(16+). Тоже, по-своему, уникальное издание —его делали 3 совсем юные девушки: студентка журфака Наталья Баранова, медицинский работник Марина Голенева и РЕДАКТОР, тунеядец, экспериментатор Эллина Курятникова (если что, они сами себя так охарактеризовали).
Машинописный, со вклеенными фотографиями журнал форматом меньше школьной тетрадки интересный и необычный по оформлению и по уровню текстов. Помимо классических журналистских материалов (интервью, отчёты о концертах), девушки писали короткую, но витиеватую прозу с нотками абсурда. Например, они вывели математическую формулу Макса Немцова:

Формула. Фото: ИА PrimaMedia
И даже химическую формулу Макса Немцова: разбавить 1/2 Мейнерта 3% Гурьевым и вскипятить на парах Дэйва.

Самидат собирал переводчик, редактор Максим Немцов. Фото: ИА PrimaMedia
Отметим, что личность Немцова была легендарной уже в то время. Он задавал высокую интеллектуальную планку, к которой стремилась вся неформальная тусовка.
Помимо дальневосточных изданий, в коллекции много журналов из других регионов. На излёте СССР рок-фестивали проводились практически в каждом крупном городе, куда съезжались группы из самых разных регионов. Из таких поездок и привозился сибирский, уральский и прочие самиздаты.
Сейчас коллекции предстоит разбор, оцифровка и изучение. Сергей Соловьёв хочет объединить тексты с мультимедиа-файлами, для чего придётся договориться с Олегом Завгородним (владелец первой в приморье студии звукозаписи, работавший почти со всеми нашими группами 80-х и 90-х) об оцифровке его собрания. Читая оцифрованный текст можно будет через систему гиперссылок пройти и послушать группы, о которых идёт речь: "Доктор Тик", "Туманный стон", ранние записи "Мумми Тролля". Отдельное ответвление можно сделать, если добавить в коллекцию видеозаписи, которые сегодня хранятся у продюсера Леонида Бурлакова.

Директор библиотеки ДВФУ Сергей Соловьев. Фото: ИА PrimaMedia
— Коллекция и в сегодняшнем виде позволяет сделать с десяток кандидатских диссертаций о подпольном книгоиздании и о музыкальной журналистике конца ХХ века, а если ещё и музыку добавим, то это будет большая искусствоведческая история, — считает Сергей Соловьёв. — Задача науки и научной библиотеки — заложить фундамент для настоящих научных открытий. Это произойдёт спустя несколько лет, но я уверен, что это будет очень интересная история.

Приморский фотохудожник Михаил Павин. Фото: ИА PrimaMedia
По словам Сергея, никакие журналы, кроме дальневосточных, не уделяли так много внимания литературе, художественному переводу и поэтическому творчеству как важной составляющей современной на тот момент музыки. В той же "Штучке" есть уникальный разбор одного из альбомов Александра Дёмина, это настоящий литературоведческий анализ от Натальи Барановой.
— Одно это уже может тянуть на хорошую магистерскую работу. Так что для себя я уже нашёл тему для диссертации. Это (коллекция), не должно так лежать.