ФГУП "Нацрыбресурс" удалось в Арбитражном суде города Москва добиться расторжения договора аренды, который был заключен между этим государственным унитарным предприятием и ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" ("Владморрыбпорт", стивидорная компания в порту Владивосток) на аренду причальных стенок сроком на 49 лет, сообщает ИА PrimaMedia. Тем временем стало известно о планах члена совета директоров порта Дениса Сарана продать свои акции и переориентироваться на другие виды бизнеса.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, причиной иска о расторжении договора аренды от 14 августа 2017 года было заявлено невыполнение "Владморрыбпортом" инвестиционных обязательств по модернизации портовой холодильной инфраструктуры. В частности, стивидор при заключении договора аренды обязался построить на территории порта холодильный комплекс (ни объём, ни тоннаж в договоре не указаны) и развить свои мощности по перевалке рыбы до 500 тысяч тонн год. Объект планировалось сдать в июне текущего года, однако на данный момент холодильник так и не построен.
"Владивостокский морской рыбный порт" представляет собой универсальный перегрузочный комплекс, способный осуществлять операции с различными видами грузов и переработку рыбной продукции. Технические возможности позволяют обрабатывать до 5 млн тонн грузов в год, в том числе свыше 200 тысяч TEU (эквивалент 20-футового контейнера).
По неофициальной информации уже начатый проект был заморожен после того, как в 2019 году у акционеров "Владморрыбпорта" возникли разногласия по кадровым вопросам и совместному управлению предприятием, в частности, при реализации этого масштабного инвестиционного проекта.
Первое сражение проиграно
"Обязать ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" передать ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" гидротехнические сооружения — причалы № 44-54 по адресу Приморский край, г. Владивосток, ул. Березовая, д. 25 вместе со всеми неотделимыми улучшениями в порядке и с соблюдением требований, предусмотренных разделом 5 договора аренды "Порядок возврата объектов", в течение 14 (четырнадцати) календарных дней со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу", — говорится в решении суда.
ФГУП "Нацрыбресурс" создано 9 сентября 1999 года, является владельцем объектов прибрежно-портовой инфраструктуры и служебно-вспомогательного флота, находящихся в собственности РФ и предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. За предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено 193 гидротехнических сооружения, большая часть которых сдаётся в аренду.
Естественно, что стивидор не собирается сдаваться так быстро и уже подал апелляционную жалобу в 9 арбитражный апелляционный суд. Но более вероятным выглядит другой вариант, когда "Нацрыбресурс", одержав окончательную победу в судебных тяжбах, вновь отдаст в аренду стивидору причалы, но повысит стоимость аренды вырасти в разы. А это фактически будет съедать всю прибыль компании.
В торгах также участвовали Промсвязьбанк и Совкомбанк
Без Дениса Сарана придется туго
Интересно, что предыдущий договор на аренду причалов закончился в 2014 году и почти два года у акционеров порта ушло на то, чтобы договориться с Росрыболовством (именно оно управляет ФГУП "Нацрыбресурс") на заключение долгосрочного договора с приемлемыми арендными ставками. Главным действующим лицом со стороны порта в этих переговорах и на многочисленных совещаниях самого высокого уровня был член совета директоров порта и один из его основных акционеров Денис Сарана, которому на тот момент удалось привести конфликтующие стороны к соглашению. Далее интересы совладельцев разошлись, а недавно стало известно, что структуры, контролируемые приморским бизнесменам, планируют выйти из капитала порта, в котором им суммарно принадлежит около 47%.
"В этом году на Дальнем Востоке РФ и в Азии происходит серьезный рост в портовой, особенно контейнерной логистике. Выросли и цены, и объемы, подорожали все активы. В такой ситуации, учитывая, что мы развивали порт и другие предприятия в периметре ВМРП уже более 15 лет, в каком-то смысле достигли целей и результатов, мы решили продать часть активов, выйти из портового бизнеса и сосредоточиться на других проектах в Приморье", — сообщил представитель Дениса Сарана СМИ.
Ожидается, что сделка по смене акционеров будет завершена в следующем году, после получения всех необходимых разрешений регуляторов.
Среди новых проектов, которые планируют реализовать Денис Сарана и его партнеры, — развитие рефрижераторной логистики, сельское хозяйство, строительство (девелопмент), и ряд других. При этом бизнесмены рассчитывают на продолжение сотрудничества с ВМРП уже в качестве клиентов и партнеров.
Тонкости владения
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, в августе 2021 года доли в ООО "Геотэкс" — основном собственнике "Владморрыбпорта" перераспределились в пользу лиц, связанных с ПАО "Находкинская база активного морского рыболовства" (НБАМР), которое контролирует супруга бывшего губернатора Приморья Сергея Дарькина Лариса Белоброва.
Ранее "Геотэкс", который контролирует 51,9% Владморрыбпорта, на 90% принадлежал сингапурскому Sparkler holdings. Теперь доля Sparkler сократилась до 45%. Одновременно в число собственников "Геотэкса" вошли ООО "Тигр-Инфраструктура" (Москва) с долей 29,12% и Сергей Передрий с долей 15,88%. При этом сами доли находятся в залоге у Sparkler, сроки и причины обременения не раскрываются.
ООО "Тигр-Инфраструктура" создано в июне текущего года с уставным капиталом 100 тысяч рублей и основным видом деятельности "вложения в ценные бумаги". Учредителем компании выступает московское АО "Дальинвестгрупп", которое контролирует 86,71% капитала НБАМР.