Дальневосточный фестиваль "Литература Тихоокеанской России" (6+) — площадка, на которой с радостью собираются не только писатели и поэты, но и издатели. На этот раз поделиться своим опытом во Владивосток прилетели гендиректор издательского дома "Городец" и магазинов "Во весь голос" Анастасия Смурова и исполнительный директор издательства "Молодая Гвардия" Роман Косыгин. Эксперты рассказали о том, почему стоит издавать пьесы в 21-ом веке и об актуальности биографического жанра в современном издательском бизнесе, сообщает ИА PrimaMedia.
В наше время все большую популярность набирают читки — когда актеры произносят пьесы, не обыгрывая их на сцене. Такое действо по душе тем, кто имеет хорошее воображение и способен сам представлять себе спектакль.
По словам издателя Анастасии Смуровой, публикация пьес в наше время — это настоящий выход для многих авторов, так как некоторые произведения почти невозможно поставить на сцене. Они или "не зайдут", или режиссер может неправильно отразить с помощью актеров истинный посыл автора.
— Я люблю читки, но когда я посетила спектакли по этим пьесам, то поняла — зачастую режиссер не понимает, что написано. Совершенно блестящий текст становится плохим спектаклем. Я задумалась, что, может быть, не всегда пьесы нужно ставить. Я понимаю, что хочется драматургу, чтобы пьеса была поставлена, в том числе по финансовым соображениям, потому что оплачивается каждый показ. Но не тянут. Не умеют, — отметила Анастасия Смурова.
Анастасия Смурова. Фото: ИА PrimaMedia
В "багаже" издательства "Городец" есть опыт публикации пьес — это произведения драматурга Дмитрия Данилова, читку по тексту которого проводил Театр молодежи в 2020 году. Искусно созданная обложка, качество каждой страницы и даже шрифт привлекают внимание к книге. По словам Анастасии, они создали настоящий арт-объект, тираж которого быстро разошелся.
Миссия Анастасии — чтобы их примеру следовало всё больше издательств, чтобы в стране появилась тенденция издания красивых книг с пьесами, потому что красивая обложка — большая половина успеха.
— У нас есть возможность к каждой книжке подходить индивидуально. Чтобы это было арт-объектом. И пока мы, таким образом, будем привлекать людей. Когда все поймут, что купить сборник пьес будет так же хорошо, как хорошую повесть или роман, мы сможем поставить эту тему на широкие рельсы, — прокомментировала Анастасия Смурова.
Об одной из самых популярных серий биографических книг — "Жизни замечательных людей" (ЖЗЛ) — рассказал исполнительный директор издательства "Молодая Гвардия" Роман Косыгин. За 130 лет в серии ЖЗЛ вышло более 2000 выпусков, за 100 лет — около 800 биографий. За последние 25 лет вышло 1200 томов.
— В какой-то момент мы поняли, что ЖЗЛ — на определенного читателя. Тех, кто привык покупать эти книги. Но хотелось расширить читательскую аудиторию. Сделали это за счет другого оформления. Текст оставили такой же. Так мы расширяем читательскую аудиторию, — отметил роман Косыгин.
Роман Косыгин. Фото: ИА PrimaMedia
По мнению издателя, к чтению биографий людей привлекает действительность.
— У Достоевского есть "нет ничего фантастичнее действительности". Какой бы ни придумали вымысел, всё равно жизнь намного разнообразнее и интереснее любого вымысла. Привлекает реальная история и как человек этого добился. Это жизнь, которую человек прожил, и мы знаем итоги этой жизни, как он этого добился, — рассказал Роман Косыгин.
Он считает, что биографический жанр не изживет себя, как не исчезла за 130 лет существования библиотека ЖЗЛ.
Фестиваль проходит при поддержке правительства Приморского края, НКО "Фонд развития социальных инициатив", регионального оператора Исторического парка "Россия-Моя История" в городе Владивостоке АНО "Приморский культурно-исторический центр". Организаторами фестиваля являются медиахолдинг PrimaMedia, интеллектуальный клуб "Культбригада" и Дальневосточное представительство фонда "Русский мир". Генеральный поставщик воды — компания "Славда".