Откровенный тематический блок для взрослых (18+) проходил на Литературном фестивале Тихоокеанской России (ЛиТР, 6+) в субботу, 25 сентября. В ходе своих лекций эксперты из области литературы — современные прозаики и поэты — рассказали об использовании матов в поэзии, дали оценку сюжетам вокруг откровенных сцен и обсудили тонкости романа "Мой секс" (18+) Ирины Левенталь, сообщает ИА PrimaMedia.
В своей лекции "Инвективная и обсценная лексика в современной поэзии" поэт Максим Жуков дал оценку мату. Он считает, что достоинство ненормативной или обсценной лексики преуменьшается на фоне использования таких слов подростками.
"Как мат можно заменить? Это же пласт культуры. Дело в том, что мат — дело вкуса. Если ты правильно его выстраиваешь, то получается хорошо его использовать. Если его использовать сумбурно, как это делают дети, случайно нахватавшись где-нибудь, то слух действительно режет", — высказался поэт.

Максим Жуков. Фото: ИА PrimaMedia
Жуков дал совет начинающим авторам — научиться умело совмещать "ругань и мат" в своих произведениях, как это делали классики и некоторые современные поэты.
"Без них не смогли обойтись ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Державин, ни Есенин… Можно долго перечислять. Немиров, Лесин — авторы, использующие мат как игровой элемент. Если мы берем Бродского — у него везде гениально. Вот есть у него инвективы даже смешные", — заключил спикер.
Следующей из блока "18+" стала лекция "Формирование сюжета вокруг откровенных сцен" на примере романов писателя и журналиста Романа Богословского "Зачем ты пришла?" (18+) и "Токката и фуга" (18+). Автор начал с портрета современного читателя, который, по его словам, не так просто определить.
"Раньше было совершенно ясно: есть читатели, которые любят детективы, есть те, кто читает новую прозу. Сегодня я не могу определить портрет читателя. Настолько все сместилось, настолько все в таком плавающем состоянии, что абсолютно не понятно. Периодически мне встречаются такие порядочные люди, которые могут читать того же Буковски. Такое ощущение, что люди сегодня для себя открывают литературу заново", — заметил Богословский.

Роман Богословский. Фото: ИА PrimaMedia
Больше под анализ формирования откровенных сцен подошел "свежий" авторский роман "Токката и фуга". Замаскированный под детектив с сексуально-экономическим сюжетом, он повествует о жизни обычной российской семьи из девяностых, прототипом которого во многом стала сама жизнь писателя.
"Если весь роман пронизан какой-то эротикой, то нельзя взять просто и вырезать оттуда эту органику. Как можно это сделать? А мне предлагали. Кто бы знал именитых авторов, если бы у них вырезали эти откровения? Вся поэтика произведения выстроена на встрече, развитии отношений и их упадке. И все это от начала до конца зациклено на сексуальных отношениях", — рассказал писатель.
Завершила блок для взрослых презентация романа "Мой секс" Вадима Левенталя. Как оказалась, книга написана в соавторстве с бывшей женой поэта. Автор признался, что указание именно Ирины Левенталь на обложки издания должно быть одно,

Вадим Левенталь. Фото: ИА PrimaMedia
"Иначе назвать роман пришлось бы "Наш секс", — с улыбкой произносит Левенталь.
Сам по себе роман является воспитательным и отсылает читателя к классическому жанру 18-го века, где развитием сюжета становится история взросления, становление человека, и понимание себя. В содержании затрагиваются проблемы, связанные с сексуальной сферой.
"В русской литературе нет подходящего языка для выражения сексуального контекста. Либо это маты, либо слишком медицинская терминология. И когда ты начинаешь говорить словами, типа "половой акт", складывается впечатление, что это подготовительный материал для будущих сексологов", — заметил писатель.
Роман сложно назвать литературой травмы, где бы были высказаны женские переживания. Рассказ повествует о человеке, который прошел через трудности и "обрел сокровища своего тела". А также о том, как научиться сохранять свое отношение к жизни в часто жестоком с женщинами мире.