Пока Владивосток готовится стать городом-миллионником и образцом прорыва в будущее, сети столицы ДФО страдают от порывов в настоящем. Из года в год наблюдается одна и та же картина — канализационные стоки высвобождаются из дряхлых труб и прокладывают себе путь по улицам города куда-то в море. Но порывы обнаруживаются не только в стареющем металле, а еще и в коммуникациях с гражданами, которые узнают о плановых отключениях как придется. Чаще — по "сарафанному радио". И либо в день "сухих кранов", либо и вовсе постфактум.
В прошлом году ИА PrimaMedia сообщало о реках из нечистот, которые на набережной текли под ноги прогуливающимся жителям и гостям Владивостока. Тогда несколько недель туристы с фотоаппаратами, дети на самокатах и велосипедах, взрослые горожане натыкались на зловонные потоки прямо на входе на аллею от стадиона "Динамо" к рыбному рынку.
По словам постоянных обитателей Спортивной гавани, потоки канализации и жуткая вонь отравляют здесь жизнь уже около двух недель
Зимой 2021 года зловонный запах отпугивал горожан и гостей города от прогулок рядом с пирсом на набережной Спортивной гавани.
Последний раз центр "прорвало" в августе — под зону канлизационного подтопления попал пляж и набережная Спортивной гавани.
Прокуратура Владивостока провела проверку по публикации ИА PrimaMedia "Набережную в центре Владивостока затопило нечистотами из-за засора на сетях водоканала". Надзорным органом было установлено, что в августе 2021 года в районе прогулочной зоны набережной Спортивной гавани ввиду порыва на трубопроводе сети водоотведения произошел выход стоков бытовой канализации.
"Однако эксплуатирующим предприятием — "Приморским водоканалом" — не обеспечено своевременное текущее содержание объектов водоотведения, что привело к засорам и периодическим подтоплениям бытовыми стоками центральной части прогулочной набережной краевого центра", — говорится в сообщении ведомства. По данному факту прокурор города в адрес генерального директора предприятия внес представление.
"Периодическими подтоплениями" список претензий жителей к Примводоканалу не исчерпывается.
8 сентября во Владивостоке пережил "штатный коммунальный коллапс". Ровно сутки жители из Ленинского, Первореченского, Советского и Фрунзенского районов провели без воды. Это порядка 5400 домов. В "Примводоканале" объяснили "остановки" капитальным ремонтом перед отопительным сезоном — менялись задвижки, затворы, устранялись течи на сетях, ремонтировались колонки.
Многие жители получили предупреждение об отключении воды накануне вечером. Некоторые и вовсе пропустили сообщение, не успев подготовиться. На фоне вэфовских картин и фантазий о будущем тазики с водой выглядели особенно колоритно.
В кафе и ресторанах закрыли уборные, уроки в некоторых школах сократили до 30 минут. В туалетах офисных зданий ставили баки с водой и ведра для смыва, но от аммиачных запахов это не всегда спасало.
Отметим, что новостное сообщение о массовом отключении холодной воды на сайте Примводоканала появилось в день отключения — 8 сентября.
Новость об отключениях на сайте Примводоканала. Фото: ИА PrimaMedia
Согласно опросу "Из каких источников вы узнали о суточном отключении воды во Владивостоке?", проведенному в Телеграм-канале ИА PrimaMedia (12+), 42% респондентов ответили "Ниоткуда! Не видел никаких объявлений! Был в ярости!".
15% ответили, что прочитали на новостных сайтах, еще столько же — получили СМС-уведомление (или рассылку в мессенджерах) за несколько часов до отключения. 9% отметили, что оповещение "Водоканалом" об отключениях воды "всегда работают отвратительно".
Стоит отметить, что создать нормальную систему оповещения горожан о плановых отключениях воды — нормальная и современная практика. В России есть примеры городов, где оповещение жителей происходит не через "сарафанное радио", а с помощью многоканальной сетки источников. Так, например, в Москве есть онлайн-приложения, в автоматическом режиме отправляющие пользователям напоминания об отключениях.
Существуют и более понятные для отдаленных от центра регионов способы распространения информации об отключениях. Например, активное взаимодействие со СМИ, управляющими компаниями, муниципальными властями и т.д.
Чтобы узнать об отключениях во Владивостоке необходимо либо воспользоваться сторонними ресурсами, никак не связанными с Примводоканалом, либо использовать сайт предприятия. Однако о низком интересе людей к официальному представительству КГУП "Примводоканал" в Сети интернет также свидетельствуют данные опроса, согласно которым лишь 2% респондентов узнали о последнем масштабном отключении с помощью сайта primvoda.ru.
Эксперты отметили, что тактика "штатных коммунальных коллапсов" напрямую отражается на общем настроении жителей. Во Владивостоке сфера ЖКХ уже давно перешла в политическую плоскость и становится одним из факторов электорального поведения. В дальневосточной столице система жизнеобеспечение пока остается серьезным конвейером негатива и двигателем протеста.
Между тем, уже в среду, 29 сентября "из-за плановых ремонтных работ" в сотнях домов разных районов Владивостока снова пройдут отключения холодной воды. Повторятся они и 7 октября: